Украинская правда

MasloTOM: как из советской кофемолки масштабировать производство сладостей

MasloTOM: как из советской кофемолки масштабировать производство сладостей
Колаж: Андрій Калістратенко

История бренда TOM. Как авантюра друзей из Львова превратилась в бренд сладостей с оборотом 200 миллионов гривень.

История производителя сладостей TOM начиналась без инвесторов, грантов или бизнес-планов - только старая советская кофемолка, идея, которая возникла в университете, и настойчивость. То, что стартовало как эксперимент с арахисом, за 13 лет превратилось в производство с оборотом 200 млн грн в год. Бизнес растет.

От редакции. Малый и средний бизнес формирует более половины экономики. Его представители не могут лоббировать собственные интересы, как это делает крупный бизнес, но они всегда приспосабливаются к условиям и находят новые пути для развития.
ЭП разделяет принципы, которыми руководствуются предприниматели в стремлении к росту, поэтому редакция делится их интересными историями. Эти истории - не о потрясающем успехе и большом состоянии. Эти истории о том, как влюбленные в свое дело украинцы развиваются, работают сами, дают работу другим и делятся опытом.

Львовская паста в советской кофемолке

Решение начать собственное дело появилось без большого озарения, рассказывает Михаил Бойко, один из основателей бренда TOM. На то время несколько авантюрный проект возник во время учебы в университете вместе с двумя друзьями - Тарасом Фитьо и еще одним парнем - Остапом, который почти сразу отошел от бизнеса. Из первых букв имен "отцов-основателей" появился узнаваемый бренд сладостей.

Начинали тогдашние студенты в 2012 году, чтобы занять свободное время между парами в университете. Производство именно арахисовой пасты выбрали не случайно: они попробовали ее во время участия в программе Work and Travel в США и тогда это отложилось в памяти. На тот момент в Украине этот продукт почти отсутствовал.

Однажды, найдя баночку крафтовой арахисовой пасты в магазине под домом, они решили попробовать ее воссоздать.

"Появилось сомнение: если продукт уже есть, то, возможно, не стоит развивать дело. Однако решили попробовать сделать свою версию", - рассказывает Михаил.

Так начался эксперимент. Первым оборудованием стала советская кофемолка: ребята попробовали смолоть арахис. Получилась хрустящая паста с грубымпомолом.Механизм стал понятным и крафтовое производство начало понемногу развиваться.

Тарас Фитьо и Михаил Бойко (справа) в начале развития собственного дела, 2012 год
Тарас Фитьо и Михаил Бойко (справа) в начале развития собственного дела, 2012 год
Фото Михаила Бойко

Первая инвестиция - личные сбережения. За 2 тыс. долл. ребята заказали в Китае прибор для перемалывания арахиса. Ждали его несколько месяцев. Когда заказ прибыл, то оказалось, что приехал не тот, который был нужен.

"Пришел аппарат для помола сезама - маленьких кунжутных семян, а нам надо было для арахиса, который в десять раз больше. Нам помог хороший человек: что-то перекрутил, модернизировал аппарат и тот начал работать с арахисом. Это было первое оборудование", - говорит соучредитель MasloTom Бойко.

Свою пасту ребята сначала продавали на ярмарке во Львове, которая стала своеобразной школой для молодых предпринимателей. В начале, признается Михаил, были внутренние барьеры: как это политологи будут "впаривать" кому-то свой продукт.

Устройство для перемалывания арахиса. Первый старт. Аппарат перерабатывал мясо, но хорошо справился и с орехами, 2015 год
Устройство для перемалывания арахиса. Первый старт. Аппарат перерабатывал мясо, но хорошо справился и с орехами, 2015 год
Фото Михаила Бойко

Однако политологическое образование помогло предпринимателям выстраивать их будущую культуру сотрудничества с клиентами. Бизнесмены из Львова получали отзывы от потребителей напрямую, не спорили с ними и совершенствовали продукт.

"Мы ничего не знали, но каждый фидбек брался в работу. Например: "Большая фракция". Мы: что это? Изучали все: как делать пасту, какое оборудование нужно. Это была школа. Мы становились идеальными учениками своих клиентов", - вспоминает Михаил.

Клиентскую базу формировали сразу: на баночках оставляли номер телефона с надписью: "Хочешь еще? Звони". Каждого клиента записывали в тетрадь и когда он звонил, то начиналась бизнес-коммуникация: "Как дела? Попробовали? Хотите еще?".

Собственноручно они продали десятки тысяч баночек: ездили с ярмарками по всей стране: Киев, Львов, Одесса. Несколько лет выстраивали собственную клиентскую базу. Новым этапом развития бизнеса стал отказ от привычных ярмарок и переход к полному циклу производства. Как сделать этот шаг - подсказала интуиция.

"Мы поняли: рождается что-то системное. Наступил день, когда мы сказали: хватит ярмарок. Это был крутой день", - вспоминает с улыбкой Михаил.

Эволюция устойчивого производства

Между продажей в деревянных домиках на ярмарках и появлением производственного цикла прошло несколько лет. Что-то похожее на первую линию запустили в 2015 году.

Масштабировались постепенно. Хотели строить партнерскую модель, как в США, но в Украине тогда не было даже базового доверия. Несколько раз попробовали и поняли: лучше все делать самим. "Делали хаос, но самостоятельно", - признается Михаил.

Производство арахисовой пасты начинали с полного цикла. Никого не привлекали, поскольку хотели отвечать за каждый шаг. "Нашли старое оборудование, купили за семь тысяч долларов. Старое, но модернизировали и заработало. Жарили, обрабатывали, паковали сами. Примитивно, но с философией", - говорит соучредитель фирмы.

Сейчас мощности, расположенные во Львове, имеют современное турецкое оборудование. Все выглядит как евросоюзовская компания серьезного уровня, уверяет Бойко.

Помещение компании TOM во Львовском логистическом центре Port
Помещение компании TOM во Львовском логистическом центре Port
Фото Михаила Бойко

Предприниматели импортируют арахис из Аргентины и Индии. Они также экспериментировали с отечественным продуктом с Полтавщины и Херсонщины, но он не подошел. Паста производится из сырого арахиса, который очищают от скорлупы и обжаривают. Далее орехи измельчают на специальных мельницах, которые помогают достигать однородной консистенции. Готовую массу после этого фасуют в банки и маркируют.

В производстве "батомчиков" (название шоколадных батончиков компании TOM) используют итальянские фисташки и бельгийский шоколад. Только в мае 2025 года компания произвела 200 тыс. единиц этой позиции. Шоколадные изделия продаются даже лучше, чем ореховые, признается совладелец фирмы.

Сейчас производство работает в две, а иногда - в три смены. К планированию относятся серьезно: календарь расписан почти на год вперед. "Когда все в последний момент - можно сойти с ума, мы это проходили. Когда есть планирование, тоже можно сойти с ума, но градус ниже", - объясняет такой подход Михаил.

Производственные линии MasloTOM во Львове
Производственные линии MasloTOM во Львове

Тарас постоянно находится во Львове, фактически живет на производстве. Он наблюдает за процессами, анализирует их и доводит каждую деталь до совершенства. Михаил же погружен в "виртуальное" производство: руководит административными системами, отвечает за логистику, аналитику и искусственный интеллект.

В 2017-2018 годах был момент взрывного роста продаж, когда предприниматели начали экспериментировать с промоушеном у блогеров. Результат - десятикратный рост с 3 тыс. до 33 тыс. клиентов. Вторая волна - пандемия: люди дома, онлайн и продажи снова выросли. Сейчас клиентская база компании насчитывает 400 тыс. человек.

"Даже если что-то случится с производством, у нас есть эти люди. Восстановить стены можно, а лояльность и любовь - нет. Это надо формировать", - говорит Михаил.

География потребителей продукции компании покрывает почти всю страну. Киев дает 40% продаж. Коммуницируют с клиентами через сайт и приложение, а продукты отправляют по почте. Также есть каналы сбыта через ритейл, в частности METRO и "Сильпо".

Сооснователь MasloTOM Тарас Фитьо возле производственного оборудования
Сооснователь MasloTOM Тарас Фитьо возле производственного оборудования
Фото Михаила Бойко

Денежный оборот компании в 2024 году составил 200 млн грн. Бойко утверждает, что "это круто", но видит больший потенциал из-за фокуса на новые продукты.

Не только сладости

Когда Михаил и Тарас масштабировали производство, они столкнулись с потолком возможностей: в линейке одновременно было 30 вкусов арахисовой пасты. Со временем они осознали: вместо того, чтобы копать глубже, стоило двигаться шире. Так в продуктовой линейке появились шоколадки, карамельки, шарики, конфеты и уже упомянутые "батомчики". Рынок сразу отреагировал: продажи выросли.

Упаковочная станция на одном из производств MasloTOM
Упаковочная станция на одном из производств MasloTOM

В 2026 году команда планирует выпустить пять новых категорий продуктов, не связанных с существующим ассортиментом. Один из них уже созревает: комбуча с названием "Томбуча". "Будет пять вкусов, классный дизайн и гениальный вкус", - с улыбкой рассказывает Михаил. А еще TOM готовится к запуску собственного кофе.

Однако дело не только в новых продуктах. "Мы хотим, чтобы компания выглядела так, как даже не можем представить. Нас драйвит создание нового", - говорит Михаил.

Каждый продукт проходит внутреннюю экспертизу команды: если не "задевает", то его либо отбрасывают, либо доводят до идеала. Видимо, именно так и приходит успех.

предприниматели продукты продажа