Великі обіцянки: чому держпрограми в Україні мають низький ККД
Майже десять років тому в Україні знайшли ліки для вирішення великих проблем - цільові державні програми. Дива не сталося - панацея не спрацювала, десятки мільярдів гривень витрачаються неефективно. Точніше, ніхто не знає, як вони витрачаються - інструменти контролю та оцінки не працюють. (Рос.)
Почти десять лет назад в Украине нашли лекарство для решения больших проблем – целевые государственные программы.
Чуда не произошло – панацея не сработала, десятки миллиардов гривен тратятся неэффективно.
Точнее, никто не знает, как они тратятся – инструменты контроля и оценки не работают.
Что делать с пластом госэкономики, требующим сотни миллиардов гривень?
На что в Украине последние годы cобирались потратить больше пятой части всех государственных расходов или более 10% ВВП каждый год?
Нет это не пенсии-соцпомощь, не образование и не армия. Это госпрограммы. Согласно отчету МЭРТ в прошлом году на 38 действующих целевых программ собирались потратить 197 млрд грн. (на практике удалось найти только 51,9 млрд грн, из них бюджетных - 29,8 млрд грн).
Госпрограммы задумывались, как комплекс мер и действий, которые в своей синергии должны дать ощутимый результат – решить проблемы с развитием той или иной отрасли, региона или государства в целом.
Выполняются программы местными и центральными органами власти. Госпрограммы принимаются на несколько лет вперед и учитываются при подготовке сводного бюджета. Контроль за исполнением гопрограмм должен осуществлять Кабинет министров.
Проблема в том, что этот механизм плохо работает. Контроль, который на практике сводится к рассмотрению Кабмином ежегодных отчетов о темпах реализации программ, весьма формальный, и большинство госпрограмм своих они задач не выполняют.
ПРОГРАММЫ З НУЛЕВЫМ УРОВНЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ | |||||||
НАЗВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ | Общий объем финансирования, млн грн | ||||||
преду-смотренно программой | факти-чески профинан-сировано | % выпол-нения | преду-смотрено гос-бюджетом на 2015год | факти-чески профинан-сировано (кассовые расходы) | % выпол-нения | ||
1 | Госпрограмма поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011-2015 годы | 346,50 | 0 | Закрыта | 0 | 0 | 0 |
2 | Госпрограмма приведения в безопасное состояние урановых объектов госпредприятия Барьер. Экология | 21,05 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Госпрограмма развития Крыма ("Экологически безопасный Крым") на 2011 — 2015 годы. Экология | 56,02 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Госпрограмма строительства кораблей класса "корвет" по проекту 58250. Оборона | 938,14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Госпрограмма реформирования системы учреждений для детей-сирот Социальная | 0,00 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Госпрограмма профилактики, диагностики и лечения вирусных гепатитов на период до 2016 года | 481,76 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
7 | Госупрограмма создания единой информационной библиотечной системы "Библиотека — ХХI". Культура | 49,30 | 0 | Закрыта | 0 | 0 | 0 |
8 | Госпрограмма развития в Украине спортивной и туристической инфраструктуры в 2011 — 2022 годах | 6 630,00 | 0 | Закрыта | 0 | 0 | 0 |
9 | Государственная целевая социальная программа развития производства продуктов детского питания на 2012-2016 годы | 122,33 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | Госпрограмма использования в органах государственной власти программного обеспечения с открытым кодом на 2012-2015 годы | 12,77 | 0 | Закрыта | 0 | 0 | 0 |
11 | Госпрограмма подготовки и проведения в Украине финального турнира чемпионата Европы 2015 года по баскетболу | 2 697,49 | 0 | Закрыта | 0 | 0 | 0 |
12 | Госупрограмма развития индустриального парка "Свема" в г. Шостке на 2012-2015 годы | 0,30 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
13 | Госпрограмма развития украинского села на период до 2015 года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
14 | Госпрограмма проведения мониторинга остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в живых животных. | 10,19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Как следует из отчета МЭРТ, который есть у VoxUkraine, в прошлом году планировалось реализовывать 44 госпрограммы.
Планы не сбылись.
Действие пяти программ Кабмин прекратил (трех из них - досрочно). Средства из бюджета на них даже не начинали выделяться. Еще одну программу – о приведении в безопасность урановых объектов на предприятиии "Барьер" – правительство приняло в декабре прошлого года. Таким образом действовать она начала только в 2016-ом.
В итоге в прошлом году действовало 38 госпрограмм, что на 20% меньше чем в 2014. Из бюджета на их реализацию было выделено порядка 25% запланированной суммы - 51,9 млрд грн. Впрочем, это больше чем в 2014 году, когда уровень финансирования госпрограмм составлял 19,7%.
ПРОГРАММЫ С УРОВНЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ 0-10% | |||||||
Общий объем финансирования, млн грн | |||||||
НАЗВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ | преду-смотренно программой | факти-чески профинан-сировано | % выпол-нения | преду-смотрено гос-бюджетом на 2015год | факти-чески профинан-сировано (кассовые расходы) | % выпол-нения | |
15 | Госпрограмма энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии на 2010-2016 годы | 102 421,8 | 1 476,7 | 1,4 | 495,7 | 301,9 | 60,9 |
16 | Госпрограмма развития рыбного хозяйства на 2012-2016 годы | 596,1 | 4,2 | 0,7 | 1,0 | 1,0 | 99,6 |
17 | Госпрограмма реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2019 годы | 3 784,3 | 82,6 | 2,2 | 0 | 0 | 0 |
18 | Госпрограмма строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы | 15 433,0 | 1,3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
19 | Госпрограмма "Хоккей Украины" | 670,9 | 4,4 | 0,7 | 7,1 | 4,4 | 62,4 |
20 | Программа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на 2013-2017 годы | 2417,9 | 188,1 | 7,8 | 200,0 | 179,2 | 89,6 |
21 | Программа передачи общежитий в собственность тергромад за 2012 — 2015 годы | 316,0 | 4,8 | 1,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
22 | Госпрограмма "Школьный автобус" на период до 2015 года | 135,0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 100,0 |
23 | Государственная целевая оборонная программа утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования на 2008-2017 годы | 486,1 | 29,9 | 6,1 | 54,9 | 29,9 | 54,4 |
Что по чем
Дороже всего обходится реализация экономических программ. К ним относятся программы по повышению энергоэффективности, поддержке АПК и рыбного хозяйства, строительству доступного жилья. В этом блоке также программа "Леса Украины" и программа развития индустриального парка "Свема" в Сумской области.
Меньше всего средств Украине требуется на научно-технические программы. Градация расходов государства на целевые госпрограммы выглядит следующим образом.
"Экономические" - 11 программ; 181,6 млрд грн
"Социальные" - 13 программ; 14,1 млрд грн
"Экологические" - 6 программ; 7,9 млрд грн
"Оборонные" - 3 программы; 1,4 млрд грн
"Правоохранительные" - 1 программам; 0,945 млрд грн
"Научно-технические" - 3 программы; 0,677 млрд
"Другие" - 1 программа; 0,464 млрд грн
ПРОГРАММЫ С УРОВНЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ 10-50% | |||||||
НАЗВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ | Общий объем финансирования, млн грн | ||||||
преду-смотренно программой | факти-чески профинан-сировано | % выпол-нения | преду-смотрено гос-бюджетом на 2015год | факти-чески профинан-сировано (кассовые расходы) | % выпол-нения | ||
24 | Госпрограмма реализации технической политики в агропромышленном комплексе на период до 2015 года | 19 103,5 | 6 809,7 | 35,7 | 57,8 | 0 | 0 |
25 | Госпрограмма противодействия торговле людьми на период до 2015 года | 1,9 | 0,2 | 10,4 | 0,1 | 0,0 | 46,9 |
26 | Госпрограмма развития городского электротранспорта на период до 2017 года | 1 549,1 | 387,6 | 25,0 | 0 | 107,5 | 0,0 |
27 | Госпрограмма противодействия ВИЧ-инфекции / СНИДу на 2014-2018 годы | 1 288,2 | 417,4 | 32,4 | 350,0 | 350,0 | 100,0 |
28 | Госпрограмма "Молодежь Украины" на 2009-2015 годы | 61,8 | 28,8 | 46,6 | 10,8 | 10,0 | 92,2 |
29 | Госпрограмма "Обустройство и реконструкция государственной границы" на период до 2015 года | 945,8 | 114,4 | 12,1 | 58,0 | 47,5 | 81,9 |
30 | Госпрограмма разработки и создания сенсорных наукоемких продуктов на 2008-2017 годы | 34,0 | 13,6 | 40,0 | 7,5 | 7,5 | 100,0 |
31 | Общегосударственная программа "Питьевая вода Украины" на 2011-2020 годы | 916,4 | 430,2 | 47,0 | 201,3 | 8,3 | 4,1 |
Финансирование госпрограмм осуществляется из трех источников: госбюджета, местных бюджетов и других источников - как правило, это гранты или кредиты международных финансовых организаций, коммерческих банков.
Характерный факт – в прошлом году расходы бюджетов всех уровней на реализацию госпрограмм по сравнению с 2014 годом возросли, тогда как лепта из других источников уменьшилась.
Львиная доля финансового бремени пришлась все-таки на казну – расходы госбюджета составили 29,8 млрд. грн, что на 67,4% больше чем в предыдущем году.
На втором месте по объему финансирования – заемные средства, в первую очередь - от иностранных доноров. Их доля составила 20,5 млрд грн, и по сравнению с 2014 годом она уменьшилась на 1,4%.
За счет местных бюджетов профинансировать удалось 1,6 млрд грн, что на 77,7 %, больше чем в 2014. Основная причина – децентрализация. В конце 2014 года, когда были приняты поправки в Бюджетный Кодекс, местные власти получили дополнительный ресурс, а вместе с ним и дополнительные расходы.
Дотянуться до уровня
Условно программы можно разделить на такие виды:
· Программы, с нулевым уровнем выполнения – 14 программ, на которые планировалось потратить 11,36 млрд грн, но в итоге не было потрачено ни копейки.
· Программы, с уровнем выполнения 0-10% - 9 программ. При плановом финансировании в 126,261 млрд грн было выделено 1,792 млрд грн. Самая дорогая в этом блоке программа – повышения энергоэффективности, стоимостью в 102,4 млрд грн. За шесть лет действия она выполнена всего на 1,44%.
· Программы, с уровнем выполнения 10-50% - 8 программ общей стоимостью 23,9 млрд грн, на которые по факту было выделено 8,17 млрд грн.
На первом месте по цене вопроса в этом блоке – программа поддержки агропромышленного комлекса, на которую в прошлом году планировалось потратить 19,1 млрд грн. В прошлом году на нее было потрачено 6,8 млрд грн из других источников.
Расходы госбюджета планировались в размере 58 млн грн, но деньги так и не были выделены. Программы, с уровнем выполнения 50-100% - 6 программ общей стоимостью 40,11 млрд грн. По факту расходы по ним составили 28,93 млрд грн.
· Программы, которые сами не определяли финансирование на год, но деньги в бюджете-2015 на их реализацию были предусмотрены. В Украине – 2 такие программы: противодействию бедности и обращению с радиоактивными отходами. Расходы по ним составили 2,5 млрд грн.
· Программы, которые были перевыполнены – 5 программ. В прошлом году вместо запланированных 5,5 млрд грн на них было потрачено 10,46 млрд грн.
ПРОГРАММЫ С УРОВНЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ 50-100% | |||||||
Общий объем финансирования, млн. грн | |||||||
НАЗВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ | преду-смотренно программой | факти-чески профинан-сировано | % выпол-нения | преду-смотрено гос-бюджетом на 2015год | факти-чески профинан-сировано (кассовые расходы) | % выпол-нения | |
32 | Государственная целевая программа "Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов" на период до 2020 года | 1 284,8 | 1 010,4 | 78,6 | 1 024,5 | 1 010,4 | 98,6 |
33 | Общегосударственная целевая программа развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года | 4 452,1 | 2 805,5 | 63,0 | 1 630,8 | 2 017,5 | 123,7 |
34 | Госпрограмма радиационной и социальной защиты населения. Желтые Воды на 2013-2022 годы | 16,0 | 8,4 | 52,5 | 8,5 | 8,4 | 99,0 |
35 | Госпрограмма формирования системы бесплатной правовой помощи на 2013-2017 годы | 117,9 | 79,7 | 67,6 | 75,2 | 72,6 | 96,5 |
36 | Госпрограмма реализации Договора об открытом небе | 7,0 | 5,8 | 82,9 | 6,1 | 5,8 | 96,1 |
37 | Госпрограмма развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 годы | 34 233,6 | 25 025,1 | 73,1 | 23 306,0 | 22 416,1 | 96,2 |
Самый большой показатель перевыполнения в прошлом году – у программы противодействия туберкулезу. Уровень выполнения – 350%. При плановом финансировании в 400 млн грн, выделено было 1,4 млрд грн.
Так получилось благодаря 1,059 млрд грн, которые поступили от Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.
На втором месте среди самых успешных – программа "Леса Украины", рассчитанная на 2010-2015 годы.
Вместо задуманных 4,5 млрд грн на поддержку лесного фонда страны было потрачено 8,4 млрд грн. Перевыполнение обеспечено за счет "собственных средств лесопользователей" в размере 7,8 млрд грн.
Лесопользователи – это лесхозы, которые зарабатывают на продаже леса, а заработанное тратят в том числе на его высадку, защиту и мониторинг. Программа принималась в 2010 году. С тех пор цена на лес выросла. С этим связывают перевыполнение госпрограммы.
Тройку сверхуспешных замыкает программа проведения исследований в Антарктике на 2011-2020 годы. Уровень выполнения 124% за счет увеличенных расходов из госбюджета.
На первый взгляд, на фоне тотального невыполнения госпрограмм, может показаться, что перевыполнение – признак сверхэффективной политики государства в этом направлении. На самом деле это не так.
В четырех из пяти случаев перевыполнение произошло благодаря финансированию из других источников. Есть еще один момент.
Смысл целевых программ в том, чтобы они совпадали с общей социально-экономической моделью развития государства. Слишком быстрое их выполнение можно рассматривать как факт "несовпадения" программы и экономических реалий из-за плохого планирования.
ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПЕРЕВЫПОЛНЕНЫ | |||||||
Общий объем финансирования, млн. грн | |||||||
НАЗВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ | преду-смотренно программой | факти-чески профинан-сировано | % выпол-нения | преду-смотрено гос-бюджетом на 2015год | факти-чески профинан-сировано (кассовые расходы) | % выпол-нения | |
38 | Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2013-2017 годы | 593,2 | 627,8 | 105,8 | 49,4 | 30,3 | 61,3 |
39 | Госпрограмма проведения исследований в Антарктике на 2011-2020 годы | 37,4 | 46,6 | 124,7 | 37,3 | 46,6 | 124,8 |
40 | Госпрограмма противодействия заболеванию туберкулезом на 2012-2016 годы | 394,8 | 1382,2 | 350,1 | 212,1 | 212,1 | 100,0 |
41 | Госпрограмма поддержки семьи до 2016 года | 3,4 | 3,8 | 111,3 | 0,2 | 0,1 | 34,1 |
42 | Госпрограмма "Леса Украины" на 2010-2015 годы | 4 520,7 | 8 401,3 | 185,8 | 506,3 | 495,0 | 97,8 |
Механизм не заработал
Выводы МЭРТ пессимистичны.
Государственные целевые программы так и не стали действенным и инструментом решения проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно-территориальных единиц.
На сегодняшний день ситуация такова: если программа не выполнена, никто не несет ответственность за недостижение программных целей. В законе написано – за госпрограмму отвечает госзаказчик – центральный орган исполнительной власти, Национальная академия наук, облгосадминистрации. Исполнителями госпрограммы могут быть определенные госзаказчиком предприятия и организации независимо от формы собственности.
Загвоздка в том, что механизм и правила привлечения к ответственности за невыполнение программы просто отсутствует.
Будущее невыполненных программ зависит от нескольких факторов. Шансы на жизнь есть у программ по поддержке отдельных отраслей. Если речь о том, что программа сулит финансовою помощь тому или иному сектору экономики, лоббисты из бизнеса будут отстаивать эту строку расходов в бюджете.
Более "живучи" госпрограммы, у которые есть закрепленное за ними финансовое подспорье. Например, программа радиационной и социальной защиты населения города Желтые Воды финансируется за счет отдельной субвенции госбюджета.
У программ с нулевым или низким уровнем выполнения меньше шансов остаться в живых. Сроки их действия могут истечь и программы попросту забудутся. Программа может быть прекращена досрочно – дабы не давать заказчику повода лишний раз просить на нее деньги из казны.
По данным МЭРТ, по 29 из 38 действующий в прошлом году госпрограмм заказчики не предоставили оценку эффективности.
В программе "Открытое небо" уровень эффективности указан "как надлежащий".
В остальных случаях он низкий или неудовлетворительный (программы по развитию дорог, созданию сенсорных научно емких продуктов), или же оценен некими общими формулировками. Последнее относится к программам по борьбе со СПИДом, противодействию торговле людьми.
Очевидно, что такой инструментарий не очень подходит для оценки многомиллиардных проектов: эффективность должна оцениваться по разработанной и контролируемой заказчиком методике с учетом особенностей программы и желаемых результатов.
Ни одна программа такой методики не имеет. И отсутствие такого анализа одна из основных проблем.
Компас обещаний
У госпрограмм есть другая функция.
Они выполняют роль "формальной декларации о намерениях что-то сделать", и активно используется для того, чтобы увеличить объем бюджетных средств главных распорядителей при подготовке проекта госбюджета на соответствующий год. На сегодняшний день риски "размножения" программ сохраняются.
Начиная с 2007 года распоряжениями Кабмина одобрено 25 концепций государственных целевых программ.
Они в свою очередь являются основанием для разработки и утверждения новых программ, финансирование которых, говорится в отчете МЭРТ, за счет средств госбюджета в нынешних условиях невозможно.
Заговоренный рецепт
Каждое новое правительство обещает навести порядок в госпрограммах.
В качестве рецепта часто называют переход на среднесрочное планирование бюджета как это происходит во многих развитых странах. Смысл в том, чтоб министерства и ведомства рассчитывали свои расходы на три года вперед.
Это должно сделать бюджетную политику государства в том числе и в отношении госпрограмм более предсказуемой и целевой.Новое правительство не исключение.
В своем плане действий Кабмин Владимира Гройсмана заявил о намерении перейти на среднесрочное бюджетное планирование с 2018 года.
Сейчас в этом контексте в Минфине рассматривается идея отказа от госпрограмм как таковых и переход на секторальное / отраслевое / министерское планирование. Речь о том, министерства принимали среднесрочные стратегии и планы по их реализации строго в рамках бюджетных возможностей.
В теории - это неплохой рецепт.
В Украине его воплощению уже не один год препятствуют: низкий уровень профессионализма министерских сотрудников (и как результат плохое качество бюджетных запросов от распорядителей госсредств и заказчиков госпрограмм), слишком частая и политически ангажированная смена руководителей госведомтв.
Новые госменеджеры не успевают освоиться и вникнуть в проблематику своей отрасли, решения принимаются наспех или по лоббистко-политически-коррупционным причинам.
В связи с этим не смотря на публичные обещания, принять профессиональный бюджет и вовремя, главный финансовый документ страны принимается в последний момент с учетом политических интересов.
VoxUkraine, Галина Калачова, для ЭП