Американці допоможуть Фонду гарантування продати борги олігархів
За весь 2016 год Фонд гарантирования вкладов смог продать активов лишь на 3,5 млрд грн. Это меньше, чем планировалось.
Основные проблемы у фонда — с продажей крупных корпоративных кредитов, которые в большей части связаны с украинскими олигархами.
В 2017 году планируется продать активов на 10 млрд грн только к июню 2017 года. Такая амбициозная цель прописана в одной из последних версий меморандума Украины с МВФ, который недавно опубликовала партия "Батьківщина".
Надежды возлагаются на новый для отечественного рынка механизм: продажу проблемных активов пулами по 5 млрд грн с помощью специализированных американских торговых площадок. Оправдан ли оптимизм МВФ и НБУ?
За последние три года на ликвидацию отправилось более ста украинских банков. Обычно после прихода временных администраций в неплатежеспособные банки 95% кредитов в них переставали обслуживаться.
Большая часть активов при бездействии НБУ и правоохранительных органов выводилась еще до признания банков неплатежеспособными. Это привело к тому, что на бумаге Фонд гарантирования вкладов физлиц — ФГВФЛ — имеет 500 млрд грн активов, но в реальности их стоимость не превышает 150 млрд грн.
Например, Федеральная корпорация страхования депозитов США возвращала путем взыскания задолженности или продажи активов в среднем 54% от балансовой стоимости кредитного портфеля обанкротившихся банков. В Украине же этот показатель остается очень низким — около 4% от балансовой стоимости.
Основные проблемы у фонда возникают с продажей крупных корпоративных кредитов, чаще всего с инсайдерскими долгами перед банками олигархов.
И теперь эту проблему попробуют решить с помощью американских специализированных площадок: ООО "Дебтекс Украина" (дочерняя компания DebtX) и ООО "Фьост файненшиал нетворк юкрейн" (дочерняя компания FFN).
Слухи на рынке об этих компаниях ходили давно.
"Они приехали и сделали презентации, которые организовали советники из U.S. treasury и FDIC. Они увидели нашу проблему с проведением справедливых торгов и пригласили тех, с кем работали. Площадки зарегистрировали здесь юрлица, но интересен ли им наш рынок, сказать не могу", — говорила экс-глава офиса консолидированных продаж ФГВФЛ Юлия Берещенко в 2016 году в интервью ЭП.
По информации фонда, в пилотном проекте будут задействованы активы, находящиеся в залоге НБУ по выданным кредитам рефинансирования, в восьми банках: "Виэйби банке", Брокбизнесбанке, "Дельта банке", Актив-банке, банке "Киевская Русь", Еврогазбанке, банке "Финансы и кредит" и Златобанке.
Из этих активов будет сформировано два пула, которые включают права требования по кредитам с общей суммой долга около 5 млрд грн каждый.
"Основная цель пилотного проекта по продаже пулов активов — привлечение широкого круга потенциальных инвесторов и получение максимальной цены. Предусматривается возможность продажи и маркетинга сформированных пулов проблемных активов на внутреннем и мировом рынках", — говорит и. о. директора департамента консолидированной продажи активов ФГВФЛ Тарас Елейко.
Согласно отчету мониторинга рынка неработающих кредитов фирмы Vienna Initiative, в течение последних 18 месяцев в Центральной и Восточной Европе было проведено транзакций по продаже портфелей кредитов на 6 млрд евро.
"Выставляя на продажу крупные портфели, Украина сможет заинтересовать потенциальных покупателей за пределами страны", — считает Елейко.
Вместе с тем, украинские площадки жалуются на непрозрачность процедур.
"Площадки не раз обращались в фонд и НБУ с предложением объединять лоты, что позволило бы более эффективно проводить реализацию. Однако представители указанных учреждений категорически отвергали эти предложения, ссылаясь на риски относительно манипуляций со стороны площадок.
Теперь же они готовы отдать крупные пулы не совсем прозрачным дочерним компаниям. Такая смена позиции подозрительная, особенно учитывая функционирование проекта ProZorro. Из опубликованной информации пока совершенно непонятна схема работы американских представительств", — говорит директор ассоциации "Биржевые и электронные площадки" Олег Падалка.
По его мнению, сейчас эффективность реализации активов довольно низкая по причине малого объема выставляемых на реализацию активов.
"На это не раз жаловались площадки, в том числе проекта ProZorro. По словам Берещенко, фонд не успевает выдавать больше. Проблемой является и первоначальная цена лотов, которая часто бывает выше, чем интерес рынка.
В результате продажи и пополнение фонда затягиваются. На это должен повлиять фонд совместно с НБУ, но вместо этого они тратят время на новые непонятные схемы реализации", — говорит Падалка.
Опрошенные ЭП банкиры вообще не верят, что нерезидентов заинтересует рынок проблемных активов в Украине. При этом виноват здесь не сам процесс продажи таких активов, а судебная система. Следовательно, Фонду гарантирования и Нацбанку стоит обратить внимание совсем на другие проблемы в этой сфере.
"Фонд продает не активы (залоговое имущество), а права требования по кредитам (билет на войну за такие активы). Поэтому в реальных иностранцев на этом рынке я не верю. У нас реально не гарантируется право частной собственности даже в стандартных случаях, не говоря о случаях принудительного взыскания.
Минюст отменяет записи в реестрах даже в отношении банков-залогодержателей, суды не признают покупателей с торгов добросовестными. Специальные инвесторы, конечно, есть, но они не волшебники. Они могут работать только в правовом поле", — говорит зампред крупного банка на правах анонимности.