Как Украине не потерять собственную декарбонизацию
Украина уверенно движется к членству в Европейском Союзе - стремление, которое несет обещание геополитической стабильности и благосостояния. Это требует выполнения многочисленных обязательств, в частности в сфере климатической политики.
В ближайшие месяцы и годы Украину ждут серьезные вызовы: уже этим летом начнутся переговоры с ЕС по отдельным разделам Соглашения об ассоциации, а с 2026 года полноценно заработает Механизм корректировки углеродных выбросов на границе (CBAM).
CBAM предусматривает применение углеродного сбора к украинскому экспорту в ЕС, если в Украине будут действовать более низкие ставки внутреннего ценообразования на выбросы углерода, чем в ЕС. Цель CBAM - уравнять правила игры между странами с разными экологическими стандартами.
Однако его эффективность как инструмента декарбонизации в Украине вызывает сомнения при отсутствии действенной национальной системы ценообразования на выбросы.
CBAM: умеренный экономический эффект, минимальное климатическое воздействие
Федерация работодателей Украины прогнозирует, что в 2026 году CBAM может привести к потере до 4,8% ВВП, сокращению экспорта в ЕС на 7,8%, потере более 3,5 млрд долл. налоговых поступлений и снижению занятости на 120 тысяч человек. В то же время моделирование, проведенное проектом Green Deal Ukraina, свидетельствует, что реальный экономический эффект CBAM будет существенно меньше.
Даже в случае полной имплементации, прогнозируемое снижение ВВП будет значительно скромнее, тогда как ожидаемое сокращение выбросов углерода к 2035 году составит лишь 0,3-0,8% по сравнению со сценарием без CBAM. Это свидетельствует об ограниченной климатической эффективности этого механизма в украинских реалиях.
Однако на секторальном уровне картина сложнее. К 2035 году основное бремя ляжет на металлургию (-3% экспорта или -250 млн долл.), энергетику (-9% или -237 млн долл.) и цементную отрасль (-14%). Зато такие сектора как услуги, агросектор и легкая промышленность могут выиграть от структурных изменений.
Соответственно, Министерство энергетики планирует обратиться с просьбой о временном исключении энергетического сектора Украины из-под действия CBAM. Соответствующий проект обращения уже подготовлен и сейчас находится на рассмотрении Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. Вероятно, возможность такой отсрочки будет зависеть от готовности Украины взять на себя обязательства в сфере углеродного ценообразования.
Для энергетического сектора этот вопрос важен: по данным "Укрэнерго", даже при отсутствии объединения рынков между Украиной и ЕС, существуют технические перетоки и аварийная помощь. Следовательно, введение CBAM может создать существенные барьеры для работы отрасли.
Без внутреннего ценообразования на выбросы CBAM - это таможенный сбор, а не климатический инструмент
Около 60-70% украинского экспорта направлено на рынок ЕС. Соответствие целям Европейского зеленого курса - это не только политический сигнал, а вопрос экономического выживания и глубокой модернизации.
CBAM сам по себе не приблизит Украину к выполнению ее климатических обязательств. Хотя он может ослабить конкурентоспособность углеродоемких украинских секторов, он не приведет к значительному сокращению выбросов в Украине - и не создаст доходов для государственного бюджета.
Наоборот: платежи с CBAM будут поступать в государства-члены ЕС, тогда как Украина будет нести расходы. Без внутреннего углеродного ценообразования CBAM рискует превратиться в бюрократическое бремя, а не катализатор трансформации.
Украине нужны не отсрочки, а стратегическая перестройка
Украина нуждается в новом климатическом партнерстве с ЕС - не как уступка, а как инструмент трансформации. Одним из перспективных решений является создание Европейско-украинского Фонда декарбонизации, который объединит поступления от внутреннего углеродного ценообразования с международным финансированием.
Ежегодные выбросы в энергетике, металлургии и цементной промышленности Украины вместе составляют примерно 200 млн тонн углерода-эквивалента. По нынешним ценам на углерод в ЕС - это эквивалент более 14 млрд евро. Такой фонд мог бы:
- модернизировать углеродоемкие отрасли;
- поддерживать МСП в зеленом переходе;
- компенсировать социальные потери;
- обеспечить прозрачное распределение климатических доходов.
Этот Фонд мог бы стать основой экономической трансформации Украины. Зато имеющийся Фонд декарбонизации и трансформации - явно недостаточен. В 2024 году он предоставил лишь 16 кредитов на сумму около 4 млн евро. Для сравнения: только энергетический сектор Украины до 2030 года может потерять до 69 млн долл. экспортного дохода из-за CBAM.
Не только Брюссель: действовать должен и Киев
Без стратегической политической воли со стороны Киева и поддержки со стороны Брюсселя настоящая трансформация рискует остаться только на бумаге. Украине нужен масштабный диалог по разработке внутренней углеродной политики, которая будет способствовать экономической декарбонизации и приблизит страну к полноправному членству в ЕС.
Это момент, когда Украина должна стать лидером - не потому, что ее заставляют, а потому, что она сама выбирает этот путь.