Стратегические полезные ископаемые: указатель развития для Украины
Какие полезные ископаемые могли бы стать частью взаимовыгодного соглашения с США и к чему Украине необходимо заблаговременно подготовиться?
Переход к экономике чистой энергии требует инвестиций в инфраструктуру возобновляемых источников энергии, что требует использования большого количества критических полезных ископаемых. Физические свойства делают их востребованными также в качестве аэрокосмического материала для самолетов, ракет, космических аппаратов и спутников связи, а также для использования в автомобильной электронике, компьютерной и телекоммуникационной отраслях.
По данным Международного энергетического агентства, в 2040 году миру понадобится в четыре раза больше критических полезных ископаемых, чем добывается сейчас - от 7 млн тонн до 28 млн тонн. К тому моменту на нужды энергетического перехода понадобится 40% мирового производства меди, 60-70% производства никеля и кобальта и почти 90% производства лития.
На таком уровне добыча сейчас не осуществляется. Кроме того, добыча критических полезных ископаемых сосредоточена в нескольких странах мира. На Индонезию приходится 60% мирового производства никеля, а Демократическая Республика Конго (где сейчас гражданская война) поставляет почти 70% мирового объема кобальта, львиную долю которого добывают китайские предприятия. Переработка критических минералов и производство готовой продукции преимущественно сосредоточены в Китае, где обогащается почти 60% мирового объема лития и около 80% других критических минералов, а также находится более трех четвертей передовых технологий по производству аккумуляторов для электромобилей.
В последнее время КНР уже ввел лицензирование экспорта своей продукции, содержащей редкие минеральные элементы (вольфрам, висмут, галлий, германий, индий, молибден, теллур), используемой в производстве электроники, энергетике и военной промышленности, что привело к существенному росту мировых цен на эти полезные ископаемые.
В настоящее время в США, Великобритании и странах ЕС добывают совсем незначительные объемы этих критических минералов, а обогащают их еще меньше. Подавляющее большинство новых проектов было нацелено на развитие звена построения конечной продукции (например, гигафабрик по сборке электромобилей), или различных ее компонентов, в частности литий-ионных батарей. Поэтому на мировой повестке дня развитых стран мира - строительство новых рудников и горно-обогатительных комбинатов, а также обеспечение безопасности источников поставок критического сырья.
Учитывая этот глобальный тренд и прогнозируемый стремительный рост спроса на мировом рынке на полезные ископаемые из так называемой группы "минералов будущего", крайне важным для Украины является наращивание их добычи и создание мощностей по обогащению (вторичной переработке) и, по меньшей мере, промежуточного производства продукции внутри страны. Такая политика должна привести к занятию доли определенного премиального и стратегического сегмента рынка, усилив значение Украины на мировой арене.
Потенциал Украины
Анализ перечней полезных ископаемых, отнесенных к стратегическому и критическому сырью, свидетельствует, что в Украине сосредоточено 23 из 50 стратегических минералов, определенных США как критически необходимые, и 26 из 34, признанных ЕС критически важными, а также 8 из 18, отнесенных к таковым правительством Великобритании.
Сейчас эта группа полезных ископаемых в Украине разрабатывается частично и почти не используется для изготовления металлических сплавов и продукции конечного производства. Действующими являются 30 специальных разрешений на разработку титана, циркония, тантала и ниобия, редкоземельных, лития, бериллия, никеля, а также графита.

Кроме того, на балансе государства насчитывается еще более 30 нелицензированных (вакантных) месторождений и около 400 перспективных рудопроявлений, а в управлении государства находится ряд важных производственных активов по производству металлического титана, алюминия, кремния, германия, галлия.
Среди перечисленных полезных ископаемых, Украина входит в топ-10 стран по добыче титановых руд, циркония и графита. Остальные минералы пока не добываются. Рассмотрим их подробнее.
Титан и бериллий - для аэрокосмической и оборонной промышленности
Титан является важным сырьем для аэрокосмической, оборонной и химической отраслей. Украина обладает крупнейшими залежами титана в Европе, имея 5-е в мире запасы титанового рутила, которые способны удовлетворить потребности, например США и ЕС в металлическом титане в течение более 25 лет.
Украина торгует преимущественно сырьем с низкой добавленной стоимостью, являясь экспортером титанового концентрата и в незначительных объемах полуфабрикатов (шлака и губки). Из-за отсутствия необходимых промышленных мощностей мы не производим изделия из металлического титана в коммерческих объемах и совсем не производим листовой прокат, которые необходимы, в частности, для отечественной авиакосмической и оборонной промышленности.
Поэтому Украина заинтересована в налаживании партнерства с иностранными предприятиями и инвесторами для развития отечественной титановой отрасли, что предусматривает стимулирование строительства новых производства металлических изделий, а также выпуска неметаллической продукции (белого красителя) на базе существующих промышленных площадок в Житомирской и Днепропетровской областях. Объем необходимых капитальных инвестиций на реализацию таких проектов превышает сумму в 1,5 млрд долл.
Разработка же Стремигородского месторождения, одного из крупнейших в мире коренных залежей титана потребует от 500 млн долл. на строительство шахт и нескольких перерабатывающих комбинатов.
В мире всего несколько стран занимаются добычей и переработкой бериллиевых руд. В Украине есть одно разведанное Пержанское месторождение бериллия, специальное разрешение на разработку которого было предоставлено в 2019 году частному украинскому инвестору (BGV Group). Запасы оксида бериллия этого месторождения составляют 13,9 тыс. тонн, что рассчитано на более чем двадцать лет мировой добычи. Инвестиции на комплексную реализацию этого проекта, с изъятием всех сопутствующих полезных элементов, может достигать 300 млн долл.
Литий и графит - для хранения энергии
Запасы литиевой руды в Украине в масштабах мира незначительны, в то же время составляют ориентировочно треть от доказанных залежей европейских стран, что позиционирует ее как потенциального важного поставщика катодов для гигафабрик ЕС.
Сейчас литий в Украине не добывается. Известны три разведанных месторождения, одно из них является залицензированным (компания ULV), и один предварительно изученный участок литиевых руд. К сожалению, два из этих объектов сейчас находятся на временно оккупированной территории. Объем необходимых инвестиций на первой стадии проектов (добыча и производство карбоната или гидрооксида) составляет от 150 до 350 млн долл. на одно месторождение, в частности для разработки вакантного участка "Добра".
В Украине сосредоточены одни из крупнейших в мире запасы графитовых руд, которые можно перерабатывать в анод для аккумуляторных элементов. Известны шесть месторождений, из которых в настоящее время участок одного эксплуатируется Заваловским графитовым комбинатом (компания Volt Resources), продукция которого поставляется во многие страны мира, в том числе и в США, еще на три месторождения были выданы спецразрешения в 2019 и 2021 годах (BGV Group, турецкая Onur Group). Общая сумма необходимых инвестиций для модернизации и строительства производственных мощностей для изготовления высокочистого сферического графита на двух месторождениях оценивается в 650 млн долл.
В то же время, дальнейшие стадии - анодное и катодное производство для батарей, или же завод по изготовлению аккумуляторов - зависят от наличия других видов полезных ископаемых (кобальт, никель, медь и др.), необходимых для производства, а также сотрудничества с международными корпорациями, которые являются конечными потребителями продукции из лития и графита.
Редкие, редкоземельные металлы - ценные компоненты для полупроводников
Перспективы добычи тантала и ниобия и редкоземельных элементов в значительной степени связаны с успешностью освоения Новополтавского месторождения апатитовых руд, Азовского месторождения редкоземельных металлов (оба сейчас временно неподконтрольны Украине) и потенциально нескольких других рудопроявлений, вместе с налаживанием технологий их извлечения из ильменитовых руд, особенно накопленных в многолетних техногенных отвалах производств 7 действующих горнообогатительных предприятий.
Украина имеет значительные запасы германия, который является сопутствующим ценным компонентом ряда полезных ископаемых и содержится в газовом и каменном угле, буром угле (в частности, Малобиганское месторождение), а также - в золе, образующейся в результате сжигания угля для производства электроэнергии. Кроме того, германий рассеян в отходах свинцово-цинкового производства, шлаках металлургии и углистых глинах.
Во времена СССР и в начале 2000-х годов источником получения германия в Украине служил коксующийся уголь, его извлечение осуществлялось на установках коксохимических заводов, а обработка происходила на гидрометаллургических мощностях Запорожского титано-магниевого комбината, которые предусматривали изготовление от очищенного тетрахлорида германия до выращивания оптических монокристаллических германиевых линз.
Перспективным является возобновление производства галлия на Николаевском глиноземном заводе как сопутствующий процесс изготовления алюминия при переработке бокситов (ресурсом может стать разработка Высокопольского месторождения алюминия), а также налаживание производства кристаллического кремния из высококачественных кварцевых песков, в частности Глуховского карьера в Сумской области. Во времена СССР в Украине было сконцентрировано 80% производственной мощности кремния, который производился в г. Запорожье на заводе полупроводников и производственном алюминиевом комбинате.
Уран - энергетическая безопасность
Уран является жизненно важным для энергетической безопасности, особенно в производстве атомной энергии, предлагая стабильное энергоснабжение с низким содержанием углерода. Глобальная цепочка поставок урана сталкивается с растущими рисками со стороны России и Китая, которые контролируют более 55% мировых мощностей по обогащению урана.
ЕС и США почти не добывают урановую руду, а объемы добычи в Украине, которая владеет 2% мировых запасов урана, более чем в 10 раз превышают их добычу.
Украина имеет потенциал для интеграции в глобальную цепь поставок ядерного топлива путем производства ядерных топливных элементов и расширения собственной добычи урана путем комплексной модернизации действующих шахт государственного предприятия ВостГОК и стимулировании разработки новых урановых залежей методом выщелачивания.
Кроме того, при условии технического переоснащения мощностей Днепродзержинского химического завода, в Украине может изготавливаться диоксид и металлический цирконий, который используется в атомной промышленности для производства исключительно тепловыделяющих топливных элементов.
Итак, имеющиеся ресурсы в Украине и глобальные перспективы разработки "минералов будущего" - особенно, титана, графита, редкоземельных, лития, бериллия , а также урана - на сегодня дают нашему государству возможность стать элементом общих цепей поставок со стратегическими Североатлантическими партнерами и странам-партнерам ОЭСР, способствуя экономической интеграции национальной экономики в современные высокотехнологичные производственные циклы.
В то же время, для разведки собственных месторождений и начала их разработки Украина должна привлечь большой капитал и новейшие технологии. Необходимые средства и экспертизу могут обеспечить только частные компании, которые имеют большой исследовательский и практический опыт. Государство должно обеспечить необходимые регуляторные условия для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли недропользования по сравнению с добывающими странами-конкурентами на международной арене.
Целесообразно отметить, что в последние годы правительство Украины совместно с ответственными предприятиями отрасли активно работало над продвижением развития сектора критических минералов в Украине с целью приглашения иностранных партнеров и получения западного кредитования. Определенными достижениями можно считать приобретение нескольких украинских активов венчурными инвесторами из Австралии (Volt Resources), Турции (Onur Group) и Азербайджана (NEQSOL Holding), а также заключение ряда важных межправительственных соглашений и определение Евросоюзом этого направления развития приоритетным в программе Ukraine Facility.
Стратегическое партнерство с США можно считать наиболее многообещающим, это является логичным и необходимым действием для обеспечения стремительного развития новых компетенций Украины в высокотехнологичных и инновационных секторах экономики. Суммарный объем инвестиций в реализацию упомянутых 20 проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, построению производств из них промежуточной продукции по экологически дружественным стандартам, а также модернизации существующих традиционных промышленных площадок, составляет от 10 млрд долл. до 15 млрд долл. Этих средств нет ни у украинского бизнеса, ни у украинского государства.
Между тем, Украине стоит сделать три очевидных шага, которые позволят быстро превратить наши слабые стороны в сильные.
Первая преграда - закрытость и качество геологической информации. Информация о запасах ряда критических полезных ископаемых имеет ограниченный доступ, что делает невозможным ее публичное обнародование и свободное распространение среди потенциальных инвесторов. Созданная же для потенциальных инвесторов "data room" с описательной геологической информацией об участках недр требует дополнительной верификации со стороны иностранных экспертов для повышения уровня доверия и надежности.
Вторая преграда - заключение соглашений о разделе продукции (СРП). Проведение конкурсов и подписание соглашений остаются сложной и длительной процедурой, неопределенные особенности алгоритма распределения добытых твердых полезных ископаемых между инвестором и государством. Фактически, в текущем законодательстве, пока СРП - это единственный реальный механизм привлечения крупного иностранного капитала.
Третья преграда - государственная поддержка проектов по добыче и переработке. Нехватка финансово-экономических инструментов стимулирования развития сектора обогащения и повторной переработки стратегических минералов, а также отсутствие механизма гарантирования права пользователей недр на земельные участки, без получения доступа к которым разработка полезных ископаемых невозможна.