Монетизация цинизма: как Polymarket зарабатывает миллиарды на ставках на войну в Украине

Уволит ли Трамп своего вице-президента Джей Ди Вэнса? Сколько постов в X напишет Илон Маск на этой неделе? Нападет ли РФ на страны НАТО? Когда упадет Мирноград и будет ли прекращение огня в российско--украинской войне в этом году? Пользователи платформы для прогнозов Polymarket делают многомиллионные ставки в криптовалюте на любые события - от невинных и шутливых до циничных и откровенно аморальных.
Популярность Polymarket и его основателю, 27-летнему Шейну Коплану, принесли президентские выборы в США в прошлом году, а точнее, ставки на триумф Трампа: когда социологи до последнего показывали минимальный перевес республиканца над демократкой Камаллой Харрис, трейдеры Polymarket давали 62% вероятность именно на победу Трампа.
Возвращение Трампа в Белый дом изменило и статус платформы: если еще год назад к Коплану приходили с обысками, а регуляторы обвиняли Polymarket в нелегальной работе на рынке США, то теперь все расследования закрыты, а инвестором в проект даже стал сын президента.
Более того, "зеленый свет" от администрации позволил платформе привлечь 2 млрд долл. инвестиций от компании-владельца Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Рыночная оценка сервиса взлетела до 9 млрд долл., а Коплан стал самым молодым self-made миллиардером мира.
Как Шейн Коплан прошел путь от импровизированного офиса в ванной и обысков ФБР до статуса "вундеркинда-миллиардера"? Как на Polymarket начала зарабатывать семья Трампа? И почему ставки относительно дат оккупации Россией украинских городов являются "монетизацией цинизма"?
Как все начиналось
Шейн Коплан родился и вырос в Нью-Йорке. Еще подростком он увлекся технологиями и начал экспериментировать с майнингом криптовалют. В 14 лет Шейн написал письмо в региональный офис Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Его интересовало, как создать новые торговые площадки.
В 2014 году, когда ему исполнилось 16, Коплан принял участие в предварительной продаже токенов Ethereum, покупая их по 30 центов за штуку – сейчас они торгуются выше 3 тыс. долл. Впоследствии амбициозный подросток без приглашения пришел в офис стартапа Genius (онлайн - база текстов песен) после того, как компания проигнорировала его многочисленные письма с просьбой о стажировке. Такая настойчивость и "исключительные знания о технопредпринимателях-миллиардеров" поразили менеджеров – Коплан, на 10 лет моложе любого-кого в Genius, получил первую работу.
Шейн продолжил изучать компьютерные науки в Нью-Йоркском университете, но в 2017 году понял, что мир криптовалют его интересует больше и бросил учебу, чтобы полностью погрузиться в изучение блокчейна и децентрализованных технологий.
Он начал работать над различными криптопроектами, которые не взлетели. "Тогда я вел изолированный образ жизни, непрерывно поглощая информацию о криптомире и экспериментируя с чем-то новым", – так Коплан описывал три последующих года своей жизни. Тогда же он составлял опись своих вещей, готовясь распродать их, чтобы оплатить аренду квартиры на Манхэттене.
Переломным он называет 2019 год. Именно тогда, разочаровавшись в криптопроектах-"однодневках", Шейн наткнулся на работы экономиста Робина Хансона о рынках прогнозов. Тот утверждал, что они могут помочь обществу лучше определять вероятные результаты событий – от политических выборов до научных открытий.
Когда же в начале 2020 года мир накрыла пандемия, Коплан увидел идеальный момент для запуска собственной платформы прогнозов. Миллионы людей сидели дома в изоляции – почему бы не дать им возможность делать ставки на реальные события?
В марте 2020-го амбициозный стартапер обустроил импровизированный офис в своей ванной комнате и начал создавать Polymarket. Сервис запустился уже в июне того же года.

"Мне хотелось узнать, какова вероятность, что в Нью-Йорке снимут карантин, будет ли к тому времени готова вакцина, снова откроются ли рестораны. Было сложно найти ответ в существующем цифровом шуме. Прогнозы, как ничто другое, могут помочь справиться с этой задачей", – объяснял он.
Уже в октябре 2020-го Коплан получил стартовые 4 млн долл. финансирования на развитие проекта – инвестиционный раунд возглавил другой "криптовундеркинд", основатель хедж-фонда Polychain Capital Олаф Карлсон-Ви.
Как работает Polymarket
Polymarket – это децентрализованная блокчейн - платформа, пользователи которой делают ставки на исход реального события и получают прибыль, если им удалось угадать. Коэффициент вероятности для каждого события формируется за счет ожиданий трейдеров, которые делают на него ставки.
Блокчейн-технология не обязательна для платформ такого типа, но Polymarket использует сеть Polygon, которая работает на базе Ethereum, предлагая более быстрые и дешевые транзакции. Вместо долларов клиенты Polymarket используют стейблкоин USDC.
Например, вы хотите принять участие в паре "Выиграет ли кандидат Y выборы?". Нужно купить либо "акции да" (он выигрывает), либо "акции нет" (проигрывает).

Цена "акции" отражает оценку вероятности события. Если другие участники сделки считают, что кандидат выиграет с вероятностью 60%, то одна "акция да" будет стоить вам 60 центов, а одна "акция нет" – 40 центов.
Если ставка сыграла, ее владелец получит по доллару за каждую "акцию". Таким образом, если поставить на "да" и выиграть, то прибыль – 40 центов с "акции", если поставить на "нет" и выиграть – прибыль составит 60 центов. Если ставка не сыграла, то соответственно, пользователь ничего не получит.
Борьба с регуляторами
Платформы прогнозов, похожие на Polymarket, существовали и раньше, но стартап Коплана вырвался вперед благодаря удобному интерфейсу, низкому порогу входа и возможности ставить чуть ли не на все. Однако путь к успеху был непростым. Polymarket действовал по принципу "сначала запускаем, потом просим разрешения", что вызывало конфликты с регуляторами.
Уже в начале 2022 года платформу оштрафовала Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) на 1,4 млн долл. за незарегистрированную биржевую деятельность и запретила работу с пользователями из США. Polymarket согласилась со штрафом, не признав, но и не отрицая вину. Похожие проблемы возникали с регуляторами и в других странах, в частности, во Франции, Таиланде и Сингапуре.
Хотя Polymarket оплатила штраф CFTC, американские регуляторы подозревали, что сервис продолжает обслуживать клиентов из США в обход запрета. Кульминация как давления, так и роста популярности сервиса пришлась на президентские выборы-2024 в Штатах.
Только в день выборов, 5 ноября 2024 года, объем ставок на Polymarket относительно их результатов достиг 1,8 млрд долл., а в целом пользователи поставили тогда более 3 млрд долл. В частности, трейдер под ником Theo с разных аккаунтов суммарно поставил на победу Трампа 30 млн долл. и в итоге заработал 85 млн долл. Для сравнения: в 2023 году весь годовой объем торгов на Polymarket достигал лишь 73 млн долл.
"Хайпу" вокруг платформы поспособствовал и пост Илона Маска в X со ссылкой на ставки по выборам в ключевом штате Пенсильвания (где Трампу поранили ухо).
Уже через неделю после победы Трампа агенты ФБР провели обыск в квартире Коплана, изъяв электронные устройства. Polymarket не должна была допускать американцев после штрафа и запрета CFTC. Но ее пользовательская база в основном работает через криптовалюту, что позволяет сохранить анонимность. Как следствие, 25% трафика на Polymarket тогда поступало именно из Штатов.
Коплан в ответ на обыски заявил, что его проект "неполитический", обвинив администрацию Байдена в "мести" за поражение на выборах.
"Зеленый свет" от Трампа и статус миллиардера
Изменение политического ландшафта в США с возвращением Трампа в Белый дом обновило и статус Polymarket. Уже в июле 2025-го подконтрольные новой администрации регуляторы резко прекратили все расследования против платформы.
В том же месяце компания за 112 млн долл. купила лицензированную CFTC биржу QCEX, что позволило легально возобновить работу в США. Интересно, что QCEX еще в 2022 году подала заявку на получение статуса федеральной биржи: она оставалась без рассмотрения три года, а после смены власти была одобрена менее чем за две недели до объявления о приобретении.
Дальше – больше: в августе в консультативный совет Polymarket вошел Дональд Трамп - младший, а венчурная компания 1789 Capital, где он является партнером, инвестировала в проект десятки миллионов долларов. На фоне расширения влияния Трампов в финтех-секторе сын президента США стал советником и главного конкурента Polymarket – Kalshi.
Впоследствии проект привлек минимум 255 млн долл. от большого списка инвесторов, включая фонд Founders Fund Питера Тиля и создателя Ethereum Виталия Бутерина, и засветился в эпизоде культового сериала "Южный парк".

Настоящим триумфом и для Polymarket, и для Шейна лично стали 2 млрд долл. инвестиций в октябре от владельца Нью-Йоркской фондовой биржи – Intercontinental Exchange (ICE). ICE получил 20% компании и поднял оценку Polymarket до 9 млрд долл. с 1,2 млрд долл. в начале года, а доля Коплана примерно в 11% сделала его самым молодым self-made миллиардером в мире.

Платформа на этом не останавливается. На фоне растущей конкуренции с Kalshi Polymarket работает над новым привлечением средств, которые бы оценили компанию в 12-15 млрд долл.
Аморальность и "нажива на войне"
Особенность Polymarket, которая способствовала ее быстрому росту, – возможность ставить на любые события. Функция "пари на все" – от выборов в США до смерти Папы Римского, от лесных пожаров в Калифорнии до войн в Газе и Украине (вплоть до скорости захвата тех или иных украинских городов и возможности вторжения РФ в страны НАТО или применения ядерного оружия) вызывает немало вопросов относительно этичности бизнес-модели.
Заявления об аморальности Polymarket начались со скандала с рэпером P.Diddy, которого обвинили в сексуальных преступлениях. После его задержания на платформе появилось несколько пари, которые вызвали немало возмущения, в частности, относительно того, выложат ли в сеть видео 18+ с участием скандального рэпера.
Следующая волна критики вспыхнула после масштабных пожаров в Калифорнии в начале этого года, в результате которых сгорели имения голливудских звезд. На Polymarket тогда появилось не менее 20 пари, где принимались различные ставки: от площади выжженной земли до даты локализации пожаров. В итоге это называли "аморальной наживой на катастрофах".
Polymarket сразу же ответил, что сервис не получает никакой комиссии от ставок на лесные пожары, а сами прогнозы помогают пользователям искать максимально точные данные в реальном времени. Социологи парировали – им было "трудно представить, что люди заходят именно на Polymarket, чтобы решить, эвакуироваться или нет".
Еще больше вопросов к Polymarket возникает из-за ставок на войну в Украине. По подсчетам Forbes Ukraine, на середину ноября ставки на российско--украинскую войну на платформе достигли почти 100 млн долл. Самые популярные – относительно судьбы Покровска и Мирнограда, возможности прекращения огня до конца 2025 года и вероятности встречи Зеленского и Путина.

25 ноября проект Pentagon Pizza Watch (эксплуатирует теорию, что по всплеску заказов из пиццерий в районе Пентагона, Белого дома или ЦРУ можно предсказать войну или другой международный кризис) прорекламировал обновление "глобуса" Polyglobe, интегрировав его с картой украинского сервиса DeepState. "Глобус" Polyglobe визуализирует данные для пользователей Polymarket: на нем обозначены пари, заключенные на платформе – если пари касается немецкой политики, то отметка будет стоять в Германии.
Такую инициативу Pentagon Pizza Watch (PPW) сразу же раскритиковали, из-за чего проект был вынужден уточнить, что "не одобряет войну, насилие или страдания". "Это обновление не было создано с целью геймификации конфликта, прославления разрушений или унижения человеческой жизни", – заявили в PPW.
Но возмущение не угасало, и ситуацию решили прокомментировать в DeepState: проект подчеркнул, что не позволял "букмекерскому сервису", который "наживается на ставках на войну", использовать свою карту.
DeepState предположил, что PPW подключился к карте либо через бесплатный API, предоставленный кому-то для военных или гуманитарных нужд, либо с помощью парсинга.
"Подобные попытки нажиться на нашем труде случаются не впервые, что заставило нас ввести более жесткий контроль API и создать индивидуальные ключи клиента", – заявил сервис. После этого PPW извинился и удалил из Polyglobe карту DeepState.
Еще один скандал возник и с картами от американского Institute for the Study of War (ISW) – "несанкционированная правка" ее аналитика в карте боевых действий помогла группе трейдеров выиграть значительную сумму на Polymarket. 15 ноября несколько пользователей сделали ставки на то, что российская армия до наступления темноты оккупирует Мирноград. На тот момент большинству наблюдателей это казалось маловероятным, поэтому взятие россиянами города под контроль могло принести трейдерам до 33000% выигрыша.
В тот же день интерактивная карта от ISW, которую использует Polymarket в качестве источника, показала обновление, что российские войска уже заняли ключевой перекресток города, чего на самом деле не происходило. После того, как Polymarket выплатил выигрыши, эта правка исчезла.
Впоследствии ISW вышел с извинениями и объяснениями, что карта боевых действий обновляется в течение дня и до появления соответствующей отметки ее нельзя считать завершенной. По данным издания Responsible Statecraft, 18 ноября ISW уволил сотрудника, который внес "роковую" правку, а его имя исчезло с сайта проекта. Вероятно, речь идет об аналитике Куинне Дойчендорфе: он участвовал в подготовке карт российско--украинской войны до 17 ноября включительно.
Реагируя на скандал, 21 ноября Polymarket на странице, где можно сделать ставку на дату "взятия" россиянами Мирнограда, добавила примечание: город будет считаться "взятым", если соответствующая информация на карте ISW продержится "в течение следующего полного цикла ежедневного обновления".

Основатель Polymarket называет свой проект способом проверки реальности. Платформа действительно может быть более объективным барометром общественного мнения, чем соцопросы, считает ученый Джейсон Вингард. "Опросы измеряют то, что люди говорят. Ставки измеряют то, во что они верят. Люди обычно более честны, когда честность стоит денег", – заявил эксперт.
Однако Polymarket все еще не вышел из "серой зоны": в одних странах регуляторы рассматривают его как финтех-стартап, в других – как платформу нелегальных азартных игр. К тому же, как показала история с ISW, пари на платформе уязвимы к манипуляциям и инсайдерской торговле. А ставки на события, связанные со страданиями и гибелью людей, называют "монетизацией цинизма".
Однако то, что пари с "датой падения Мирнограда" сомнительны по крайней мере с точки зрения этичности, не останавливает трейдеров.На возмущение одного из игроков по поводу обманчивой карты ISW другие пользователи отреагировали с насмешкой:"Парень ставит деньги на людей, которые гибнут на войне, но считает, что обманывать неэтично".