Украинская правда

Уголовное производство vs санкции: что действеннее и дает поступление в бюджет

Как государству извлечь максимальную выгоду от конфискованных в Украине российских активов?

Кто может реально реализовывать санкционные активы? Почему народные депутаты блокируют и не замечают существующую коллизию?

Важный вопрос, требующий безотлагательного решения – несогласованность между нормами уголовного процессуального законодательства Украины и санкционным законодательством по вопросам управления арестованными активами.

Красноречивый пример: предприятие со 100% капиталом РФ (АО «Невская косметика») – "Винницабытхим".

С момента моего назначения деятельность агентства была направлена на утверждение новых прозрачных правил по конкурсным процедурам. Учитывая продолжительность нормативно-правового урегулирования, АРМА параллельно осуществляло мониторинг и контроль за заключенными соглашениями управления, выявило ряд неэффективных управляющих и разорвало ряд договоров в одностороннем порядке.

Именно такой справедливый и требовательный подход заставил некоторых недобросовестных управляющих исправиться. Итак, "Винницабытхим" платили 240 тыс грн в месяц, а после камеральных и выездных проверок, сверки данных с налоговой, управляющий начал платить 8 млн грн в месяц!

Это была одна из первых побед Национального агентства, когда за период с августа 2023 по июль 2024 в бюджет поступило почти 70 млн грн.

Мы сохранили не только арестованный актив, рабочие места Винницкого региона, непрерывную уплату местных налогов, бесперебойность производства и выполнение сделок поставки сырья и как следствие - готовой продукции, но и исполнение решения суда (статья 129-1 Конституции и ст. 382 УКУ) и постоянные поступления . Это позволило усилить обороноспособность Украины.

Крутой поворот – это решение ВАКС от 24 июля 2024 года. Решением принято:

Применить к АО «Невская косметика» санкцию, предусмотренную пунктом 11 части первой 4 Закона Украины «О санкциях», и взыскать его в доход государства.

Согласно статье 5-1 закона Украины «О санкциях», ФГИ имеет полномочия в сфере управления (в том числе путем реализации) активами, в отношении которых принято судебное решение о применении такой санкции.

Соглашаюсь, что такое решение справедливо и долгожданно для всех российских активов. Но может ли быть исполнено решение ВАКС - вопрос остается открытым.

АРМА готова выполнить и решение ВАКС и есть коллизии. Именно невозможность решения ВАКС подтвердил своим письмом официально и ФГИУ в подобных резонансных кейсах (по реализации имущества януковича).

Так, ФГИУ четко указаны следующие основания невозможности исполнения решения:

  • органом досудебного расследования и судом отказано в отмене ареста таких активов;

  • невозможности применения конфискации этого же имущества.

органом досудебного расследования и судом отказано в отмене ареста таких активов;

невозможности применения конфискации этого же имущества.

органом досудебного расследования и судом отказано в отмене ареста таких активов;

невозможности применения конфискации этого же имущества.

Основной аргумент ФГИУ в том, что после реализации таких санкционных активов средства от продаж будут направлены в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии.

Обращаю внимание читателей на определяющее слово – будут!

А что обеспечивает АРМА:

Выполняя решение суда в рамках уголовного производства, АРМА обеспечивает реализацию на Прозорро.Продажи, а средства направляем в военные облигации и обороноспособность.

При этом, в случае отмены ареста и получения определения суда о возврате средств владельцам РФ - невозможно, поскольку действует постановление Правительства от 3 марта 2022 г. №187 «Об обеспечении защиты национальных интересов по грядущим искам государства Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации».

Обращаю внимание, что указанный актив – «Невская косметика» – после решения ВАКС вновь платит около 250 тыс грн в месяц.

Итак, бюджет теряет 7,7 млн грн ежемесячно.

Летом АРМА обратилось к Правительству с просьбой определить агентство временным управляющим пока ФГИУ не реализует санкционный актив. А воз и ныне там.

К сожалению, санкционные мезонизмы не работают. Профильный заместитель Минюста даже написал письмо Кабмину. Но просьба к правительству не заключалась в урегулировании коллизий, инициативе скорейшего внесения изменений в закон о санкциях, чтобы наконец-то за два года войны бюджет пополнялся от продажи санкционных активов. Заместитель министра юстиции решила урегулировать вопрос таким образом:

- обязать АРМА прекратить и остановить аукционы

- обязать АРМА сохранять эти активы до тех пор, пока ФГИУ не реализует их

Кроме того, Национальное агентство разработало и внесло в парламент законопроект №10069, который имеет положительные выводы всех министерств и ведомств, комитета ВРУ по вопросам антикоррупционной политики, в том числе и Минюста и который урегулировал бы раз и навсегда вопросы возможности реализации арестованных активов ( которые в то же время являются санкционными) агентством.

Акцентирую внимание, что главный приоритет государства Украина – это победа в войне. Это ежедневная работа всех органов единым фронтом помочь нашим военным. И чем больше будет органов, имея порядки реализации — продать такие активы, тем больше будет помощи на силы обороны и средств в бюджет.

Именно АРМА списаны санкционные средства в рамках уголовных производств: 1,8 млрд грн Royal Pay, 18 млн долл. США Фридмана и Авена, 2,6 млрд грн PIN up. Агентство направило их в военные облигации и общая сумма сейчас уже более 8 млрд. грн.

И уже после этого ВАКС принял решение, например, о средствах Royal Pay. Агентство инициировало внесение изменений предусмотрев возможность зачисления ОВГЗ, уже работающих на государство, передачи ОВГЗ в собственность государства.

Это был законопроект №11280-1, против которого выступали БЮТ и Европейская солидарность.

Выводы на поверхности.

Кабинет Министров Украины может принять решение об определении субъектом управления активом другого органа государственной власти, кроме ФГИ согласно ст. 5-1 Закона о санкциях.

ФГИУ не может без отмены реализовать санкционные активы, которые в то же время являются вещественными доказательствами в рамках уголовного производства.

АРМА обязана иметь возможности реализовывать те санкционные активы, которыми уже управляет. На примере "Невской косметики" даже не экономист и не юрист видит потери, разорванные договоры, возможность потери трудового коллектива, неуплаты местных налогов, а дальше еще хуже - повторные и дублирующие функции ФГИУ, который перед тем как приступить к процедурам, должен осмотреть и оценить актив. и потратить на это государственные денежные средства. Это абсурд и не государственная позиция.

Кратко о последнем примере: брикеты железной руды русского олигарха Усманова. Этот актив был передан в управление АРМА на реализацию. АРМА провел все необходимые и предусмотренные законом процедуры для реализации. В настоящее время этот актив получил стартовую цену почти полмиллиарда гривен. Эти средства могут пойти на экономику и обороноспособность Украины и для этого АРМА объявлен конкурс на Прозорро.Продажи. И не исполнение решения суда привело бы к уголовной ответственности (ст. 382 УКУ). Здесь есть еще один вопрос, который требует решения в плоскости проведения публичных закупок. Ведь наблюдаем сознательное не представление заявок на участие в аукционе. Профессиональные участники знают, что следующий шаг – повторный конкурс с полцены, где обычно торги проходят на повышение цены. Но! Агентство будет пристально наблюдать за аукционом. И может переобъявить его сначала.

в сентябре ВАКС принял решение о национализации этого актива. Согласно санкционному законодательству, далее — передача ФГИУ, который должен продавать этот актив.

То есть, есть два определения суда: где одним активом арестован и передан на реализацию, вторым — национализирован.

Отмечу: даже при наличии решения ВАКС о санкционных активах, их реализация через Фонд госимущества невозможна, поскольку эти активы имеют статус вещественных доказательств в уголовных производствах. Без отмены ареста передача имущества на реализацию блокируется уголовными процессуальными нормами.

Здесь я вернусь к упомянутому ранее законопроекту №10069, предусматривающему возможность реализации санкционных активов, которые ранее были переданы в управление Агентству.

Это позволит обеспечить:

✔️эффективное исполнение решений по санкционному имуществу

✔️стабильные поступления в государственный бюджет

✔️избежание обесценивания активов

Кроме того, крайне важно обеспечить привлечение АРМА как третьей стороны по делам по санкционным активам, являющимся вещественными доказательствами в уголовных производствах. Это позволит предусмотреть механизм, по которому средства от реализации такого имущества будут гарантированно поступать в государственный бюджет. Это вопрос, а также принятие решений с учетом статьи 153 ГПК Украины о необоснованных активах уже инициирован в ВАКС.

Системный государственный и единый подход даст эффективные результаты. Такую позицию поддерживают и международные партнеры и Европейская сеть антикоррупционных органов.

При отсутствии такого механизма мы рискуем создать ситуацию, когда санкционные решения не могут быть выполнены из-за процессуальных ограничений, что противоречит самой цели санкционной политики государства.

Призываю народных депутатов поддержать законопроект №10069, который позволит решить эти критически важные вопросы и обеспечит эффективную реализацию санкционной политики государства.

АРМА готова к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными сторонами для скорейшего урегулирования этой ситуации в интересах государства.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
санкции АРМА