Украинская правда

Все не хорошо. С какой экономикой Россия входит в 2025 год

Тысяча дней сопротивления украинцев и западные санкции не прошли даром для экономики России: военные расходы колоссально растут, а санкции накладывают все большие ограничения на международную торговлю.

Трещина в российской экономике

В 2024 году расходы Кремля на войну с Украиной достигнут рекордных 16,3 трлн рублей - более 8% ВВП и 41% всего центрального бюджета. В этом году военные расходы выросли на 59% по сравнению с 2023 годом, что обусловлено эскалацией интенсивности боевых действий.

Полагаясь на принципы "военного кейнсианства", лидеры РФ ожидали, что эти государственные расходы обеспечат макроэкономическую устойчивость и непрерывный экономический рост. Однако ставка не сработала из-за высокой зависимости страны от импорта и лишения гражданской экономики ресурсов в пользу ведения войны.

Есть одна важная деталь в организации этой войны. Модель привлечения в войско, которую выбрал Кремль, предусматривает высокие выплаты их солдатам. Это является новым способом ведения войн Россией, ведь исторически их солдат был почти бесплатным.

Годовые выплаты одному контрактнику составляют 4-4,5 млн руб, столько же выплачивают в случае тяжелого ранения или гибели на фронте.

Итак, население РФ воюет за деньги. Это колоссальные суммы, которые финансирует бюджет и которые доходят до 3,5 трлн руб в год. Соответственно, значительная часть бюджетных расходов на финансирование милитарных статей оседает у населения, занятого в войне.

От него средства "мигрируют" на депозиты коммерческих банков по двум причинам: высокие депозитные ставки на уровне 22-23% годовых при учетной ставке 21% и отсутствие достаточного предложения товаров и услуг для связывания этих денег. По состоянию на конец 2024 года на депозитах накопилось более 52 трлн рублей средств населения.

Этот денежный "горб" создает видимость роста финансового богатства россиян. Но под имеющиеся у населения средства нет товарного предложения, не создана добавленная стоимость в виде полезных товаров и услуг.

Война - это колоссальные непроизводительные затраты. Произведенный танк или пушка не имеют никакой потребительской ценности для индивида, в том числе и того, который ими оперирует на войне. Принесенная в жертву гражданская экономика не способна обеспечить такое предложение полезных товаров, которое бы сбалансировало и связало спрос.

Начиная с июня 2024 года в России официально отчитываются о прекращении роста промышленного производства. Этому есть ряд причин. Первая - дефицит работников из-за мобилизации, миграции в 2022 году и депортации среднеазиатских граждан после расовых преследований летом этого года.

Второй причиной является высокая стоимость заемных средств, которые предприятия заимствуют для операционной деятельности. На сегодня она уже превышает 25% и забирает у большой части компаний почти всю валовую прибыль.

К этому важно добавить последствия прекращения деятельности западных компаний в России, включая остановку обслуживания ими производственных линий. Эта мина замедленного действия уже начинает срабатывать.

Чтобы хоть как-то изменить текущее положение вещей, нужно перестроить ресурсы экономики на развитие гражданского производства. Но это означает кардинальное снижение военного финансирования, то есть фактическое прекращение или приостановление войны.

Под влиянием упомянутых факторов в экономике РФ развилось существенное нарушение баланса спроса и предложения или, иными словами, отсутствие полезных товаров под имеющиеся денежные знаки. Раскручивающаяся в РФ инфляция является прямым следствием этой деформации.

Без прекращения войны и/или снятия санкций выходы два: либо стагфляция (когда падает производство при одновременном росте цен), либо галопирующая инфляция, а далее и гиперинфляция, которая разрушает производственный процесс.

Это и есть ловушка, в которую загнала экономику РФ военная авантюра ее лидера.

Попытки остановить приближающуюся катастрофу

Власти РФ были вынуждены признать уровень инфляции в ноябре-декабре на уровне 0,4-0,5% еженедельно или 1,5-2% в месяц. Учитывая возможное искажение статистики, этот уровень может быть выше, и достигать 3% в месяц.

О начале стагфляции объявил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Совет директоров Центробанка РФ 20 декабря принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21%. Это решение принято под давлением промышленного лобби, в частности представителей военных производств России, у которых высокая стоимость кредитов отбирает ресурсы.

Де-факто, решение Банка России показывает, что регулятор исчерпал инструментарий инфляционного сдерживания. Повышение учетной ставки до 22% или 23% не будет иметь эффекта и это прекрасно осознает председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, как и свое бессилие.

После такого решения можем ожидать еще более интенсивного раскручивания инфляции. В жертву войне приносится не только гражданская экономика, но и финансовая система России.

Очевидно, это решение призвано сохранить производство продукции для войны и прибыли занятых там олигархов. Но финансовая система имеет свои законы и не терпит административного насилия, о чем она уже скоро заявит.

Что теперь с источниками финансирования войны

В этой ситуации важно, как будут финансироваться военные расходы. Войну России будут покрывать из трех главных источников: Фонд национального благосостояния, валовые доходы нефтегазовых компаний и прямая денежная эмиссия Центробанка.

Сейчас эти источники довольно ослаблены. В фонде благосостояния из 150 млрд долл по состоянию на начало большой войны осталось около 47 млрд долл в виде подсанкционного золота и китайских юаней. В 2022-2023 годах этот фонд ежегодно таял примерно на 50 млрд долл. Особенно большие расходы из него происходят в конце года, когда нужно осуществлять бюджетные расчеты по экономическим и социальным статьям.

Задолженность в этом году особенно высока, поэтому можно предположить, что остатков фонда будет не достаточно, чтобы покрыть под конец года бюджетный дефицит.

Подтверждением этого выступает скрытая эмиссия денег Центробанком РФ. Согласно ей, коммерческие банки в декабре получили краткосрочные кредиты для покупки правительственных облигаций. Объем этой эмиссии достиг 2 трлн руб. Следовательно, упомянутый фонд уже не может выполнять возложенных на него функций финансовой подушки правительства на особый период.

Прибыль нефтегазовых компаний уже и так забирается начиная с конца 2023 года. Обратной стороной этих экспроприаций является финансовое состояние компаний и их капитализация. Невероятное падение стоимости акций "Газпрома" - наглядный тому факт.

Наконец, эмиссия является тем инструментом, который охотно применяется Кремлем для финансирования войны.

Инфографика: Данные из российских официальных ведомств

Увеличение денежной массы в 1,5 раза в течение трех лет уже сыграло важную роль в раскручивании инфляции и выше упомянутых деформаций в экономике. Эмиссия, описанная выше, добавила еще 2 трлн руб к денежной массе в экономике. Большая часть этих средств попадет на потребительский рынок в январе-феврале 2025 года.

В следующем году складывается неблагоприятная для России комбинация факторов: "обмеление" Фонда национального благосостояния и ожидаемое падение цен на нефть, которая остается основным топливом милитарных расходов врага. Ключевые агентства прогнозируют цену 65-70 долл за баррель марки Brent по сравнению с 80 долл в этом году.

Возможности эмиссии остаются, но они очень рискованные в уже перегретой экономике с высокой и растущей инфляцией. Без этого инструмента они точно не обойдутся, а значит должны ожидать серьезной разбалансировки финансов агрессора уже в 2025 году.

Что в итоге

После провала блицкрига навязываемая Кремлем война стала войной на ресурсное истощение. Это означает, что она все больше забирает средства из других сфер, в том числе и социальных. Цены повышаются темпами 2% ежемесячно, а производство по меньшей мере не растет.

Население РФ все больше и больше испытывает негативное влияние войны из-за потери покупательной способности и осознания потерь в Украине. Эта война является более чувствительной к состоянию экономики, чем предыдущие войны России.

В этой войне население РФ воюет за деньги. Обесценивание этих денег из-за инфляции будет снижать их мотивацию воевать и гибнуть.

У Кремля отсутствуют инструменты для стабилизации инфляции и наращивания гражданского производства, кроме сворачивания военных расходов и снятия санкций. Последнее бы стало настоящим глотком свежего воздуха для их экономики.

В 2025 году экономика РФ будет работать в условиях исчерпания финансовых запасов в виде Фонда национального благосостояния и более низких цен на нефть. Эмиссионный агрегат остается наиболее доступным источником финансирования правительства, но и более опасным в условиях перегретой инфляцией экономики.

Не берусь точно прогнозировать дату глубокого кризиса, но (под действием таких обстоятельств) в первом-втором кварталах можем ожидать галопирующую инфляцию на уровне 3-4% в месяц, а это уже фактически вхождение в кризис. В дальнейшем уже к середине года, вероятнее всего, произойдет стремительное усиление кризисных настроений их населения.

В отличие от врага и благодаря помощи партнеров украинская экономика финансами на 2025 год обеспечена. Поэтому разговоры о способности экономики РФ финансировать войну на истощение дольше, чем Украина с поддержкой партнеров выглядит пропагандой.

Из-за упомянутых экономических деформаций Кремль уже находится под сильным давлением экономических обстоятельств. Экономика становится фактором, который может заставить Путина приостанавливать эту фазу войны и искать ослабление санкций.

Россия экономика санкции война