Електронні торги: хто заробить на тендерах
В Україні з'являється новий ринок - електронних тендерних послуг для держави. Приватні інтернет-майданчики допоможуть держкомпаніям знаходити найкращі пропозиції за оголошеними тендерами. Натомість вони будуть стягувати плату з учасників закупівель. (Рос.)
В Украине появляется новый рынок - электронных тендерных услуг для государства.
Частные интернет-площадки помогут госкомпаниям находить лучшие предложения по объявленным тендерам.
Взамен они будут взимать плату со всех участников государственных закупок.
Уже в 2015 году доходы таких сервисов могут превысить 1 млрд грн.
Ускользающие миллиарды
Ежегодно Украина тратит более 100 млрд грн из бюджета на закупку товаров и услуг для государственных предприятий.
До 40% этих средств, по разным оценкам, оседает в карманах недобросовестных чиновников, отвечающих за закупки.
Чтобы минимизировать нецелевое использование средств и расширить круг поставщиков, которые могут претендовать на госзаказы, чиновники из Администрации президента совместно с общественными активистами и бизнесом инициировали переход на электронную систему торгов.
Идея интернет-тендеров не нова. В Украине ее озвучивали представители предыдущей власти с 2011 года. Был даже принят соответствующий закон. По словам советника АП Марии Горностай, процесс не пошел - тогда государство не смогло договориться с частными площадками. Теперь все начали с нуля.
В том числе - отказались от идеи создания системы на базе существующих сайтов tender.me.gov.ua и ips.vdz.ua (ГП "Внешторгиздат Украины"), где сейчас публикуется информация о проведении госзакупок и их результатах. По словам Горностай, уровень доверия бизнеса к таким ресурсам крайне низок.
"Заместитель директора "Вестника государственных закупок" (государственный информационный бюллетень. - Ред.) привлекался к уголовной ответственности за появление на портале тендеров задним числом, и уже через месяц после обвинительного приговора был восстановлен в должности", - рассказывает она.
Чиновник добавляет, что уже полтора месяца общественные организации "клещами" вытягивают из "Вестника" базы данных о тендерах. Саботаж преодолевается только при помощи отдельных распоряжений министра.
Нажмите для увеличения |
Prozorro или мутновато?
Пилот новой системы электронных госзакупок под названием Prozorro стартовал в феврале 2015 года. Его используют для допороговых закупок товаров - до 100 тыс грн и услуг - до 1 млн грн. Их проведение регулируется гораздо меньше, чем "дорогие" тендеры, и не требует сложных изменений в законодательство.
Система представляет собой центральную базу данных, которая постоянно обновляется, и модуль аукциона, к которому могут подключаться электронные торговые площадки частных компаний.
К системе также подключен модуль мониторинга и аналитики. Для доступа к базе объявленных тендеров участники могут использовать любую площадку.
Нажмите для увеличения |
Разработала систему львовская компания "Группа квинта", а работу курирует Мирослав Опыр. Компания работает по договору с организацией Transparency International Ukraine. Последняя формально является заказчиком и владельцем системы, так как юридически организации Prozorro не существует.
Как рассказала Горностай, в команде проекта - также сотрудники Минэкономики.
Координатор разработки IT-систем Андрей Кучеренко и координатор по работе со СМИ Кристина Гуцалова - это волонтеры, которые не получают зарплату в проекте. Кучеренко также работает в аналитической компании EY, а Гуцалова - менеджер по продвижению и развитию площадки электронных торгов Fabrikant.ua.
По словам Опыра, его компания подписала бумаги об отказе от прав на систему. После тестирования Transparency International Ukraine передаст ее государству.
Тендерная тусовка
Сейчас к базе данных о тендерах подключено шесть компаний и их площадок: Prom.ua, E-tender, SmartTender.biz, Newtend, PublicBid, NetCast. Помимо них в Украине есть и другие компании, которые предоставляют электронные тендерные услуги, но они к государственной системе не подключены.
Как рассказывает Горностай, почти все они ведут переговоры о подключении к центральному модулю базы данных. В том числе, крупные Fabrikant.ua и Ts.ua.
Первая, согласно реестру Минюста, принадлежит кипрской компании Seferan Development Ltd. По данным источников ЭП, площадка работает по франшизе российской Fabrikant.ru, а ее фактическим собственником является "Смарт холдинг". Входящие в него компании через Fabrikant.ua продают свои продукты.
У второй площадки - Ts.ua - те же собственники, что и у крупнейшего облачного дата-центра "Парковый", который находится под вертолетной площадкой в бизнес-центре на столичной Парковой аллее. Это кипрская компания DB Venture Investments, Виталий Филатов, Денис Бурдук и Эдуард Дяченко.
За последние три года Ts.ua сотрудничала с коммерческими и государственными компаниями, среди которых "Киевпастранс" и "Киевводоканал".
На портале работает несколько менеджеров, которые самостоятельно находят предложения для заказчиков. По словам Бурдука, при использовании площадки госкомпаниям в среднем удалось сэкономить 26% средств.
Время платить
Каждая подключившаяся к Prozorro площадка заплатила по 10 тыс долл. По словам директора департамента B2B/В2G закупок Prom.ua Николая Жандорова, эти средства пошли на разработку ядра системы и зарплату девелоперам.
"В дальнейшем планируется, что материальное обслуживание системы будет проходить за счет взносов поставщиков", - добавляет он.
С 20 апреля площадки ввели плату от поставщиков за подачу предложений. На сайте Transparency International Ukraine сообщается, что стоимость подачи предложения составит 350 грн на закупки, ожидаемая цена которых - больше или равна 35 тыс грн. Пока введена скидка 50%, и эта сумма составляет 175 грн.
Средства остаются площадкам и позволяют частично компенсировать свои инвестиции в разработку Prozorro. Часть этих денег пойдет на будущие пожертвования площадок, необходимые для дальнейших разработок и постоянного администрирования центральной базы данных.
В сообщении Transparency International Ukraine говорится, что так проверяется возможность самофинансирования. Инициаторы Prozorro хотят убедиться, что плата за предложения не остановит поставщиков от участия в торгах.
"После завершения пилотного проекта мы подведем его итоги, бесплатно передадим базу данных государству, и оно будет ее регулировать. Мы делаем эксперимент, чтобы обеспечить государство качественной информацией", - говорится в сообщении Transparency International Ukraine.
По оценкам Prom.ua, за полтора месяца с начала работы Prozorro через систему прошло 192 закупки на 961 млн грн.
Нажмите для увеличения |
Среди госорганов и предприятий через Dz.prom.ua ведут закупки Нацбанк, МИД, ГП НАЭК "Энергоатом", Минобороны, Минюст, КГГА, Одесский морской торговый порт, Госуправление делами, Львовский горсовет, Мининфраструктуры.
По данным источников ЭП, на Prom.ua приходится более 80% заказов в системе Prozorro. Правило о допороговых закупках соблюдают все ведомства, кроме Минобороны. Из-за этого средняя сумма одного тендера - несколько миллионов.
Кот в мешке
Опрошенные ЭП участники рынка позитивно относятся к нововведению, хотя не отрицают: к государственной системе пока много вопросов. Например, непонятно, как проект будет финансироваться в дальнейшем.
Делая первый взнос, компания-партнер берет на себя обязательства помогать деньгами в дальнейшем. Причем суммы не оговариваются. Кроме того, существует риск, что чиновники будут продвигать отдельные площадки, работающие с Prozorro, в ущерб другим.
Горностай рассказывает, что модель обслуживания системы еще не оформлена. "Она будет строиться на принципах максимизации эффективности и минимизации трат. В идеальном случае - система будет самоокупаемой", - говорит она.
Как будут обеспечиваться равные условия для всех? Ответить на этот вопрос, полагают инициаторы проекта, должен регулятор. Он создаст законодательную базу для электронных торгов и определит, какая модель будет использоваться.
Фото healthcarereformdigest.com |
Жандоров рассказывает, что в мире есть два подхода к вопросу архитектуры электронной системы госзакупок: моно- и мульти-платформенная системы.
Различаются они тем, что система базируется либо на единой для всех онлайн-платформе, либо на нескольких онлайн-платформах, которые могут быть выбраны госзакупщиками и поставщиками для проведения тендеров.
Например, в Грузии была запущена система госзакупок, которая действует на моно-платформе. Она была разработана и запущена Агентством госзакупок как единая платформа для всех закупающих организаций. Плюсы такого подхода - единая точка доступа для всех и централизация всей информации о закупках.
Минус такого подхода - отсутствие конкуренции между разработчиками. Некоторые эксперты считают, что государство не должно заниматься разработкой программного обеспечения, а лишь устанавливать стандарты и требования к системе, которая может быть разработана частными разработчиками.
Мульти-платформенные системы обычно применяются или в относительно больших странах, например в России, или в странах, где сильно развит IТ-сектор, и существует сильная конкуренция между ведущими IТ-сервисами.
Этот подход применяется в Португалии, относительно небольшой стране, но с хорошо развитым IТ-сектором. Главный плюс такой системы - множество частных площадок и высокая конкуренция между ними, что положительно сказывается на количестве и качестве дополнительных сервисов.