Мир на пороге перемен: стоит ли продолжать внедрение ESG?
Как трансформируется глобальная экологическая политика после прихода президента Трампа и что следует делать Украине?
20 января ESG Today (сайт, освещающий экологические, социальные и управленческие вопросы для инвесторов - ЭП) опубликовал статью "BlackRock выходит из коалиции Net Zero, заявляя, что этот шаг не изменит ее подход к управлению инвестициями".
"BlackRock объявила, что приняла решение выйти из инициативы Net Zero Asset Managers (NZAM), большой группы инвестиционных управляющих, которые обязались поддерживать цель достижения нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Это стало значительной символической победой для политиков, выступающих против ESG, которые угрожали инвестиционному гиганту из-за его участия в коалиции".
В то же время отмечается, что, несмотря на выход из группы, в письме к клиентам, подписанном вице-председателем BlackRock Филиппом Хильдебрандом и глобальным руководителем отдела устойчивого развития и трансформационных решений Хелен Лис-Джонс, компания заявила, что "этот выход не изменит того, как мы разрабатываем продукты и решения для клиентов или как мы управляем их портфелями".
Подобные заявления звучат также на уровне крупных компаний и должностных лиц ЕС.
В декабре 2024 года компания ArcelorMittal, второй по величине производитель стали в мире, объявила о задержке инвестиций в "зеленый" сталелитейный сектор в ЕС, ссылаясь на трудности, вызванные неопределенностью в регулировании. Это решение подчеркивает напряжение между обязательствами по достижению нулевых выбросов и экономическим давлением, с которым сталкиваются ArcelorMittal и другие компании в отрасли.
HSBC (британский международный коммерческий банк - ЭП) подтвердил, что исключил главного специалиста по вопросам устойчивого развития из исполнительного совета после публикации квартальных финансовых результатов. Это вызвало беспокойство, что банк может стать последним, который откажется от климатических обязательств.
После возвращения Дональда Трампа к президентству устойчивое инвестирование в США столкнулось с такими вызовами.
- Изменения в политике. Планы Трампа отменить закон о снижении инфляции, который стимулировал инвестиции в чистую энергию, могут повлиять на устойчивое инвестирование.
- Выход из альянсов. Американские банки и инвесторы отходят от инициатив нулевых выбросов, чтобы избежать политических и юридических рисков.
- Снижение инвестиций. В 2024 году инвесторы вывели около 30 млрд долл. из фондов, ориентированных на климат, из-за экономических трудностей и политической неопределенности.
- Законодательные изменения. По данным юридической фирмы Morgan Lewis, в 2023 году законодатели штатов, преимущественно республиканцы, подали 99 законопроектов по ограничению роста деловой практики ESG по сравнению с 39 в 2022-м.
Сейчас существует необходимость адаптации устойчивого инвестирования к новым политическим реалиям и повышению требований к прозрачности и подотчетности.
Последние изменения в инвестиционных трендах показывают смещение акцента в контексте ESG и оборонной промышленности. В конце 2024 года более 1 200 фондов, заявляющих о поддержке экологических, социальных и управленческих (ESG) принципов, владели акциями компаний из сектора "Аэрокосмическая и оборонная промышленность", среди которых были производители оружия Raytheon и Lockheed Martin.
Согласно последнему отчету Financial Times, после вторжения России в Украину в начале 2022 года европейские ESG-ориентированные инвестиционные фонды более чем вдвое увеличили свои инвестиции в оборонную отрасль. Около трети таких фондов в Европе и Великобритании сейчас имеют 7,7 млрд евро, вложенных в оборону, по сравнению с 3,2 млрд евро в первом квартале 2022 года.
Эти изменения свидетельствуют об эволюции подхода к оборонной промышленности в рамках ESG, где определенные инвесторы начали рассматривать вложения в оборону как важный элемент обеспечения безопасности и социальной стабильности.
Насколько тема ESG близка для Украины? Для страны, переживающей войну, эта тема, безусловно, актуальна, хотя и имеет свои специфические вызовы. Война изменила правила инвестирования, значительно повысив риски, определяющие инвестиционную привлекательность, однако этот процесс открывает новые возможности для привнесения принципов устойчивого развития в экономическую стратегию страны. Можно выделить несколько основных фокусов, которые также имеют непосредственное отношение к ESG.
Человеческий капитал и его сохранение. Война создала беспрецедентное давление на трудовые ресурсы, в частности из-за потери жизней, миграции и снижения количества рабочей силы. Восстановление человеческого капитала через образовательные программы, развитие профессиональных навыков и сохранение квалифицированных кадров станет важной составляющей стратегии устойчивого развития. Это включает социальные инициативы, которые поддерживают уязвимые группы и способствуют их восстановлению.
Раскрытие информации и корпоративная отчетность. В условиях войны важным аспектом является прозрачность и своевременное информирование о финансовых и социальных последствиях деятельности бизнеса. Правительство ввело несколько инициатив для продвижения этих стандартов, в частности закон о государственной финансовой поддержке и постановление правительства №28 от 24 января 2020 года. Закон позволяет государственные займы, которые соответствуют экологическим и социальным стандартам Всемирного банка.
Кроме того, политика НБУ по устойчивому финансированию до 2025 года и другие программы побуждают финансовый сектор активно внедрять принципы ESG и нефинансовой отчетности. Ожидается, что после завершения войны увеличится фокус на отчетности и раскрытии информации в контексте устойчивого развития, в частности через инструменты Sustainable Finance Disclosure Regulation.
Энергетическая независимость и энергетическая безопасность. Вклад в развитие альтернативной энергетики, возобновляемых источников энергии и внедрение "зеленых" технологий станет важным элементом инвестиционной стратегии. Эти инициативы могут быть поддержаны через механизмы международных финансов вроде Ukraine Facility объемом 50 млрд евро.
Управление цепочками поставок. Война требует новых подходов к управлению цепочками поставок, в частности с акцентом на устойчивость, надежность и минимизацию рисков. Это включает обеспечение стабильности поставок товаров и услуг даже в условиях глобальных кризисов и конфликтов. Бизнесы, которые начнут использовать ESG-принципы в своих цепочках поставок, смогут лучше адаптироваться к изменениям и стать более конкурентоспособными.
Инвестиции в традиционные экологические отрасли. Такие инвестиции могут стать важной частью восстановления страны после войны. Также стоит внедрять незначительные элементы экологизации во все бизнес-процессы, снижая негативное влияние на окружающую среду.
Сотрудничество с европейским рынком и движение Украины в направлении евроинтеграции могут существенно изменить подходы к устойчивому развитию в Украине.
Евроинтеграция предполагает не только привлечение новых инвестиций, но и рост требований к ответственности цепей поставок, соблюдение прав человека и использование ESG-принципов во всех аспектах бизнес-моделей. Включение принципов устойчивого развития в условия финансирования может стать важным фактором для привлечения капитала, что особенно важно после окончания войны.
Учитывая внедрение ESG-принципов в программы международной помощи Украине, можно утверждать, что для украинского бизнеса и государственных органов важно фокусироваться на практических аспектах реализации этих принципов.
Соблюдение ESG станет выгодным для страны, если ключевые игроки сосредоточатся на энергосбережении, оптимизации производственных и управленческих процессов, инвестициях в человеческий капитал, повышении прозрачности и антикоррупционных механизмах.
Важным элементом достижения конкурентных преимуществ может стать поддержка локальных инициатив. Вместо того, чтобы ограничиваться выполнением требований доноров, ESG-стратегии могут обеспечить долгосрочные выгоды, которые не только повысят репутацию, но и обусловят устойчивое развитие и экономический прогресс страны.