Українська правда

Україна та антиреформи

Як Україна готується до Євро-2012 - це теж антиреформа. ФПГ будують аеропорти, стадіони та готелі, але дороги залишаються розбитими. І Україна, швидше, зникне з карти планети, але так і не прийме закон про концесії доріг. (Рос.)

Украина и реформы - вещи, друг с другом не связанные. Время от времени я провожу опрос коллег, друзей и тех господ, что при власти: вспомните хотя бы одну реформу в Украине, которая началась и успешно закончилась.

Никто не смог вспомнить ничего подобного. Но вот уже почти 20 лет Украину с разных сторон и подталкивают к проведению реформ, и заставляют их проводить, и двумя руками сдерживают. И, как это не странно, один из сдерживающий факторов - и во внешнем мире, и внутри страны.

Вот краткая история "реформ".

Леонид Кравчук, первый президент, был реформатором? Нет. Он был коммунистом, который получил в управление бывшую советскую республику. Когда все вокруг рушилось, реформ быть не могло в принципе. И Кравчук понятия не имел, что делать.

Леонид Кучма, второй президент, тоже не был реформатором. Первый свой срок он строил вертикаль власти под себя (чем, стоит отметить, стабилизировал ситуацию в стрене), второй срок - отбивался от обвинений в коррупции. Ему тоже было не до реформ.

Виктор Ющенко, третий президент, мог бы провести реформы, но поленился. Ничего, абсолютно ничего не было реформировано во время его правления - ни в сфере политики, ни в сфере экономики.

Виктор Янукович, четвертый президент, единственный из глав государства, кто пытается реформировать страну - во-первых, он вернул себе полномочия Кучмы, восстанавливает жесткую вертикаль власти под себя, во-вторых, подминает экономическую систему страны путем ужесточения фискальной политики и создания комфортных условий олигархии.

Ни один из президентов не был заинтересован в реформах, которые дадут толчок к развитию Украины - политическому, а главное - экономическому.

Парадоксально, но внешний мир - страны, союзы и крупные финансовые организации - призывает, настаивает, поощряет реформы, но ничего поделать не может, так как с одной стороны реформы в этой части мира кажутся невозможными, с другой - не выгодными этому миру.

Россия в Украине отстаивает свои интересы. Руководство РФ хочет украинскую газотранспортную систему, продавать газ, нефть, покупать украинские предприятия, оказывать влияние на руководство страны, но в реформах в традиционном понимании этого слова интереса нет. Ей бы самой реформироваться.

США говорят о реформах много. Но американские президенты посещают Киев за месяц до окончания своих полномочий в рамках тура по тем странам, где бывать было не обязательно. Американцев интересует демократия.

Но не вводить же войска в Украину? Не вешать же публично Януковича? При этом Штаты оказывают влияние на Украину и через другие организации.

МВФ, который был задуман более полувека назад для поддержания стабильности национальных валют, кредитует страны и диктует им, что делать. Причем никто никогда не знает наверняка, что, кроме выполнения некоторых макроэкономических рекомендаций, требует МВФ. Но все догадываются, что Фонд решает не только экономические, а еще и политические задачи.

Европейский союз - торговый партнер Украины. Из всех перечисленных выше, он, как мне кажется, хотел бы реформ для Украины больше всех. Но реформы, которые ЕС предлагает, в Украине принимаются к сведению и успешно игнорируются. Речь идет и о правах человека, и о экономической свободе внутри Украины.

Долгие переговоры о зоне свободной торговле между ЕС и Украиной показывают, что обе стороны - большие протекционисты своих интересов. В понимании ЕС реформы - это свободный допуск европейских товаров и услуг на рынок Украины, а Украина при нынешнем руководстве хотело бы того же, но разница в качестве товаров, качестве ведения бизнеса и качестве государственного регулирования тут несравнимы.

Поэтому ЕС и Украина стоят на границе и бодаются. Но Украина, которая якобы не передумала стать полноправным членом ЕС, так ничего для интеграции с Европой, по большому счету, не сделала. Главное для Украины - не обидеть своего олигарха и свои монополии.

На Украину давят со всех сторон. Но давление внутри страны не менее сильное. Все хотят удовлетворить свои интересы - украинский большой бизнес, имперская Россия, амбициозные США, докучливый МВФ, назидательный ЕС... И очень часто все они хотят разного.

Наша страна находится в жесткой финансовой зависимости от внешнего мира. За материальную поддержку ей приходится многим поступаться. Сильное сопротивление вмешательству из вне поддерживает иллюзию реформ, иллюзию желания эти реформы начать и довести до конца.

И вот в таком состоянии Украина и живет. Она до сих пор лавирует между всеми заинтересованными сторонами, но ходит по кругу. Реформ не было, нет и не похоже, что они будут, потому что Украина сама еще не решила, что же ей нужно.

Зато руководство знает, что оно хочет - и это не реформы в интересах 46-миллионой страны. Было бы иначе - мы об этом знали бы.

Но что мы точно знаем, так это об антиреформах.

Налоговый кодекс - это антиреформа, так как документ готовился не для развития, в частности, предпринимательства и занятости, а для скорейшего восполнения бюджетного дефицита.

Это, безусловно, важно, однако усилением налогового прессинга ничего добиться нельзя. "Азаровщина" - это худшая реформа, которая только может быть. И она уже привела к тому, что бизнес, особенно мелкий и средний дружно пошел в тень. Он уже одной ногой в тени.

Отмена политреформы - это антиреформа. Да, изменения Конституции в 2004 году не принесли результатов, наоборот, ситуация ухудшилась. Но украинцев забыли спросить, что они думают об отмене реформы, то ест об узурпации власти.

Изменения в системе правосудия - это антиреформа. Высший совет юстиции - яркое доказательство тому, что система справедливости в это стране не нужна, а нужна управляемая в узких интересах система принятия нужных решений.

Рефинансирование нескольких рухнувших во время кризиса банков за счет налогоплательщиков - это антиреформа, потому что таким образом финансовая система страны здоровее и надежнее не станет.

Руководство страны ничего не делает для усовершенствования системы гарантирования банковских вкладов, но щедро дает деньги владельцам пострадавших банков. О вкладчиках и речи нет. И разговоры о том, что необходимо кредитовать "реальный сектор" так и остаются разговорами. Кредит под 30% годовых - это безумие, а не реформа.

Наращивание внешнего и внутреннего долга - это антиреформа. Нынешнее правительство обвиняло предыдущее в том, что по кредитам МВФ будут расплачиваться наши дети, но, придя к власти, Кабмин одалживает все больше и больше.

То, как Украина готовится к Евро - 2012 - это тоже атниреформа. Крупные ФПГ строят аэропорты, стадионы и гостиницы, но дороги остаются разбитыми. Их ремонтируют, размазывая асфальт тонким слоем.

Ни о каком качестве и надежности вложений в дороги говорить не приходится. И Украина, скорее, исчезнет с карты планеты, но так и не примет закон о концессиях дорог.

Тут должен быть какой-то вывод, но он слишком очевиден.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Росія Євро-2012 МВФ ЄС