Девальвація неминуча
Моя порада: якщо нема за що купити долари, то хоча б не продавайте ті, що є. І, звичайно, тричі подумайте, чи варто класти гроші на депозит у гривні.
Недавно мы "отпраздновали" годовщину ревальвации 2005 и 2008 годов. Все согласятся, что это были абсурдные действия, которые не дали ничего, кроме подрыва стабильности экономики и потери миллионов населения. Но самое важное, что в конце каждого года курс "отыгрывал" обратно, и гривна обесценивалась против доллара.
Этот же сценарий повторяется сейчас. С вариациями, конечно, поскольку на дворе мировой кризис. Ревальвация уже, по сути, произошла. После неудавшейся попытки подскочить до уровня 9,5 в феврале 2009 года, Нацбанк административно зажал курс до уровня 7,5 гривны за доллар. Надолго ли?
Давайте вспомним обстоятельства, при которых проводились две предыдущие ревальвации. В обоих случаях правительственные социальные выплаты провоцировали большую инфляцию.
Тут же Кабмин цинично заявлял, что инфляция - это парафия Нацбанка, и он должен решать эту проблему. НБУ словно назло правительству не менее цинично "закручивал гайки" и изымал гривну из оборота.
Возникал недостаток денег в банковской системе. Рефинансирования регулятор, понятное дело, не давал. Чтобы держаться на плаву, банки продавали запасы валюты. Курс на межбанке проседал, а НБУ скупал доллары, понижая цену.
В 2005 году ревальвация составила почти 5% - с 5,3 до 5,05 гривны за доллар. В 2008 году курс просел с 5,05 до 4,6 гривны за доллар. В первом случае почти мгновенно, во втором - в течение месяца.
Поскольку эти игры проходили весной, через пару месяцев неизбежно приходило лето. В этот период инфляция обычно тормозится, потому что перестают дорожать продукты питания. Нацбанк и правительство торжественно отчитывались, что это они подавили рост цен. Шампанское, свечи, крики "ура!".
А в это время население в результате ревальвации теряло миллионы своих накоплений. Летом людям пришлось продавать доллары по меньшему курсу.
Нацбанк говорил: "Так держите сбережения в гривне". Ответим так: прошлым летом курс был 4,6 гривны за доллар, а сейчас - 7,5. Причем допустил это тот самый Нацбанк. Итого, вопрос о доверии к его действиям на повестке дня вообще не стоит.
Кроме того, и в 2005, и в 2008 году резко тормозилась экономика. Тот самый внутренний производитель, которого и Кабмин, и Нацбанк так сильно защищают. Недостаток кредитов и оборотных средств оказывали то же самое влияние, что и отбор крови из организма. Вы где-то видели бодрого донора?
В 2009 году события развиваются по похожему сценарию. Есть факт высокой инфляции. В отличие от "социалки" предыдущих лет, в этот раз рост цен обусловлен девальвацией 2008 года и повышением тарифов госпредприятий.
Факт второй: Нацбанк зажимает денежную массу. В 2005 и 2008 годах это было нужно для борьбы с инфляцией. В 2009 году - чтобы снять нагрузку с валютного рынка.
К тому же, больную банковскую систему приходится держать на "уколах" рефинансирования, и денежная масса неминуемо растет. МВФ же требует выдерживать "маяки" по приросту денежной массы и монетарной базы. Простыми словами, давать в экономику денег не больше, чем он сказал.
Результат тот же. Производство задушено, в том числе благодаря денежному голоду и банковскому мораторию, которого, оказывается, не было. А курс гривны к доллару искусственно и насильственно прогибается, хотя реальных предпосылок для этого нет.
Естественно, Нацбанк иного мнения. На всех углах распространяется легенда о том, что курс был "пережат", и возвращается к нормальным границам. Эту легенду поддерживают банки, которые не знают, что делать с имеющимися невозвратами. Даже при курсе 7,5 далеко не все клиенты могут платить по кредитам. А что будет при 9?
Получается такой себе поток лжи. Но что реально изменилось в стране? Вот лишь некоторые факторы, которые толкают курс к девальвации.
1. Большие выплаты по внешним долгам. Даже после того как банкам реструктуризируют половину задолженности, остальное все еще придется платить, а это минимум десяток миллиардов долларов.
2. "Замороженное" внутреннее производство, которое могло бы заменить импорт. Оно не может расти без кредитов и денег, которые из него вынимают в виде авансов по налогам в бюджет.
3. Нестабильность гривны. Вера в нее подрывается финансовыми "тромбами". Есть десяток банков с временными администрациями и еще, по оценкам специалистов, порядка двадцати таких же "дохлых" учреждений, но без временных администраций.
4. В канун выборов валюта всегда выводится из Украины, а не приходит в нее. Накануне этих выборов потоки могут разве что усилиться.
5. Сильно, если не окончательно, подорвано доверие к Нацбанку. Это признал даже исполнительный директор НБУ Игорь Шумило.
Что толкает курс к укреплению? Наверное, на стороне НБУ только один факт: импорт примерно сравнялся с экспортом. Да, это так. Но не потому ли, что пока не на что покупать товары за границей?
Почему же тогда курс укрепляется, а Нацбанк выкупает доллары на межбанке? Ответ давно известен - действует постановление НБУ, заставляющее банки продавать доллары, которыми сформированы резервы.
По словам самих банкиров, этих долларов у них нет, и требование глупое. А "дочки" иностранных банков вообще прямо отказались выполнять предписания регулятора, считая их нелогичными.
Если бы не это правило, НБУ до сих пор пришлось бы продавать доллары из резервов и удерживать ограничения на валютном рынке. Совершенно очевидно, что рано или поздно ему придется отменять требование формировать резервы только в гривне. И тогда уже ничто не сможет остановить девальвацию.
Единственное, что сложно предсказать, - это сроки. Вполне вероятно, что девальвация возобновится ближе к осени. Хотя, возможно, НБУ будет держать рынок "в клещах", пока не окончатся выборы. Это уже политика.
Отсюда совет населению: если не на что купить доллары, то хотя бы не продавайте уже имеющиеся. И, конечно, трижды подумайте, стоит ли класть деньги на депозит в гривне. Каким бы ни был процент, он будет съеден девальвацией.
И еще. Согласно данным майского макроэкономического консенсус-прогноза, на конец 2009 года один доллар будет стоить 9,14 гривны. Опрошенные компании дали свои ориентиры, которые находились в пределах от 8 до 12 гривен за доллар.
Свои данные для апрельского консенсус-прогноза представили Astrum Investment Management, Dragon Capital, Международный фонд Блейзера, БТА Банк, Concorde Capital, Эрсте Банк, Украинский деловой журнал "Эксперт", Альфа-Банк (Украина), Институт экономических исследований и политических консультаций, ING Bank Ukraine, OTP Bank, Phoenix Capital, "Сократ", УкрСиббанк, Foyil Securities, Международный центр перспективных исследований.
КОММЕНТАРИИ
Президент Украины Виктор Ющенко
19 мая глава государства спрогнозировал, что курс доллара продолжит снижаться. По его словам, об этом свидетельствует экономическая ситуация в стране, в том числе сбалансированный торговый баланс.
"Тенденция роста гривны стабильная", - сказал Ющенко и напомнил, что национальная валюта была "передевальвирована".
Премьер-министр Юлия Тимошенко
"Сегодня нет смысла ни крупным предприятиям, ни банкам держать искусственно доллары, ожидая их роста. Сегодня доллары необходимо продавать, потому что доллар падает, а гривна начинает укрепляться", - сказала Тимошенко 20 мая.
По ее словам, укрепление национальной валюты по отношению к доллару началось после получения второго транша кредита МВФ, а также прекращения оттока средств из банков. Такие факты говорят о признаках оздоровления украинской экономики.
"Я думаю, что это все позитивные тенденции, которые все-таки уже являются системными", - подчеркнула Тимошенко.
Экс-спикер, экс-глава НБУ Арсений Яценюк
"Как девальвация курса доллара - с пяти до десяти, так и ревальвация - с восьми до пяти, являются одинаковой катастрофой. США умышленно идут на то, чтобы снижать курс национальной валютной единицы. Зачем? Чтобы шел экспорт. И сегодня спасение Украины - только во внешних рынках. Искусственная поддержка курса - ни что иное, как политические прихоти", - сказал экс-глава НБУ.
22 мая политик заявил, что, как минимум, до сентября курс доллара сохранится на уровне 8 гривен за доллар.
По его мнению, это связано с существенным сокращением импорта, благодаря чему выровнялось сальдо торгового баланса Украины. Также исчезла валютная паника, и гривны на рынке стало меньше, что является признаком уменьшения спроса на валюту.
Первый зампред Нацбанка Анатолий Шаповалов
"Экономических предпосылок для того, чтобы курс гривны так стремительно сегодня девальвировал, нет. По нашему мнению, главным фактором падения все-таки является психологический фактор", - заявил Шаповалов еще в феврале.
Глава Совета Нацбанка Петр Порошенко
16 апреля он сообщил, что искусственная ревальвация гривны в мае 2008 года привела к утрате 10-12 миллиардов долларов золотовалютных резервов. По его словам, это произошло из-за отказа правления НБУ выкупить превышение своих доходов над расходами.
"Вместо этого для борьбы с инфляцией пошли на ревальвацию гривны. Это дало эффект на два месяца. Сейчас бы этих ресурсов хватило, чтобы удерживать ситуацию под контролем", - сказал Порошенко.
Председатель парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Николай Азаров
Очередной виток инфляции и очередная девальвация гривны - таковы неизбежные последствия того финансового сценария, который разыгрывают правительство Юлии Тимошенко и Национальный банк Украины. Так Азаров отозвался 26 марта после очередной покупки Нацбанком ОВГЗ на 1,5 миллиарда гривен.
"Происходит эмиссионная накачка бюджета. Мы уже предупреждали, что это самый опасный сценарий, чреватый повторением гиперинфляции 1990 годов. В сегодняшней ситуации это безнадежные долги правительства, которое за счет денежного печатного станка финансирует свои текущие расходы. А расплачиваться обесцениванием доходов придется всем гражданам страны", - сказал он.
"Для укрепления гривны нет объективных оснований. Это конъюнктурное явление, на которое реагирует ценовая политика", - добавил Азаров 18 мая.
"Импортеры и производители не ориентируются на ценники в обменниках. Они ориентируется на долгосрочные тенденции. Им нужно заложить такой курс, при котором они бы не оказались в убытке. Сейчас же, с учетом непредсказуемости политики правительства, они и реагировать не будут. Тенденция нуждается в серьезном осмыслении и изменении политики Нацбанка", - заявил депутат.
Руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий
"Нацбанку целесообразно во втором квартале 2009 года способствовать лишь умеренному усилению обменного курса гривны, поскольку сохраняется экономический спад, высокая инфляция и скрытый бюджетный дефицит", - заявил Литвицкий 26 мая.
Он пояснил, что усиление курса гривны в 2009 году не является отображением разворота в действии фундаментальных факторов: "Происходит коррекция избыточной девальвации национальной валюты в 2008 году на фоне снижения психологического напряжения на рынке и уменьшения давления на Нацбанк".
Аналитик компании Astrum Investment Management, ранее ведущий аналитик Международного центра перспективных исследований Алексей Блинов
"Нацбанк разослал украинским коммерческим банкам письмо с напоминанием о рекомендации устанавливать курсы заявок на межбанке в соответствии со средневзвешенным значением торгов за предыдущий день. Он также сузил параметры своих интервенций вдвое до 7,62-7,65 гривны за доллар.
Это отражает реакцию центробанка на события вторника 26 мая, когда гривна обесценилась менее чем на 1%. Регулятор обеспокоен неожиданными колебаниями гривны, и, похоже, де-факто возобновил политику фиксированного курса в Украине.
Диапазон для официального курса в ±2% от итогов межбанка остается исключительно реверансом в сторону МВФ, который хочет большей гибкости курса. Однако НБУ не готов и не хочет работать в режиме гибкого обменного курса.
Мы ожидаем, что инфляционное таргетирование, которое МВФ считает целью для валютного режима Украины, не будет установлено ни в 2009, ни в 2010 году. Таким образом, НБУ продолжит реализацию политики фиксированного курса.
Какими бы ни были принимаемые НБУ меры, мы ожидаем, что девальвационное
давление снова возрастет в августе 2009 года в условиях осуществления значительных внешних платежей и отсутствия дальнейших улучшений в торговом балансе".
Экс-зампред Нацбанка Сергей Яременко (отвечал за валютный рынок)
"Девальвация неизбежна в силу работы экономики, состояния торгового и платежного баланса, а также высоких платежей за газ.
То, что происходит сегодня, - не ревальвация. Гривна укрепляется за счет того, что валюта не востребована неработающей экономикой. Нет спроса ни для импорта, ни для погашения внешних заимствований.
Парадокс в том, что импорт падает, но мы не создаем импортозамещающие производства. Внутренне производство не работает, поэтому пройдет время, а импорт все равно останется. Зато экспорт продолжит падать.
Спрос на валюту неизбежен. По некоторым оценкам, до конца 2009 года он составит до 20 миллиардов долларов. Действия Нацбанка в таких условиях напоминают попытку протянуть время, зная о неизбежности исхода. Не исключено, что протянут даже до выборов".