Українська правда

iPhone білі і сірі: чим закінчиться гра в монополію постачальників електроніки

Світові виробники електроніки та українські дистриб'ютори вимагають зробити більш жорсткими умови імпорту техніки. Деякі учасники ринку розцінюють це як бажання вендорів та імпортерів монополізувати ринок. (Рос.)

Крупнейшие мировые производители электроники и украинские дистрибьюторы требуют от премьер-министра ужесточить условия импорта техники.

Они хотят обязать операторов отключать незарегистрированные мобильные телефоны и обложить налогом заграничные интернет-покупки населения.

Свои требования инициаторы объясняют необходимостью борьбы с контрабандой и прогнозируемым увеличением налоговых поступлений.

Однако некоторые участники рынка потребительской электроники расценивают это как острое желание вендоров и импортеров монополизировать рынок Украины под благовидным предлогом.

Конечная цель таких новаций, полагают оппоненты, - заблокировать альтернативные каналы импорта более дешевой электроники и единолично диктовать цены на товары всей Украине, получая сверхприбыль.

С предложением ужесточить условия импорта выступила Ассоциация предприятий информационных технологий. Она лоббирует интересы 72 крупнейших производителей, импортеров и дистрибьюторов потребительской электроники, занимающих 90% рынка Украины.

Ассоциация 10 мая 2016 года направила премьеру письмо, в котором утверждает, что из-за теневого импорта госбюджет ежегодно не получает 3,6 млрд грн.

"В результате поставок электроники через границу без таможенного оформления или с занижением таможенной стоимости государство не получает импортный НДС и пошлины", - пишет АПИТУ.

По мнению авторов письма, из-за сокрытия прибыли при торговле нелегально ввезенными товарами без регистрации расчетных операций бюджет не получает налог на прибыль, а легальные импортеры несут убытки.

17 мая ассоциация провела "круглый стол" с представителями Государственной фискальной службы. На нем члены АПИТУ рассказали о масштабах ущерба от теневого импорта и об основных схемах такого импорта.

"Несуны" в законе

Виктор Щербяк, глава департамента продаж "Asbis-Украина", эксклюзивного украинского импортера iPhone, сообщил, что большая часть "яблочных" телефонов продается в Украине нелегально.

"За 2015 год сумма недополученного НДС от продажи нелегальных iPhone составляет 0,8-1 млрд грн. Есть много способов завозить сюда продукцию без уплаты НДС и таможенных пошлин. Все это продают частные предприниматели через онлайн-ресурсы, которые тяжело отследить", - утверждал Щербяк.

Его поддержал Андрей Скира, руководитель отдела аудио-видео "Samsung Electronics Украина". Он провел исследование с помощью прайс-агрегатора hotline.ua и пришел к выводу, что из 170 продавцов телевизоров Samsung 74 продают нелегальные товары, не сертифицированные для продажи в Украине.

Долю таких телевизоров он оценил 25% и увидел тренд к ее увеличению. "Разница в ценах на официальные и нелегально ввезенные товары составляет 30-220%. Мы оцениваем наши потери минимум 0,5 млрд грн в год, а потери бюджета - 30 млн грн в год", - отметил Скира.

В проникновении нелегального импорта он винит "несунов".

Так он называет граждан Украины, которые в руках переносят через границу товар, декларируя его для собственных нужд. За день такие "несуны" могут перенести из Польши в Украину без уплаты пошлин и НДС целую фуру электроники. Потом техника поступает в продажу по ценам, ниже официальных.

На вопрос, как это возможно, присутствующие на "круглом столе" представители ГФС только разводили руками, мол, такой "импорт" не противоречит законам.

Лейтмотивом заседания стала идея, что из-за теневого импорта госбюджет не получает миллиарды гривен, поэтому надо срочно предпринимать меры. Список таких мер ассоциация заранее подготовила и направила премьеру.

В частности, предлагается обязать мобильных операторов отключать устройства с незарегистрированными кодами ІМЕІ, обложить заграничные интернет-покупки свыше 22 евро НДС (сейчас покупки до 150 евро не облагаются налогами), ужесточить ответственность за размещение информации о контрабанде.

За "железным занавесом"

Между тем, продавцы электроники, не входящие в состав АПИТУ, возмущены ее инициативой. Они считают, что под видом борьбы с контрабандой ассоциация намерена с помощью правительства еще больше монополизировать право на импорт электроники в Украину. Ее цель - единолично диктовать розничным сетям цены на технику, вручную регулируя свои доходы на обнищавшем рынке Украины.

Многие компании в Украине заинтересованы самостоятельно официально импортировать электронику с международных рынков.

Они готовы предложить гораздо более низкие цены при том же качестве товара и уровне гарантийного обслуживания. Однако начать этот бизнес они не могут из-за неурегулированного принципа исчерпания прав на товарные знаки и бессмысленной системы сертификации.

Президент Unitrade Group Владимир Колодюк говорит, что готов официально завозить в Украину iPhone 6s на 128 Гб и продавать его на 85 долл дешевле, чем у других "белых" продавцов. Однако без разрешения эксклюзивных импортеров Apple в Украине - компаний Asbis и ERC - сделать это он не может.

Их эксклюзивное право на импорт техники Apple закреплено в Таможенном реестре объектов прав интеллектуальной собственности.

Формально реестр нужен для предотвращения поступления в страну контрафактных товаров. Однако из-за неоднозначности законодательства реестр стал "железным занавесом" для бизнеса. Все, кто в него не внесены, не имеют права завозить товар в страну. Таможня его просто не пропустит.

Внести компанию в реестр может только правообладатель, то есть производитель электроники, но вендоры ограничивают число импортеров в Украине. Поэтому в стране действует национальный принцип исчерпания прав.

Тем временем во всех цивилизованных странах действует международный принцип, когда товар без разрешения производителя может ввозить любой игрок.

Принцип исчерпания прав - болезненный вопрос для украинских офисов вендоров. LG и Lenovo отказались его комментировать. Только Samsung Electronics Ukraine не стала скрывать свою позицию.

"Международный принцип исчерпания прав открывает границу для неофициального импорта. Официальный импортер инвестирует деньги в построение сервисной сети, предоставление дополнительных услуг, несет затраты на маркетинг и, что очень важно, оплачивает все налоги и пошлины.

В то же время, неофициальный импортер осуществляет деятельность без значительных дополнительных затрат", - утверждают в пресс-службе компании.

Еще одним барьером на пути либерализации импорта остается сертификация.

Вся электроника, которая попадает в Украину, проверяется на соответствие национальным стандартам. Занимается этим ряд организаций, например, "УкрСЕПРО". Они выдают сертификаты стоимостью десятки тысяч гривен. Хотя вся эта электроника изначально сертифицирована для ЕС и США.

"Эти структуры получают сверхприбыли в условиях монопольного положения", - объясняет Колодюк.

"iPhone сертифицирован, но мы этим сертификатом воспользоваться не можем. Нам нужно купить за баснословные деньги свой сертификат.

Перед этим сертификационный орган попросит разрешения у правообладателя на испытание прибора. При этом нам заранее говорят, что на Apple, Sony и Samsung сертификат вам не дадим", - добавляет Колодюк.

Однако некоторые компании с помощью разных схем импортируют электронику. Они конкурируют ценой с официальными импортерами, из-за чего последние теряют деньги. Поэтому АПИТУ придумала, как усложнить жизнь "нелегалам".

История рассудит

"Думаю, это попытка просить больше, чтобы получить хоть что-нибудь. У меня ответ один: пока у нас не будет равного ценообразования для нашей страны и соседних стран, все попытки что-то запретить ни к чему не приведут", - комментирует требования ассоциации основатель Rozetka Владислав Чечеткин.

При этом в увеличении импорта товаров неофициальными поставщиками Чечеткин винит именно вендоров.

"Устанавливая разные цены на одни и те же товары для Украины и других стран, производители сами провоцируют поток контрабанды. Представители вендоров, которые не могут построить нормальное ценообразование, должны уйти на свалку истории. Это произойдет в любом случае", - уверен Чечеткин.

Вендоры, как и официальные дистрибьюторы, отвергают все обвинения. "Цены формируют различные игроки рынка на свое усмотрение", - говорят в "Lenovo Украина". А коммерческий директор ERC Владимир Костенко считает, что было бы странно видеть большой разброс цен в рознице.

"Составляющие цены известны. Значимый разброс может говорить об уклонении от уплаты налогов, отсутствии дополнительных сервисов, сомнительности происхождения товара или его комплектации", - утверждает он.

Единственное, что объединяет членов АПИТУ, вендоров, дистрибьюторов и их оппонентов, - это беззаветное желание отменить сертификацию электроники, признав европейские аналоги.

техніка імпорт монополія