Как сделать налоговую и таможенную службы эффективными
Предприниматели жалуются на налоговые и таможенные органы как на наиболее коррумпированные. Как это исправить?
Недавние опросы BRDO, НАПК и NDI показали, что налоговая и таможенная службы занимают самые высокие места среди государственных органов, которые создают проблемы для бизнеса, и имеют самые высокие коррупционные уязвимости. Значительный уровень коррупции в ГНС и ГТС обусловлен рядом взаимосвязанных факторов.
Сложные и непрозрачные процедуры. Дискреционное законодательство, запутанные правила, большое количество документов и длительность процессов создают условия для злоупотреблений и вымогательства вознаграждения за ускорение или упрощение процедур.
Недостаточная прозрачность и подотчетность. Отсутствие надлежащего контроля со стороны общественности, неопределенность показателей эффективности и слабые механизмы внутреннего аудита приводят к безнаказанности за коррупционные действия.
Низкие зарплаты. Недостаточный уровень оплаты труда государственных служащих часто побуждает их к поиску дополнительных источников дохода, включая коррупционные схемы.
Время для полной перезагрузки налоговой и таможенной служб давно пришло. Качественные законопроекты о перезагрузке ГНС и ГТС комиссиями с решающим голосом международных экспертов и установлении достойных зарплат работникам несколько лет назад зарегистрированы в Верховной Раде. Законопроект о таможенной службе уже принят, законопроект о налоговой службе ждет рассмотрения парламента.
Показатели эффективности ГНС и ГТС
Кроме полной перезагрузки этих органов, нужно также установить для них указатели, куда они должны двигаться в своей работе, что именно делать.
Нынешний способ определения эффективности работы налоговиков - измерение объемов средств, поступивших в бюджет, - непродуктивен. Он не соответствует современной практике и методологии налоговых органов в развитых странах мира. Механизма измерения эффективности таможенных органов законодательство не предусматривает. Целесообразность такой процедуры зависит от воли руководства службы.
В декабре 2024 года народные депутаты зарегистрировали законопроекты, которые вводят качественные KPI (Key Performance Indicators) для налоговой и таможенной служб (№12359 и №12360 соответственно). Согласно им, оценка будет проводиться на основании базовых KPI, определенных законопроектами, и показателей, определенных Минфином. По результатам оценки ГНС и ГТС будут отчитываться на своих сайтах.
Что предусматривает законопроект для налоговой
Законопроект №12359 внедряет систему ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки работы Государственной налоговой службы (ГНС).
Ключевая новация - официальное определение термина "налоговый разрыв" (tax gap) - разницы между потенциальными и фактическими налоговыми поступлениями. Его ежегодный расчет и публикация должны значительно повысить прозрачность системы. Также предлагается закрепить KPI как инструмент оценки эффективности налоговой.
Показатели будут делиться на стратегические - с долгосрочным горизонтом, и операционные - ежегодные, для оценки текущей деятельности. Основные направления KPI - эффективное управление налоговыми рисками (комплаенс-рисками), эффективность решения налоговых споров, качество сервиса для налогоплательщиков, предоставление информационно-справочных услуг, прозрачность и подотчетность деятельности ГНС.
Введение KPI призвано сделать работу налоговой более прозрачной, ориентированной на результат и понятной для бизнеса и общества.
Что предусматривает законопроект для таможни
Законопроект №12360 открывает новую страницу в подходах к оценке эффективности работы таможни. В центре изменений - внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI), которые позволят не только лучше контролировать деятельность таможенных органов, но и сделать их более прозрачными и ориентированными на результат.
Предусматривается двухуровневая система оценивания. Первый уровень - внутренний аудит, который будет проводить сама служба по показателям, определенным Минфином. Второй уровень - внешнее оценивание с участием независимых экспертов, которых Кабинет министров будет привлекать по рекомендациям международных организаций.
В формировании KPI Минфину советуют ориентироваться на практики Всемирной таможенной организации (WCO), которая разработала универсальную систему оценки эффективности таможен (WCO Performance Measurement Mechanism).
Среди ключевых направлений, которые будут оцениваться в рамках внутреннего мониторинга, - содействие внешней торговле, администрирование таможенных платежей, защита общества от угроз (противодействие контрабанде наркотиков и оружия, охрана здоровья и окружающей среды), организационная способность таможни, в частности в управлении государственной собственностью.
Таким образом, законопроект №12360 ставит целью не только измерение эффективности таможни, но и создание системы, которая будет стимулировать развитие, открытость и ответственность таможенных структур в стратегически важных направлениях.
Что предлагают бизнес и эксперты
Повышение прозрачности и подотчетности фискальных органов должно способствовать и росту доверия бизнеса к государственным институтам. Бизнес-ассоциации согласовали общую позицию по законопроектам: определили их как важные для экономики и построения благоприятной бизнес-среды. В то же время они отмечают несколько моментов, которые нужно учесть при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Избежание конфликта интересов. Орган, ответственный за выполнение показателей (Минфин), не должен их устанавливать. Для установления КРІ и объективной их оценки необходимо привлечь независимых оценщиков и специалистов Минэкономики.
Оценивание и обнародование результатов. КРІ должны быть содержательными, с оценкой на постоянной основе на основе прозрачности и публичности по разработанным и обнародованным методикам таких показателей на основании доступных источников информации о деятельности государственного органа.
Учет международного опыта. В сфере оценки фискальных органов следует применять лучшие международные практики, в частности рекомендации МВФ, ОЭСР, ЕК, ВБ, ВМО. Среди КРІ для таможни не должно быть "выполнение плана", потому что это слишком зависит от курса национальной валюты и других факторов. Этот показатель целесообразно заменить на объемы и динамику "налоговых разрывов", которые будут считаться на основе несоответствий в "зеркальной" статистике между странами.
Инициатива по внедрению ключевых показателей эффективности для налоговых и таможенных органов является важным шагом к повышению качества государственного управления и улучшению бизнес-климата в стране. Однако для успешной реализации этих изменений необходимо учесть замечания экспертов, обеспечить прозрачность и эффективность процесса оценки. Вместе с перезагрузкой ГНС и ГНС эти показатели создают комплекс мер, необходимых для построения качественных служб.