Как правильно монетизировать субсидии на электроэнергию
Как работает функциональная модель монетизации субсидий, какие цены должны платить те, кто не подпадает под субсидию, и как обеспечить справедливость системы?
В условиях войны и системной либерализации энергетического рынка такая модель не только неэффективна, но и опасна. Она создает глубокие искажения: делает универсальную услугу финансово токсичной, сдерживает конкуренцию, убивает ликвидность на балансирующем рынке и заставляет "Энергоатом" финансировать дефицит вместо модернизации.
Монетизация субсидий - это не просто внутренняя реформа, а международное обязательство Украины. Оно зафиксировано в соглашениях с МВФ, в рамках Ukraine Facility и соответствует европейскому подходу к адресной поддержке уязвимых потребителей в процессе либерализации рынка и интеграции через механизм market coupling.
В этом материале подаем пример функциональной модели монетизации субсидий: как она работает, какие цены должны платить те, кто не подпадает под субсидию, и как обеспечить устойчивость и справедливость системы - от идентификации потребности льготы, начисления льготы и до перехода на рыночные условия.
Конечно, этот сенситивный политический вопрос требует дополнительного обсуждения со всеми сторонами процесса, чтобы механизм был действительно работающим, а не декларативным.
Как должна работать система монетизации
Чтобы система субсидий работала эффективно и не тормозила развитие энергетического рынка, она должна быть точной (в разрезе каждого потребителя), понятной и справедливой. Вот как может выглядеть ее логика шаг за шагом:
- Домохозяйство подает заявку на субсидию в органы соцзащиты.
- Минсоц направляет запросы в ПУПа (поставщик универсальной услуги, тот через кого электроэнергия продается населению) и оператора системы распределения (ОСР или облэнерго, тот кто обслуживает сети, принимает показания счетчиков) на верификацию объемов электропотребления.
- ОСР предоставляет фактические данные счетчика - это критически важно для предотвращения злоупотреблений (например, когда субсидии получают домохозяйства с бассейнами или магазинами). ОСР также должны обеспечить установку двухзонных или трехзонных счетчиков, что стимулирует экономию в пиковые часы.
- ПУУ передает счета с информацией о суммах к оплате, льготах, долгах.
- Минсоц анализирует полученные данные и определяет размер субсидии.
- Минфин перечисляет средства или ПУУ, или напрямую домохозяйству (в случае полной монетизации).
- ПУП информирует потребителя о зачислении субсидии.
- ОСР отчитывается об объемах субсидированного снабжения.
- Минсоц и Минфин формируют консолидированную отчетность для контроля и прозрачности.
Что платят те, кто не подпадает под субсидию
Справедливая система предусматривает не только поддержку уязвимых, но и четкие правила для тех, кто не подпадает под субсидию. Это - вопрос рыночной дисциплины и доверия к поставщикам.
1. Для бытовых потребителей не имеющих права на субсидию ограничивается максимальное значение цены на электрическую энергию.
Это значение не превышает средней цены электрической энергии определенной согласно "Порядка формирования цены, по которой осуществляется поставка электрической энергии потребителям поставщиком "последней надежды" за последние три полных месяца (Поставщик "последней надежды" - "Укринтерэнерго"), предшествовавших дате потери субсидии, с учетом тарифа ОСР области, где расположено домохозяйство.
2. Поставщики, которые хотят поставлять электрическую энергию бытовому потребителю по рыночным ценам, должны публиковать на своем сайте заявление присоединения к публичному договору по поставке электрической энергии бытовому потребителю, договор и коммерческое предложение.
Коммерческое предложение должно фиксировать цену электрической энергии на период не менее 3 месяцев. Запрещается использовать формульный расчет, привязку к ценам РДН (рынок "на сутки вперед"), или цен других площадок где продается электроэнергия. Максимальное значение цены электрической энергии (без учета тарифа на распределение) ограничено согласно п. 1.
3. ППН (поставщик "последней надежды") до 22 числа месяца, предшествующего месяцу поставки обязан публиковать на своем сайте информацию о предельном значении цены для бытовых потребителей, не имеющих права на субсидию и покупающих электрическую энергию по рыночным ценам.
4. Если домохозяйства теряют право на субсидию и выходят из-под обслуживания ПУП, они автоматически переходят на рыночные цены, и их поставщиком становится ППН. Все такие потребители оплачивают цену электрической энергии по цене, определенной в п. 1.
5. Потребители имеют право изменить электропоставщика, присоединившись к договору другого поставщика электрической энергии, но не ранее 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, когда было утрачено право на субсидию.
6. Цена на электрическую энергию для бытовых потребителей без субсидии может быть меньше чем определенная в п. 1, значение цены указано в соответствующих коммерческих предложениях поставщиков.
Также важно предусмотреть так называемый страховочный механизм: цена для бытовых потребителей, потерявших субсидию на следующие три месяца поставки не может превышать средний тариф ППН за предыдущие 3 месяца. Это - максимально допустимая цена, которая фактически является самой высокой на рынке для этой категории потребителей.
Поставщик имеет право изменять цену каждые 3 месяца с выполнением требований п. 1, при изменении цены он обязан публиковать на своем вебсайте сообщение об обновленной цене. Цена не может меняться чаще чем каждые три месяца. Ежемесячное изменение цены не допускается.
Фактически, аналогичный механизм монетизации субсидий вполне возможно адаптировать и к газовому рынку - верификация через Data Hub ОГТСУ, поставщиков с особыми обязанностями (ПОО) и установление прозрачной рыночной цены.
Проверка доходов и имущественного положения
Субсидия - не универсальная скидка, а адресная помощь. Поэтому государство должно знать, кто действительно нуждается в поддержке, а кто - уже нет.
Минсоц получает информацию от:
- Государственной налоговой службы (зарплаты, ФЛП, дивиденды);
- Пенсионного фонда (пенсии, социальные выплаты);
- НБУ/банков (движение средств на счетах - по согласию при подаче заявки).
На основе этих данных определяется право на субсидию. Если право утрачено - домохозяйство автоматически переходит на ППН с предельным тарифом.
Технологическая интеграция
Надежная субсидийная система невозможна без современной цифровой инфраструктуры. Интеграция между энергетикой, финансами и социальной защитой - ключ к прозрачности и эффективности.
- API-шлюзы между ОСР, ПУПами и госорганами обеспечивают автоматическую передачу данных;
- Единая платформа верификации фиксирует заявки, объемы потребления, начисления и выплаты субсидий;
- Интеграция с приложением "Дія" позволяет гражданам удобно отслеживать статус субсидии.
Периодический пересмотр
Жизненные обстоятельства меняются - и система субсидий должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на это вовремя. Каждые 3-6 месяцев система проводит повторную проверку:
- обновление информации о доходах, депозитах, крупных покупках;
- решение: продлить субсидию, отправить предупреждение или прекратить поддержку (с возможностью обжалования).
Почему это важно
За каждой гривной субсидии - реальный налогоплательщик. Поэтому система должна не только помогать, но и быть разумной: не вытеснять конкуренцию, не разрушать баланс, и не создавать ложных стимулов.
Каждый пятый украинец получает субсидию. Более 20% бытовых домохозяйств получают государственную поддержку на оплату электроэнергии. Чтобы эта система была честной, эффективной и финансово управляемой, она должна:
- работать на основе реальных данных, в том числе потребления электроэнергии, а не деклараций;
- быть автоматизированной, прозрачной и персонифицированной;
- защищать действительно уязвимых, а не просто снижать счета для всех.
Монетизированная субсидия - это справедливая субсидия. Она поддерживает тех, кто в этом нуждается, не разрушает рынок и позволяет государству лучше контролировать расходы. А главное - уменьшает внутренние угрозы для энергетической системы, не менее опасные, чем ракетные атаки извне.
Соавтор: Дмитрий Толстов, эксперт электроэнергетического рынка, Институт общей энергетики НАН Украины