"Сірим" телефонам дають червоне світло
Держава хоче боротися з "сірим" імпортом руками мобільних операторів. Профільний регулятор ще непогано на цьому заробить і отримає механізм повного технічного контролю за бездротовими мережами. (Рос.)
За последние два года количество нелегально ввезенных в Украину мобильных терминалов достигло рекорда.
По данным Ассоциации предприятий информационных технологий Украины - АПИТУ, только 2,3% устройств попадают в страну по официальным каналам.
Для сравнения: в 2008 году таких было 7%.
По оценкам Украинского государственного центра радиочастот - УГЦР, в целом ежегодно в страну поставляется около 8 млн смартфонов и мобильных телефонов.
Председатель парламентского комитета по вопросам связи и информатизации Александр Данченко рассказывает, что средняя стоимость мобильного аппарата в Украине, согласно документам таможни, составляет всего 59 долл.
Хотя в действительности - свыше 100 долл. Общие потери государства от "серого" импорта и контрабанды он оценивает 1,5 млрд грн.
Идея фикс
"По многим причинам таможня не может остановить контрабанду и "серые" поставки", - говорит Данченко. Однако у мобильных операторов, по его словам, есть рычаги воздействия, которые уже доказали свою эффективность.
Речь идет о создании базы идентификаторов мобильных устройств, куда будут вноситься IMEI-коды мобильных терминалов.
Операторы смогут выявлять "серые" устройства в своей сети, информировать об этом абонентов и отключать их, если те не докажут легальность ввоза. Внедрение такой системы предусмотрено законопроектом №1888, который Данченко уже внес в Верховную Раду.
Похожая система раньше уже работала. В течение пяти лет, начиная с 2009 года, идентификаторы мобильных устройств вносились в специальную базу. Только отключать "серых" пользователей операторы не могли: необходимые для этого изменения в законодательство не были приняты.
Несмотря на это, в первые годы работы системы число нелегально ввезенных терминалов снизилось, по официальным данным, до 10%.
Исполнительный директор УГЦР Ярослав Янушевич говорит, что снижение "серых" поставок в 2009 году позволило перечислить в бюджет 570 млн грн. Это в десять раз больше, чем годом ранее. К 2013 году благодаря базе IMEI бюджет пополнился уже 1,3 млрд грн.
В 2014 году парламент отменил выдачу разрешений на ввоз мобильных терминалов и упразднил базу IMEI. "Те, кто это сделал, очевидно, заинтересованы в "серых" поставках телефонов", - предполагает Янушевич.
Эту правку внес молодой депутат от партии "Удар" Ярослав Гинка. Он тогда гордо написал в Facebook, что разрушил еще одну схему заработка "для своих" и тотального контроля телефонов прошлой властью.
Старые связи
Согласно законопроекту Данченко, создавать и вести новую базу идентификаторов будет УГЦР. Будет ли предприятие самостоятельно писать программное обеспечение и строить систему или же привлечет внешнего подрядчика, пока не ясно.
Программно-аппаратный комплекс, который использовался для учета терминалов раньше - АИСУМТУ, написала частная фирма УНІС. Ее учредитель - Светлана Зварич, жена политика, экс-депутата от Блока Петра Порошенко Романа Зварича.
Натисніть для збільшення |
Янушевич утверждает, что УНІС передала государству свою разработку, и теперь УГЦР - собственник АИСУМТУ. Возможно, эту систему госпредприятие будет использовать в дальнейшем, так как денег на разработку новой пока нет.
"1 января 2015 года на счетах УГЦР впервые за все время было ноль гривен. Мы перечислили все наши деньги на повышение обороноспособности армии и свободными средствами не располагаем", - рассказывает Янушевич.
В случае перезапуска системы учета терминалов УГЦР будет выбирать наиболее экономный вариант. Представитель ведомства пообещал открытые тендеры. Впрочем, механизм внедрения новой базы идентификаторов пока нигде не описан.
Представитель АПИТУ Эллина Шнурко-Табакова говорит, что члены ассоциации готовы платить за ведение базы. "Наше условие - чтобы на этом не зарабатывали ни государство, ни какой-то конкретный человек", - объясняет она.
Дерегуляция или нет?
Председатель Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Александр Животовский говорит, что в законопроекте также заложены механизмы дерегуляции рынка, поэтому ведомство его поддержало.
Например, предлагается сократить срок выдачи разрешений на пользование радиоэлектронными средствами со 145 дней до 45. При этом, по словам Данченко, действует принцип "молчаливого согласия": если УГЦР в установленный срок не выдаст разрешение, значит, оператор может начинать работу.
Операторы не согласны с такими выводами. Они утверждают, что заявленная цель - дерегуляция - идет вразрез с содержанием законопроекта, а борьба с "серым" импортом, по их мнению, - лишь предлог для закручивания гаек.
Директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстара" Андрей Осадчук обращает внимание, что УГЦР сможет отключать радиоэлектронные средства, в том числе базовые станции, на основании одного лишь предписания НКРСИ.
"Предложенные изменения могут вернуть нас в 1990-е годы, когда по решению санитарного или пожарного инспектора останавливались объекты связи. Это благодатная почва для коррупции", - полагает директор по корпоративному управлению и контролю "МТС-Украина" Олег Проживальский.
Фото unian.net |
Также проект содержит нормы, предполагающие законодательное регулирование договорных отношений. Так, документ обязывает операторов заключать хозяйственные договора с УГЦР для ежемесячного мониторинга объектов связи.
Осадчук считает, что законопроект перекладывает на операторов не присущие им функции МВД и таможенного контроля. "Если эти структуры допускают проникновение в Украину несертифицированных средств, это не должно становиться ответственностью операторов или их абонентов", - говорит юрист.
К тому же, могут пострадать абоненты, которых лишат связи без суда. Не ясно также, как будут защищены права потребителя, который ошибочно купил "серый" телефон.
Дело в шляпе
Участники рынка жалуются, что ни одно их замечание к законопроекту авторы не учли. "Это не похоже на диалог с рынком", - сетует Проживальский.
По его словам, операторы просили исключить нормы, противоречащие действующим законам. Как компромисс - согласились отключать нелегально ввезенные телефоны, поскольку это поможет бороться с нелегальным импортом и наполнить госбюджет.
Директор по корпоративным, регуляторным и юридическим отношениям life:) Дмитрий Фурман надеется, что парламент услышит голос бизнеса и, следуя принципам европейских стандартов, не примет упомянутый законопроект.
Однако отзывать его Данченко не намерен. На днях он даже зарегистрировал постановление о принятии законопроекта в первом чтении. По некоторым данным, законопроект планируется вынести на голосование уже 21 апреля.
Если парламент проголосует "за", ко второму чтению Данченко обещает подать новый вариант документа - доработанный с учетом замечаний рынка. "Полного компромисса между государством и бизнесом не может быть, но мы доработали этот законопроект. Сейчас он отражает компромисс где-то на 90%", - сообщил он.
Каких именно пунктов коснутся изменения, пока не ясно: депутаты не захотели показывать журналистам новый вариант законопроекта до голосования. На вопрос, почему нельзя вынести на голосование уже доработанный документ, Данченко пошутил: "Я применил метод провокации, и все забегали, начали работать".