Украинская правда

Станет ли биометан моторным топливом в Украине

О чем свидетельствуют мировые тенденции развития транспортного сектора.

Транспорт играет решающую роль в мировой экономике, способствуя перемещению товаров, людей и услуг. Основными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и трубопроводный.

Ископаемое топливо доминирует в мировой транспортной отрасли, его доля составляет более 90%. Доля биотоплива в мировом потреблении энергии на транспорте составляет лишь 6%, его используют преимущественно грузовики.

Использование топлива в мире по видам транспорта, 2022 год

Поскольку мир движется к декарбонизации и устойчивому развитию, транспортный сектор должен уменьшить свой углеродный след, перейдя на низкоуглеродные и возобновляемые виды топлива. Текущие тенденции в транспорте, связанные с этим переходом, включают использование биотоплива и биометана, электромобили, "зеленые" авиационные технологии (устойчивое авиационное топливо), инновации экологического судоходства (сжиженный природный газ - LNG, "зеленый" метанол).

Энергетические тенденции в мировом транспорте включают использование биометана в сжатом (био-CNG) и сжиженном (био-LNG) видах. Биометан обеспечивает устойчивый и экономически конкурентоспособный заменитель ископаемого топлива. Это одна из немногих доступных альтернатив ископаемому топливу для больших расстояний и энергоемких сегментов транспорта, которая делает биометан ключевым игроком в переходе к климатически нейтральной экономике.

Переход на транспортное топливо с низким содержанием углерода является ключевым приоритетом Европейского Союза в рамках его более широкой стратегии по достижению климатической нейтральности к 2050 году. В этом контексте природный газ и биометан определены как жизнеспособные альтернативы ископаемому топливу.

Несколько директив ЕС обеспечивают нормативную базу для продвижения этих видов топлива, которые дополнительно поддерживаются национальными политиками.

Благодаря сочетанию обязательных целей, финансовых стимулов и мандатов на развитие инфраструктуры Евросоюз стремится ускорить переход от ископаемого топлива к более чистым и устойчивым видам топлива. Развертывание биометана для замены ископаемого топлива требует минимального дополнительного инвестирования ресурсов и времени для разработки новой инфраструктуры и технологий.

Использование био-CNG и био-LNG в европейских странах, 2023 год

Страна

Использование биометана на транспорте, ГВт-ч за год

Процент объема биометана, использованного на транспорте

Количество специализированных заправочных станций био-CNG и био-LNG

Количество заправочных станций CNG/LNG

Швеция

1 210

78

263/20

н/д

Италия

7 363

100

5/3

1 672/166

Германия

1 168

11

>60/29

980/159

Норвегия

431

75

29/8

н/д

Финляндия

242

100

67/11

70/14

Эстония

211

100

29/2

н/д

Источник: European Biogas Association Statistical Report 2024

Для использования в качестве топлива биометан сжимается минимум до 200 бар. Сжатый биометан может использоваться как автомобильное топливо - так же, как сжатый природный газ, а потому является полноценным заменителем природного газа. Дизельные и бензиновые автомобили могут быть оборудованы системами использования природного газа и биометана. Сейчас многие производители автомобилей имеют в своих модельных рядах специализированные автомобили на сжатом газе.

Биометан как моторное топливо в Украине

В Украине бензин и дизельное топливо являются основными энергоносителями для автомобильного транспорта, сельскохозяйственной и строительной техники, промышленного оборудования. Дизельное топливо используется преимущественно в грузовом транспорте, сельскохозяйственном секторе и спецтехнике, тогда как бензин остается основным видом топлива для легковых автомобилей.

В течение последних десятилетий потребление бензина и дизельного топлива в Украине колебалось. В 2000-2021 годах дизельного топлива использовалось 5,1-6,3 млн тонн в год. После 2008 года потребление бензина снизилось до 2 млн тонн в год в 2021 году. Потребление сжиженного газа было значительно ниже, хотя в целом оно росло - до 1,3 млн тонн в год в 2021 году. Сейчас потребление жидкого топлива на транспорте соответствует 10 млрд куб. м метана.

В "Национальном энергетическом и климатическом плане на период до 2030 года" индикативная цель по возобновляемым источникам энергии в валовом конечном потреблении энергии на транспорте до 2030 года составляет 17,2%. Если 17,2% топлива заменить биометаном, его потребление может достичь 1,7 млрд куб. м.

В Украине существуют традиции и опыт использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автобусов и грузового транспорта. Имеется сеть АГНКС, расположенных преимущественно в крупных городах и вдоль магистралей. К сожалению, объемы реализации метана на АГНКС снижаются преимущественно из-за небольшого количества транспортных средств, использующих этот газ в качестве топлива.

Использование биометана общественным транспортом может снизить загрязнение воздуха. Биометан целесообразно использовать не только в автотранспорте, но и в водном и железнодорожном транспорте не только в сжатом, но и в сжиженном виде. Использование биометана в качестве моторного топлива позволит аграриям получать собственный источник энергии из отходов и остатков собственного производства.

В городе Тарту, Эстония, весь общественный транспорт (более 60 автобусов) перевели на биометан
В городе Тарту, Эстония, весь общественный транспорт (более 60 автобусов) перевели на биометан

Барьеры для развития сектора в Украине

Сейчас, выбирая между биометаном и природным газом, владелец транспортного средства в Украине, скорее всего, отдаст предпочтение последнему, поскольку его цена значительно ниже экономически обоснованной цены сжатого биометана, а дополнительные стимулы для заправки биометаном отсутствуют.

Кроме того, инфраструктура и процессы для производства и розничной торговли био-CNG и био-LNG требуют дополнительных капитальных и эксплуатационных затрат. Чтобы осуществить экономически жизнеспособный переход на биометан, необходимо ввести финансовые стимулы, которые будут монетизировать сокращение выбросов парниковых газов как следствие использования биометана.

Еще одним препятствием для развития биометана в транспортном секторе Украины является отсутствие утвержденных долгосрочных стратегических целей для сектора биоэнергетики и биометана. В Украине нет юридически обязательной стратегии и дорожной карты производства, потребления и использования биометана.

Эта неопределенность препятствует инвестициям, поскольку предприятия и финансовые учреждения нуждаются в четких государственных ориентирах, чтобы оправдать долгосрочные инвестиции в производство биометана и инфраструктуру заправочных станций. В Украине отсутствуют национальные цели и обязательства по использованию биометана на транспорте.

Значительным препятствием для развития биометана в транспортном секторе Украины является отсутствие основного закона, который бы регулировал его производство и использование на транспорте. Еще одним препятствием для внедрения биометана является отсутствие установленных технических требований по его использованию в качестве моторного топлива.

Существенным препятствием для использования биометана в транспортном секторе Украины является недостаточное количество заправочных станций, которые могут работать на CNG, и полное их отсутствие для работы на LNG.

Что следует сделать

Для преодоления описанных барьеров предлагаются следующие меры:

- создание внутренней системы торговли выбросами парниковых газов, охватывающей и транспортный сектор;

- разработка стратегии и дорожной карты развития сектора биометана до 2050 года;

- разработка базового закона по использованию биометана в качестве моторного топлива;

- установление плановых показателей потребления биометана и количества газозаправочных станций;

- софинансирование государством создания инфраструктуры заправочных станций для работы на био-CNG и био-LNG;

- разработка технических стандартов для использования биометана в качестве моторного топлива;

- снижение пошлин и НДС при импорте оборудования для производства и потребления биометана, которое не производится в Украине.

Развитие биометана как транспортного топлива уменьшает выбросы парниковых газов, повышает энергетическую безопасность и поддерживает переход к более устойчивому энергетическому сектору. По нашему мнению, невыполнение этих задач и отсутствие прогресса в деле декарбонизации транспорта станет значительным барьером для вступления Украины в ЕС.

Соавтор - Юрий Матвеев, кандидат физико-математических наук, член наблюдательного совета Биоэнергетической ассоциации Украины

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
экология ЕС биотопливо