Українська правда

Нові податки для заможних: детінізація чи хрестовий похід на бізнес?

Нові податки для заможних: детінізація чи хрестовий похід на бізнес?

Введення диференційованих податкових ставок вплине і на бізнес, і на населення. Якими будуть наслідки? (рос)

Детенизация экономики путем увеличения налоговой нагрузки и прозрачности, кроме позитивного социально-общественного эффекта и пополнения бюджета, имеет другую сторону: убивает малый и средний бизнес (МСБ) в Украине.

В этом секторе задействовано около 80% рабочих мест в стране, однако эти процессы остаются без должного внимания со стороны правительства.

За пять лет войны прибыль многих предприятий МСБ снизилась, некоторых — в разы. Исключение составляют компании экспортно-ориентированных отраслей, IT-сферы, аграрного сектора и монополий. В первую очередь — из-за снижения покупательской способности в три раза и роста конкуренции на внутреннем рынке.

Потребители стали тратить меньше и сдержаннее. Удержать их становится сложнее и дороже, в ход идут разные маркетинговые ходы и PR-активности.

Игроки на рынке либо успевают трансформироваться, изменить стратегию, минимизировать издержки, угадать момент входа-выхода, подстроиться, либо под давлением роста издержек и фискальной нагрузки закрываются.

Кроме того, на норму прибыли предпринимателей негативно влияет рост расчетов банковскими картами: с 12,4% в январе 2013 года до 45,1% в начале 2019 года. В среднесрочной перспективе этот показатель будет расти до европейского уровня. Так, в Швеции он составляет 98%. Для многих предпринимателей это проблема.

У них возникают дополнительные транзакционные расходы в виде процента за обслуживание эквайринга (1,6-2,5% от оборота) и расходы, связанные с банковским обслуживанием (1-3%). Сократить эти траты невозможно, так как они имеют свою себестоимость и рыночный характер предоставления услуг.

При росте безналичных расчетов закономерно растет и сумма НДС-операций.

В себестоимости продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности, общественного питания, входной НДС, который формируется за счет закупки товаров и услуг, составляет 10-60%, остальное — это расходы без НДС: зарплата, налоги, амортизация, проценты, прибыль, рентные платежи за паи.

Это создает огромную фискальную нагрузку, несоизмеримую с другими сферами предпринимательства, и порождает налоговые оптимизации. Результат — уголовные дела против руководителей предприятий и партнеров.

Государство не оставляет выбора: или работай на него и плати все налоги, или рискуй, чтобы жить достойно. Абсурдная ситуация: часто прибыль многих представителей МСБ равна размеру налоговой оптимизации.

Однако именно представители малого и среднего бизнеса создают рабочие места для 80% населения и удерживают его от трудовой миграции. Они не фиксируют прибыль у нерезидентов, не манипулируют ТЦО, не получают госдотаций. Они не имеют доступа к дешевым кредитам на внутреннем или внешнем рынках.

Можно сказать: это дикий капитализм, и выживет сильнейший, однако не все так прямолинейно. Для развитых стран маржа прибыли 3-10% приемлема в связи со стабильностью макроэкономического состояния и устойчивым развитием. В Украине это не всегда покрывает даже официальный уровень инфляции.

[BANNER1]Налоги как инструменты господдержки

На законодательном уровне в кратчайшие сроки надо принять два фискальных инструмента: дифференцированную ставку НДС и прогрессивную ставку подоходного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по принципу "богатый платит больше" как элемент фискальной справедливости.

Дифференцированная ставка НДС — более сдержанное налоговое новаторство для Украины, чем налог с продаж, как в США, налог с оборота или налог на выведенный капитал с меньшими фискальными рисками для бюджета. Эта ставка давно используется в ЕС. Украина ратифицировала соответствующую директиву.

В Евросоюзе, согласно третьему приложению директивы 2006/112/ЕС о совместной системе налога на добавленную стоимость, сниженные ставки НДС разрешено применять к определенным группам товаров и услуг.

Среди них — продукты питания, кроме подакцизных товаров, общественное питание, ресторанное обслуживание, услуги ЖКХ, лекарства и оборудование для людей с особыми потребностями, книги, газеты, журналы, учебная литература, операции с аграрной продукцией, деятельность гостиниц, пассажирские перевозки, социальные и частные некорпоративные услуги, медицинские услуги.

Действующие ставки НДС в странах Европы

СтранаОсновная ставкаВарианты сниженой ставки
Австрия201310
Беларусь20100,5
Бельгия21126
Болгария209
Великобритания205
Голландия216
Греция24136
Дания25
Ирландия2313,594,6
Исландия25,57
Испания21104
Италия22105
Кипр1995
Латвия2112
Литва2195
Лихтенштейн83,82,5
Люксембург171483
Мальта1875
Молдова20650
Германия197
Норвегия251511,118
Польша2385
Португалия23136
Россия1810
Румыния199
Сербия2010
Словакия2010
Словения229,5
Турция1881
Венгрия27185
Украина207
Финляндия241410
Франция20105,52,1
Хорватия25135
Чорногория197
Чехия211510
Швейцария83,82,5
Швеция25126
Эстония209

В парламенте зарегистрирован законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения при уплате НДФЛ. Согласно документу, максимальная ставка налога составляет 48%. Ее должен платить тот, кто получил доход более 500 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц — 960 500 грн.

Минимальная ставка составляет 5%. Ее должен платить тот, кто получил доход в размере до трех прожиточных минимумов — 5 760 грн. Также законопроект предлагает ввести прогрессивное налогообложение НДФЛ и доходов в виде дивидендов, инвестиционных доходов и всех остальных доходов физлиц.

Согласно законопроекту, ставка налогообложения будет зависеть, в первую очередь, не от происхождения доходов, а от их размера. Такой подход — попытка приблизиться к решению дилеммы социальной справедливости путем поддержки незащищенных слоев населения в условиях роста уровня дохода в Украине.

[BANNER2]Результаты для экономики

Введение дифференцированных налоговых ставок повлияет и на бизнес, и на население. Какими будут основные последствия?

Фискальная справедливость для бизнеса и потребителей позволит увеличить прибыль предприятий МСБ и покупательскую способность населения. Рост прибыли в бизнесе увеличит оборотные средства для инвестирования.

Снижение цен на продукты питания на 5-10% повысит ценовую конкурентоспособность отечественных производителей и уровень потребления.

Рост доходов населения приведет к росту потребления, а рост потребления позволит увеличить объемы производства. В свою очередь, рост объемов производства сократит уровень безработицы и увеличит налоговые сборы.[L]

Еще одно последствие — появятся равные конкурентные условия работы для производителей — плательщиков НДС и неплательщиков этого налога.

Опасения касательно сложности администрирования разных ставок НДС и подоходного налога или потерь бюджета небеспочвенны, но это дело времени.

Опыт администрирования дифференцированных ставок НДС и подоходного налога есть в странах ЕС. Европейские партнеры, скорее всего, поддержат реформирование налоговой системы и внедрение фискальных изменений.

Недополученные бюджетом средства можно будет покрыть за счет сокращения суммы возврата НДС экспортерам, снижения потерь государства на схемах уклонения от НДС и формирования фиктивного НДС, за счет роста потребления и производства, детенизации экономики в части легализации сотрудников.

Вместе с дифференцированной ставкой НДФЛ будет пропорционально подниматься минимальная зарплата. Из-за снижения уровня издержек и роста рисков сократятся объемы обналичивания для выплаты зарплат.

Прекратятся схемы, построенные по принципу "один сотрудник получает огромную зарплату и позже она раздается другим в конвертах". Они станут экономически невыгодными. Это будет стимулировать дополнительное наполнение бюджета и сокращение оборотов конвертационных центров.

Сильная и прозрачная экономика — гарантия стабильности и национальной безопасности. Государство должно активно участвовать в построении одинаковых правил игры, сделать встречный шаг в решении вопросов фискальной справедливости ради поддержки бизнеса и роста благосостояния населения.

Виктор Брановицкий, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории КНЭУ

законодавство податки ПДВ ЄС тіньова економіка