Украинская правда
Підтримай нас, щоб ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайся до Клубу УП!
Підтримай роботу журналістів

Выполнить решение суда и направить средства Силам обороны или ожидать национализации?

Есть ли смысл ожидать национализации "портрета медведчука", если можно сразу направить средства на экономику и обороноспособность государства?

25 декабря Высший антикоррупционный суд принял неожиданное решение о запрете АРМА реализовывать арестованное имущество, связанное с Виктором Медведчуком.

Суд обосновал свое решение возможными рисками отчуждения и уменьшения стоимости активов, принадлежащих ответчикам или связанным с ними компаниям.

По мнению суда, реализация этих активов может сделать невозможным исполнение судебного решения в случае удовлетворения исковых требований об их взыскании в доход государства.

Особенно странно, что суд не привлек нацагентство к рассмотрению дела, хотя был проинформирован о том, что часть активов уже передана на нужды ВСУ.

Решением ВАКС от 30 сентября по делу №981/5770/24 в отношении имущества Медведчука и Марченко установлено, что применение санкции не отменяет обязанности государства проводить уголовное преследование и привлекать виновных к ответственности.

Именно в этом деле АРМА обеспечило сохранность картин Медведчука, которые получили выводы Минкультуры, в Национальном художественном музее.

Через систему "Prozorro.Продажи" уже реализованы объекты на сумму более 10,2 млн грн, включая автомобиль Maybach, часы, картины, не имеющие культурной ценности, квадроциклы и багги. Более того, самолет Gulfstream G650 и вертолет Bell-427 уже служат Силам обороны Украины. Это лучший вариант выполнения постановления об управлении такими активами во время войны.

АРМА продало Maybach медведчука за 1,8 млн грн. Этот автомобиль 2003 года выпуска был оценен независимым субъектом оценочной деятельности и выставлен на аукцион. Затем были подписаны акты передачи. Средства сразу поступили в бюджет. Возникает вопрос: процедура национализации предполагает не этот же результат? И почему этот процесс намерены либо остановить, либо затянуть во времени?

АРМА имеет реальную мотивацию и возможности направить средства преступников и предателей на нужды бюджета и обороны. Важно понимать временную разницу: АРМА реализует активы уже сейчас и направляет средства в бюджет, тогда как санкционный механизм требует снятия ареста.

Наша юридическая позиция базируется на фундаментальных правовых принципах. Конституция (статья 58) четко устанавливает: законы не имеют обратного действия во времени. УПК определяет, что процессуальные действия проводятся согласно нормам, действующим на момент их выполнения. Статья 382 УПК предусматривает уголовную ответственность за невыполнение решения суда. Статьи 129¹ Конституции, 533 УПК и 13 закона "О судоустройстве и статусе судей" определяют обязательность исполнения судебных решений.

Примером эффективности нашей работы стала одна из первых побед агентства - дело "Винницабытхима", предприятия со 100-процентным российским капиталом. С момента моего назначения деятельность агентства была направлена на утверждение новых прозрачных правил по конкурсным процедурам.

После камеральных и выездных проверок, сверки данных с налоговой платежи выросли с 240 тыс. грн до 8 млн грн ежемесячно. С августа 2023 года по июль 2024 года в бюджет поступили почти 70 млн. Но решение ВАКС о национализации создало правовую коллизию, что подтверждает официальное письмо ФГИ от 14 октября.

В этом письме фонд описал аргументированную позицию о невозможности осуществления конфискации санкционных активов, которые есть одновременно в уголовных производствах, в связи с невозможностью снятия арестов, и о невозможности выполнения Фондом госимущества решений ВАКС из-за имеющихся арестов.

Уже год подряд АРМА акцентирует внимание на целесообразности совершенствования этих механизмов. С этой целью в парламент внесен законопроект №10069.

Если санкционный актив до решения ВАКС был в управлении АРМА, считаем целесообразным не прерывать цепь поступлений в бюджет, не создавать дублирование функций и не тратить дополнительно бюджетные средства для повторных осмотров и оценок фондом. Агентство может реализовать такой актив на "Прозоро.Продажах", и чем больше государственных органов будут во время войны обеспечивать такие продажи, тем больше средств будет направлено в бюджет.

Еще более красноречивый пример - дело списанных российских средств Royal Pay. АРМА списало 1,8 млрд санкционных средств и сразу направило их на ОВГЗ для ВСУ. Два года эти средства приносили кому-то проценты, теперь они работают на ВСУ.

Эти средства должны были пройти длительный процесс национализации, но благодаря работе агентства они уже в госбюджете. Почему решение ВАКС о национализации появилось лишь на третьем году войны? Стоит ли урегулировать законодательство по выполнению этих решений, должен наконец решить парламент.

Аналогичная ситуация со средствами Фридмана и Авена: списано 18 млн долл. Лишь после направления средств на ВСУ появился иск в ВАКС. АРМА также списало 2,6 млрд грн Pin Up, арестованные в рамках уголовного производства, и не вернуло (хотя арест был снят решением суда) как российские. Именно благодаря совместной работе с ГБР средства снова арестованы и работают на благо государства.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с железорудными брикетами. Согласно позиции Минэкономики, при исполнении решения о санкциях возможно изменить порядок его исполнения и средства от реализации будут перечислены АРМА в бюджет.

Это особенно важно, учитывая риски: предотвращение катастроф и опасности для украинцев от последствий ракетных ударов. Успешно реализован карбамид на сотни миллионов, все таможенные платежи, почти 100 млн грн, уплачены.

Нормы УПК имеют приоритет над другим законодательством (статья 9 УПК). Апелляционная палата ВАКС по делу медведчука подтвердила: применение санкций не останавливает уголовное преследование и другие меры в рамках уголовного производства, включая реализацию активов. Статьи 294 и 295 КАС предоставляют право в 15-дневный срок обжаловать определение суда об обеспечении иска.

Имеем критическую несогласованность между нормами уголовного процессуального и санкционного законодательства. За реализацию санкционной политики отвечает Минэкономики, но механизмы взаимодействия требуют усовершенствования.

Стоит отметить и наш вклад в сохранение культурного наследия: часть коллекции картин госизменника по инициативе АРМА остается в музее.

АРМА не просто действует в рамках закона - мы обеспечиваем максимальную эффективность управления арестованными активами. Наша позиция четкая: каждая гривна должна работать на государство уже сегодня, спасать жизни наших защитников, а не ждать годами возможной национализации.

Что эффективнее для государства: ждать годами возможности национализировать картину или автомобиль или уже сейчас направить средства от их реализации на нужды обороны? Еще более важный вопрос: не постигнет ли такая же участь яхту Royal Romance, продажа которой могла бы принести миллиарды в бюджет?

Подчеркиваю глобальность вопроса в интересах государства: именно исполнение решения суда и реализация таких активов за рубежом в рамках уголовных производств обеспечит поступления в госбюджет по результатам торгов или аукционов.

А при реализации актива как санкционного приоритетными будут двусторонние соглашения между странами, нормы международного права, определяющие скорее разделение прибыли от продажи между обеими странами. Ответ очевиден.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
АРМА Россия санкции законодательство активы суды