Украинская правда

Как избежать правовых рисков коллаборации

Законодательство позволяет правоохранителям трактовать действия бизнесов очень широко. Как его не нарушить?

В 2024 году было открыто более 9 тыс. уголовных производств по статьям о коллаборационной деятельности и пособничестве государству-агрессору. В частности, до 1 августа 2024 года открыто 8 464 уголовных производства по статье "коллаборационная деятельность" (статья 111-1 УКУ) и еще более 1 тыс. по похожим статьям.

Эти цифры свидетельствуют об активизации правоохранительных органов в борьбе с коллаборационизмом и пособничеством, что создает новые вызовы для бизнеса.

Законодательная база

Уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за:

  • коллаборационистскую деятельность (статья 111-1 УКУ): добровольное занятие должностей в оккупационной администрации, участие в мероприятиях в поддержку государства-агрессора, передача ресурсов или информации врагу, публичное отрицание факта агрессии РФ;
  • пособничество государству-агрессору (статья 111-2 УКУ): любые формы помощи государству-агрессору, независимо от формы: логистическая, техническая, информационная поддержка; участие в подготовке или обеспечении боевых действий; помощь в оккупации территорий или работе оккупационной власти.

Коллаборационная деятельность содержит исчерпывающий перечень действий, который прямо указан в уголовном законодательстве. В свою очередь, пособничество государству-агрессору содержит оценочную формулировку, которая охватывает любое содействие агрессору.

Риски для бизнеса

Правоохранительные органы могут трактовать определенные действия бизнеса как коллаборацию или пособничество, в частности:

  • уплата налогов или сборов в "бюджет" оккупационных властей,
  • работа магазинов, СТО, предприятий на оккупированной территории,
  • участие в "общественных собраниях" с участием оккупантов,
  • размещение рекламы, сотрудничество со СМИ РФ,
  • передача имущества или транспорта для нужд врага,
  • предоставление списков сотрудников или другой информации,
  • ремонт техники оккупационной армии,
  • логистика или поставки для военных РФ.

Действия, которые бизнес может считать "нейтральными", могут быть расценены как коллаборация или пособничество. В современных условиях войны в Украине ведение бизнеса требует не только оперативной гибкости, но и повышенного уровня юридической осмотрительности.

Предприятие может стать объектом проверок или уголовного производства даже без умысла или реального нарушения. Чтобы минимизировать эти риски, следует системно подходить к оценке партнерств, процессов и решений.

Что критично проверять

1. Контрагентов. Проверяйте каждую компанию или лицо, с которым ведете хозяйственную деятельность. Это включает юридическую историю, текущий статус, страну регистрации, возможные связи с агрессором или оккупационными администрациями.

2. Бенефициаров, собственников, места регистрации. Даже если компания зарегистрирована в Украине, ее конечные владельцы могут иметь гражданство России или быть связанными с санкционными режимами. Места регистрации также важны: компании с адресами в Крыму, ОРДЛО или РФ представляют повышенный риск.

3. Санкционные списки. Работать с субъектами, которые находятся под санкциями, означает рисковать всем бизнесом. Обязательно проверяйте через открытые базы санкций: СНБО Украины, американский OFAC, европейский консорциум санкций, американский OFAC.

4. Геолокации клиентов и партнеров. Поставка товаров, услуг или предоставление доступа клиентам с временно оккупированных территорий может расцениваться как сотрудничество с врагом. Контролируйте IP-адреса, адреса доставки, точки входа в вашу ИТ-систему.

Превентивные шаги для безопасности бизнеса

1. Полная правовая проверка контрагентов (Due Diligence). Проводите регулярную юридическую проверку всех партнеров, новых и действующих сделок с участием юристов или через специализированные сервисы мониторинга (YouControl, Liga360, OpenDataBot).

2. Политика Know Your Customer (KYC). Это процедура, позаимствованная из финансового сектора, которая позволяет собрать и хранить базовую информацию о клиентах и партнерах: идентификационные данные, местонахождение, подтверждение легальности бизнеса. В условиях войны это обязательная практика для B2B.

3. Прозрачная деятельность и фиксация решений. Все решения, особенно относительно работы на приграничных или рисковых территориях (протоколы, приказы, переписка, внутренние обоснования), следует документировать. В случае расследования это станет защитой.

4. Внутренние комплаенс-процедуры. Внедрите или обновите внутреннюю систему соответствия (compliance): четкий регламент поведения, выявление конфликта интересов, отчетность по подозрительным операциям. Это помогает не только избегать нарушений, но и демонстрировать государству вашу добропорядочность.

Выводы

Военное положение создает особые условия для бизнеса: правовые риски существенно возрастают. Статьи 111-1 и 111-2 УКУ имеют широкие формулировки, что позволяет правоохранителям трактовать действия бизнеса очень широко. Побочное участие, хозяйственные связи, нейтральность могут быть расценены как коллаборация или пособничество. Имеются реальные кейсы, когда действия квалифицировались ошибочно или "по ошибке".

В таких условиях бизнесу необходимо быть особенно внимательным, тщательно проверять контрагентов и соблюдать законодательство, чтобы избежать правовых рисков.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство РФ бизнес