Українська правда
Перспективи для інвестицій всередині країни

Дарвинисты

Я это видела: лицо некоего министра (какого - не скажу) после ознакомления с текстом уже подписанных договоров. На этом лице было написано творение Леся Подревьянского "Пацаватая история" - целиком, до последней буквы последнего слова...

Власти Украины делятся и умножаются, но управлять по-прежнему не способны.

...Нынче надо бы поговорить об инфляции, или, к примеру, - о проекте Налогового Кодекса, ВТО, зоне свободной торговли  и прочих актуальных, но немножко скучных, вещах. Скучные-то они скучные, но обещают - в самом ближайшем будущем - рвануть так, что мало не покажется. Да вот ведь закавыка: говорить обо всём этом можно - но сугубо теоретически: мол, эксперты МВФ  дали рекомендации правительству и НБУ по антиинфляционным мерам; другие эксперты вплотную занялись балансом выгод и рисков, проистекающих из вступления Украины во ВТО и начала переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли. Ещё какие-нибудь эксперты по горло заняты разработкой экономических стратегий для каждого региона Украины.  Может быть, заняты... А может и не быть - это ведь только МВФ раздаёт рекомендации - потому, что ему так положено. Для отечественных же специалистов принципиально важно, чтобы на их исследования и разработки был политический заказ. От властей, то есть от тех, кто обязан заниматься воплощением стратегий и тактик, - не только пиаровских.

Но на отчётной неделе (как, впрочем, и во все предыдущие недели, месяцы  и годы) власти наши предержащие не нашли времени для таких мелочей. Зато их по-взрослому волнует: очередная неотложная перекройка Конституции, хитромудро заблокированный парламент,  и этот, как бишь его, "выход товарища Балоги на новые уровни". Нет, это всё, конечно, зрелище. Местами даже - обонялище. До "хлеба" ли в такой насыщенной атмосфере?

Между тем, уже совершенно очевидно, что на внутренний газовый рынок Украины пришел Газпром. Что будут неуклонно дорожать еда и бензин, а значит,  инфляция будет расти. Что до сих пор никто не знает, как продолжать взаимодействовать с ЕС - нашим главным торговым партнёром: срок действия "Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве" уже практически истёк.  Что Украина до сих пор не вступила во ВТО, потому, что после подписания документов по ВТО надо ещё и ратифицировать принятое решение - не позднее 4 июля 2008 года... Понятно, что перечислять проблемы и угрозы, определять болевые точки можно часами. А смысл?

Сейчас будет и про смысл. На личном примере вашего автора. Не потому, что я одна такая умная, а потому, что собственный личный пример я-то уж знаю досконально. В начале девяностых прошлого века довелось много чего писать про структурные реформы. Ремарка: автор в курсе, что это словосочетание давно уже ничего, кроме раздражения, не вызывает. Но других определений нет, так что придется терпеть.

Тогда речь шла о переходе к рынку. Речь-то шла, но никакие структурные реформы в упор не проводились. Экономика, конечно, изменялась: горбатилась, коробилась, приспосабливалась к новым условиям  - но делала она это не по осмысленному велению властей, а явочным порядком, исключительно для того, что бы выжить. Абсолютный экономический дарвинизм - и никакого разумного вмешательства "свыше" (прости, Господи).

Пока речь шла о приспосабливании к дикому рынку и формировании кланов по интересам, то работал и "дарвинизм". Тогда же сложилась традиция - брать власть исключительно для того, чтобы обеспечить своему "виду" жирную питательную среду. Так у нас в качестве экономики "выросло то, что выросло".

Но сейчас-то речь идёт о совсем других структурных реформах. Нынче жизненно необходимо хоть как-то вписаться в европейский рынок, в богатый и цивилизованный рынок - где и сбыт, откуда и инвестиции. Так ведь явочным порядком к европейским нормам и правилам не пристроишься. То есть единичные случаи успешного "выхода в Европу" отдельных гениев-энтузиастов, конечно, возможны, но конкурентоспособность целых отраслей таким образом не обеспечишь.  Нужно законодательство, нужна продуманная госполитика.

Ага, счас. Для законодательства нужен парламент, не озабоченный исключительно широкой коалицией. Для продуманной госполитики нужен дееспособный, а не заблокированный не хуже парламента, Кабмин. Или у нас всё это намерен взять на себя действующий (в последнее время - особенно действующий) президент? Тот, который, по словам первого секретаря Украины Балоги, "не будет терпеть... отсутствие здравого смысла" в парламенте? Причём, как симптоматично выразился г-н Балога, не просто один президент, "а президент и общество" такого не потерпят. Я даже знаю, о каком обществе речь.

Это - общество заказчиков, конструкторов и пользователей Всеукраинской Очень Широкой коалиции (ВОШК). Политически "загартованый" г-н Балога прямо так и сказал: мол, чтобы коалиция НУ-НС и БЮТ могла стабильно заниматься развитием общества, там должен как минимум быть Блок Литвина. А если ещё и Партию регионов туда же пристроить, то стабильное развитие этому обществу гарантировано...

Спасибо, конечно, г-ну Балоге за откровенность, но при чём тут здравый смысл? При чём тут сложные и неотложные проблемы, которые Украина обязана решить? Да ни при чём. Тут "при чём" только литературная классика: очередные дети лейтенанта Шмидта собрались подписать очередную конвенцию. Подробности - у Ильфа и Петрова. Аргументы - у Анатолия Гриценко.

Потому, что широкая коалиция будет занята непрерывной игрой в "царя горы" и прочим политическим дарвинизмом, она в принципе не будет способна принимать структурные решения. А значит, этим (по всей видимости) планирует заняться гарант. Опыт у него уже есть. "Гриценко отметил, что переговоры по газу (2006-го) проводились за спиной украинского правительства, и министры Еханурова были поставлены перед фактом невыгодной для Украины договорённости". Чтобы господин Гриценко не чувствоал себя одиноким - свидетельствую: так оно и было. Я это видела: лицо некоего министра (какого - не скажу) после ознакомления с текстом уже подписанных договоров. На этом лице было написано творение Леся Подревьянского "Пацаватая история" - целиком, до последней буквы последнего слова...

Поскольку тогда эта маленькая вольность главы государства прошла успешно, возникло естественное желание продолжать в том же духе. И правда - зачем премьеру Тимошенко ездить в Москву, когда там находится президент Украины? (Встречается с большим другом всея Украины Патриархом Алексием Вторым). Ведь всё уже договорено. В общих чертах. Так что - исполнять, исполнять и ещё раз исполнять.

И незачем задавать неудобные вопросы. Например, такие: "почему материалы к заседанию РНБОУ и проект решения (по газу - С. Р.) готовили другие люди? В частности, Юрий Бойко, который имел отношение к созданию РУЭ и даже входил в руководство одной из компаний-основательниц ещё в 2004-м году? Почему эти документы готовил Михаил Воронин, который на последних переговорах сидел на стороне Газпрома?" (А. Гриценко).

И подобных  вопросов накопилось уже немало. Настолько немало, что как бы уже и близко к критической массе. Не с этим ли связано решение "сбросить" весь негатив, заработанный гарантом, на НУ-НС и продолжить то же самое - но уже с (не очень) чистого листа широкой коалиции?  Ну, так может и нам, тем, кто не в "обществе" и не в "коалиции", тоже имеет смысл начать всё заново? Года этак с 2004-го? А почему бы и нет? Нам-то терять, кроме Украины, нечего.

Почему-почему... "Тому, що".

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
уряд СОТ