Украинская правда

Магистральный водопровод Кривого Рога: неизвестные факты

Последние недели ситуация вокруг "Автомагистраль-Юг" не сходит с лент новостей. Попробую более подробно рассказать об истории со строительством магистрального водопровода для города Кривой Рог. Выводы же делайте сами.

Июнь 2023 года, подрыв дамбы Каховской ГЭС, уровень воды в Каховском водохранилище падает. Кривой Рог и другие города на правом берегу остаются без водоснабжения.

Для восстановления подачи воды в Кривой Рог рассматриваются различные варианты, наконец определяется тот, который гарантирует нужный объем воды и который реально быстро реализовать - из реки Ингулец.

Агентство восстановления привлекает инженера-консультанта, который рассчитывает приблизительную стоимость проекта. Проводится конкурс, в котором принимает участие несколько крупнейших украинских компаний.

Предложение "Автомагистраль-Юг" самое дешевое.

Разрабатывается проект, сметная документация, которые проходят государственную экспертизу и экспертизу заказанную USAID.

Заключается контракт на условиях твердой договорной цены. Это означает, что в соглашении фиксируются только укрупненные стоимостные показатели - например, укладка одного метра трубопровода. Не отдельно труба, ее доставка, монтаж, соединение, а все вместе. Говоря по простому, фиксируется услуга "под ключ".

К контракту прилагается протокол с ценами на практически все основные материалы, в том числе трубы. Цены - не прихоти компании. Они утверждаются заказчиком(!) на основные мониторинга рынка.

С юридической точки зрения в протоколе не было необходимости. Когда вы заказываете в ресторане борщ, вам не предоставляют цену картофеля, мяса или специй - указывается только цена готового блюда.

Но контракт большой - более 7 млрд грн. Поэтому заказчику было важно соблюсти прозрачность, чтобы все желающие - международные партнеры, общественность, активисты, журналисты - могли лично проверять адекватность цен, положенных в основу расчетов.

Кстати, когда в ноябре 2023 года контракт и протокол с ценами обнародовали на Prozorro, господин Юрий Николов, которого сложно заподозрить в склонности к нашей компании, отметил, что цены являются рыночными (на уровне прайсов в открытых источниках).

Но подчеркиваю - контракт не обязывал нас закупать материалы по указанным ценам. Они могли быть выше или ниже - это наш вопрос. От нас требовалось только построить объект в соответствии проекту и уложиться в сроки.

Такие соглашения не украинское ноу-хау. Именно такой принцип работает во всем цивилизованном мире. В одном из контрактов между "Автомагистраль-Юг" и USAID указывалось, что при условии увеличения расходов - это риски и проблемы подрядчика. Если же подрядчику удастся оптимизировать расходы - стоимость со стороны заказчика не будет уточняться. Так работают Всемирный банк, ЕБРР!

Сказать, что проект оказался сложным - это не сказать ничего.

Нормативный срок строительства объектов такого масштаба - более 5 лет. Мы все сделали за год. Организовали работу более 250 единиц техники и более 500-600 работников. В две смены, без выходных. Целый год. Общая длина водопровода - 26 километров. Три мощных насосных станции - миллионы кубометров выбранного из траншей грунта, сотни тысяч кубометров песка для засыпки, тысячи кубометров бетона. Все в чистом поле. Оборудование поставлялось со всего мира. Трубы от трех украинских заводов и пяти иностранных.

Самым сложным было подавать в город воду по первой нитке, запущенной еще в августе 2023 года, и параллельно укладывать еще три трубопровода. Это как достроить второй третий этаж дома, когда на первый уже вселилась семья с маленькими детьми. Контрактом это не предусматривалось! Подача воды увеличила объем дополнительных работ, стоимость которых нам не компенсировали.

Финансирование на закупку материалов искали сами. Задолженность за выполненные работы во время строительства доходила до 2,5 млрд грн.

Но, несмотря на отсутствие средств и дополнительные работы, стоимость контракта не была изменена. Все риски, дополнительные расходы, легли на нас. Мы не попросили ни одной гривны сверх суммы контракта!

В итоге - все работает. 700-тысячный Кривой Рог, 50-тысячная Зеленодольская громада плюс близлежащие села и Криворожская ТЕС обеспечиваются водой.

Условия контракта выполнены до мелочей. Земля над трубопроводами рекультивирована - аграрии в этом году уже засеяли поля.

Прошел год - компании должны 570 млн грн. Еще 50 млн грн мы заплатили ДТЭК за электроэнергию, якобы это компании было нужно целый год обеспечивать водой город от первой нитки водопровода.

Общий долг перед "Автомагистраль-Юг" по различным проектам Агентства восстановления и развития последних лет - более 7 млрд грн.

Учетная ставка НБУ - 15,5%, поэтому обслуживание этого долга в месяц составляет примерно 100 млн грн, которые компании не компенсируют.

Осенью 2024 года начинается что-то непонятное. Обыски. Экспертизы. Обвинения, якобы цена труб завышена....

У меня вопрос. Как можно сравнивать цену с отсрочкой платежа с ценой при условии предоплаты? Как можно сравнивать отпускную цену с ценой с монтажом и доставкой? Почему не учитывается, что трубы в местах соединения с насосными подрезались, то есть часть погонажа выбраковывается?

Вопрос без ответа. Говорят "цена завышена" и точка...

На каком вообще основании выдвигаются претензии к подрядчику? Не подрядчик определяет условия и цены. Наша зона ответственности - объемы, качество, сроки, к которым никаких претензий нет!

До войны Украина достигла значительного прогресса в приближении к мировым стандартам взаимоотношений между государством и бизнесом. Что же теперь - откат реформ? Убираем любые правила и предохранители?

А самое страшное - убиваем любую мотивацию.

Весной 2022 года, когда иностранные подрядчики бросили объекты и эвакуировали персонал, мы, не спрашивая об оплате, восстанавливали движение по стратегическим трассам на деоккупированных территориях Киевской, Черниговской, Сумской и Харьковской областей. Восстанавливали мосты, по которым сегодня обеспечивается основной поток военных грузов.

Когда государству нужна была срочная помощь, мы, как пожарная команда, всегда были рядом. "Автомагистраль-Юг" это взлетно-посадочные полосы, защита стратегических энергетических объектов, прифронтовые дороги, защищенные от дронов фортификации.

Война продолжается, и не известно какие еще испытания выпадут на долю страны. Если русня в очередной раз уничтожит что-то важное, найдутся ли желающие без финансирования это отстроить, зная, что их могут "поблагодарить" уголовными делами?

Не говорю о реформах, инвестициях, экономике, рабочих местах - понимаю, что эти аргументы могут быть не услышаны, когда стране надо просто выстоять. Но убийство такого бизнеса как "Автомагистраль-Юг" точно не усилит способность Украины противостоять врагу.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.