Мобільний для чиновника
Нема жодних гарантій, що проект державного мобільного зв'язку не перетвориться на таку ж утопію, як і проект передавання від "Укртелекому" мережі спеціального призначення. Ніхто не знає, як відреагує Мінфін на запит, у якому на потреби державного зв'язку буде вказана сума з дев'ятьма нулями. (Рос.)
Умы чиновников не покидает мысль, что им нужен свой мобильный оператор.
Эти идеи материализовались в проект распоряжения Кабмина, который разработала Госслужба специальной связи и защиты информации.
Данный документ, как выяснила ЭП, уже согласовали Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации, Минфин и Минобороны.
Указанный проект - своего рода план первоочередных заданий, который необходимо выполнить перед началом строительства сети.
В частности, до июля 2015 года предполагается выбрать наиболее подходящее техническое решение, обеспечить проект радиочастотами, составить список государственных потребителей, провести пилоты.
Речь идет о сети радиосвязи в интересах, прежде всего, силовых структур: МВД, СБУ, Нацгвардии, Погранслужбы, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
Финальное решение Кабмина, вероятно, уже не за горами.
"На днях мы докладываем Арсению Яценюку о состоянии дел, после чего будут приниматься решения. Я был на одном из заседаний Кабмина по этому вопросу. Чиновники улыбаются, услышав о новой сети, но документы подписывают", - сообщил ЭП информированный собеседник в Госспецсвязи.
Необходимость строительства своей мобильной сети объясняется тем, что связь как основной элемент госуправления стала уязвимой к вмешательствам извне.
"После приватизации "Укртелекома" доля госоператоров национального масштаба в структуре доходов отрасли не превышает 0,01%, а рынок мобильной связи контролируется двумя компаниями - "Киевстар" и "МТС-Украина", вместе 87%, которые принадлежат российскому бизнесу, и украинско-турецкой компании "Астелит", в структуре которой также присутствует российский капитал", - говорится в объяснительной записке Госспецсвязи.
В итоге система госуправления базируется на каналах связи частных операторов - "Укртелеком", "Датагруп", "Адамант", IT Systems, "МТС-Украина", "Киевстар".
Одна сеть уже в небытии
В ходе приватизации "Укртелекома" в 2011 году ее покупатель - принадлежащая австрийской EPIC компания ЕСУ - обязался до мая 2013 года бесплатно создать и передать в пользование Госспецсвязи национальную фиксированную защищенную сеть специального назначения.
Она должна была стать "кровеносной системой" украинских спецслужб, силовиков и спасателей. Однако передать эту сеть до сих пор не удалось, несмотря на появившееся осенью 2014 года дополнительное распоряжение Кабмина.
Даже при наличии у ЭП осведомленных источников в недрах "Укртелекома" и Госспецсязи понять, кто тормозит передачу, довольно тяжело.
Гендиректор "Укртелекома" Юрий Курмаз говорит, что сеть готова к эксплуатации с апреля 2013 года. Однако Госфининспекция и СБУ в 2014 году посчитали, что "Укртелеком" сильно сэкономил на создании сети во времена прежней власти.
Из акта ревизии Госфининспекции следует, что Госспецсвязи в 2012 году получила одобрение президента и Минфина на выделение 220 млн грн из бюджета на нужды строительства новой сети.
В "Укртелекоме" отвечают: компания обязалась передать только сеть, но конечное оборудование должно купить государство. В 2014 году начались суды касательно того, кто что кому должен, которые ни к чему не привели.
"Чиновники не готовы принять на баланс сеть, так как у них нет компетенции, что с ней дальше делать", - говорит один из специалистов рынка. По его словам, в последнее время "наметилась определенная активность", так как некоторые государственные мужи пытаются имитировать хоть какую-то деятельность.
Вместо Walkie-Talkie и Motorola
Исходя из пояснительной записки Госспецсвязи к проекту сети мобильной связи, новая сеть будет крайне необходима в зоне боевых действий на востоке страны. Ведомство указывает, что управление войсками ведется на базе арендованных "открытых" каналов связи у частных фирм - "Укртелеком", "Датагруп" и "Адамант".
Кроме того, в документе отмечается, что "характер ведения боевых действий, навязанный террористами, применение ими тактики высокомобильных диверсионных подразделений сделали мобильную связь основным видом управления подразделениями Украины" в ходе АТО.
Екс-міністр оборони Валерій Гелетей у Слов’янську в день звільнення міста від бойовиків, 5 липня 2014 року. Фото mil.gov.ua |
Система управления оказалась к этому не готова. В итоге, связь в подразделениях обеспечивалась преимущественно с помощью обычных мобильных телефонов в открытых сотовых сетях.
Госслужба пишет, что в условиях экстренной необходимости обеспечения надежной радиосвязью ведомства покупали разные системы: от простейших раций Walkie-Talkie до профессиональных решений от Motorola Solutions.
Ведомство считает, что такие системы хороши для бизнеса, а не для проведения спецопераций, поэтому госсредства расходуются неэффективно. В результате противник получил тактические и оперативные преимущества, имея возможность контролировать переговоры, местонахождение и перемещение абонентов.
Вспомнить все
Госспецсвязи также подчеркивает, что в сфере управления в структуре органов власти тоже возникают сложности из-за использования открытых сетей.
В записке отмечается, что деятельность "МТС-Украина" и "Киевстар", в сетях которых проходят звонки чиновников, "является скомпрометированной подозрениями в пособничестве российской власти касательно сбора разведывательный информации с сетей сотовой связи этих операторов".
В качестве примера приводится информация СБУ, которая фиксировала вмешательства в системы управления сетями и перенаправление вызовов абонентов "МТС-Украина" и "Киевстар" на номера российских операторов.
В 2014 году действительно отгремели несколько скандалов, связанных с этими операторами, относительно утечки данных. Телеком-регулятор от прошлой власти даже подготовил документы, которых бы хватило для лишения "МТС-Украина" лицензии за провал защиты крымской сети от вмешательств.
У "Киевстара" возник судебный спор с регулятором из-за ошибок в сертификации систем биллинга, одна из которых была куплена у российской компании.
GSM не для войны
Представители компаний "МТС-Украина" и "Киевстар" отвергают претензии чиновников, но признают, что их сети не предназначены для боевых операций.
"Мы не раз обращали внимание на то, что сети мобильной связи являются гражданскими объектами, рассчитанными на работу в условиях мирного времени для получения услуг связи посредством бытового клиентского оборудования", - говорит директор по корпоративным связям "Киевстара" Михаил Шуранов.
"GSM - старая технология, которая получила распространение лет 20 назад. Используемые коды шифрования известны. У спецслужб на вооружении есть суперсовременные средства, которые умеют обходить системы защиты GSM, используя технологические изъяны этого стандарта", - соглашается с коллегой начальник по связям с общественностью "МТС-Украина" Виктория Рубан.
По ее словам, закрытая связь, о которой идет речь в пояснительной записке, когда-то существовала в Украине. Раньше она называлась правительственной связью. Обеспечивали ее спецподразделения - войска правительственной связи. Позже они расформированы.
"Абсолютно очевидно, что все это надо воссоздавать, потому что мобильная связь - не для войны", - подчеркивает представитель "МТС-Украина".
Правда, нет никаких гарантий, что проект государственной мобильной связи не превратится в такую же утопию, как и проект передачи от "Укртелекома" сети специального назначения. Он может пойти по тому же сценарию: обрастет бумажками и распоряжениями, а потом - судебными решениями.
В итоге, даже журналисты и эксперты потеряют нить, что для чего делается, и кто кому что должен. Один из высокопоставленных собеседников ЭП в Кабмине говорит, что проект государственной мобильной связи идет гладко до тех пор, пока он не приводит к необходимости выделения из бюджета денег.
По его словам, активность продлится до июля, пока проводится подготовка к проекту. Ведь никто не знает, как отреагирует Минфин на запрос, в котором на нужды госсвязи будет указана сумма с девятью нулями.