Завхоз войны: как Чемезов превратил Россию в оружейную фабрику

Корпорация "Ростех" производит большую часть оружия, которым россияне убивают украинцев. Кто и как ею управляет?
Его часто называют "главным после Путина", самым влиятельным человеком России и "завхозом войны". Сергей Чемезов - чиновник с прошлым в КГБ, где он завел близкую дружбу с будущим главой Кремля, а позже получил в управление самый прибыльный бизнес в России.
Уже 18 лет он возглавляет корпорацию "Ростех", которая объединяет сеть из более тысячи предприятий: от производителей авиации до разработчиков высокоточного оружия. За это время Чемезов стал образом системы, где военный завод и детский лагерь, станок и отпуск в санатории работают на общий результат.
С 2014 года, несмотря на публичные обещания развивать "гражданский хай-тек", акценты "Ростеха" окончательно сместились в сторону наращивания производства вооружения. С началом большой войны заводы концерна работают в три смены.
В 2025 году портал "Война и санкции" Главного управления разведки Министерства обороны открыл раздел с описаниями структуры трех самых опасных холдингов "Ростеха": "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК), "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) и НПО "Высокоточные комплексы".
Пользуясь этими данными и системой связей YC World, аналитики Trap Aggressor создали портрет гигантской российской государственной корпорации.
Российская государственная корпорация "Ростех" - одна из опор ВПК России. Созданная в 2007 году, она объединила предприятия в области вооружения, авиации, электроники, медицины и машиностроения. Ее заводы расположены в 60 регионах и сгруппированы в несколько десятков холдинговых компаний. По оценкам украинской военной разведки, корпорация обеспечивает более половины производства оружия и военной техники.
"Двигатель войны"
14 июля 2022 года российские войска убили более 20 жителей Винницы, ударив по центру города крылатыми ракетами "Калибр". Турбореактивные двигатели, приводящие в движение это оружие, собирают на предприятии "ОДК-Сатурн" ОДК. Последняя объединяет 78 предприятий по всей России (85% активов двигателестроительной отрасли).
Так, Уфимское "ОДК-УМПО" выпускает двигатели АЛ-41Ф1 для современных истребителей Су-57 и компоненты для вертолетов Ка-52. Петербургское "ОДК-Климов" производит двигатели ВК-2500 для вертолетов Ка-52, Ми-28 и Ми-35. В Рыбинске "ОДК-Сатурн" собирает турбореактивные двигатели для Су-35 и установки для российских кораблей, а пермский кластер производит двигатели ПС-90 и ПД-14 для транспортной авиации.
Продукция ОДК обеспечивает десятки типов техники, которая ежедневно атакует Украину.

В отличие от большинства других предприятий в структуре российской оборонной промышленности, ОДК контролирует полную производственную цепочку: от исследований и проектирования до серийного производства, обслуживания и модернизации. Вертикальная интеграция позволяет оперативно адаптироваться к условиям санкций, импортозамещения, технологической изоляции и спроса фронта.
В 2023-2024 годах, когда доступ к иностранным компонентам стал ограниченным, предприятия холдинга ускорили их замену собственными аналогами.
Держать войну в воздухе
Россия системно применяет стратегическую авиацию в войне против Украины. Ракету Х-101, попавшую в детскую больницу "Охматдет" в Киеве в июле 2024 года, выпустили из-под крыла стратегического бомбардировщика Ту-95МС. Эти же самолеты запускали ракеты Х-22 по дому в Днепре в 2023 году и по ТЦ "Амстор" в Кременчуге в 2022 году.
Четвертый год российские самолеты атакуют Украину из Саратовской и Мурманской областей. Их производило и модифицировало АО "Туполев", входящее в "Объединенную авиастроительную корпорацию". Последняя обеспечивает Кремль боевыми самолетами, тяжелой транспортной авиацией и бомбардировщиками Су-34, Су-35, МиГ-29.

ОАК создали в 2006 году по инициативе Путина, который хотел централизовать и военизировать авиацию России. Корпорация объединила конструкторские бюро, заводы, испытательные площадки, научно-исследовательские учреждения. После начала большой войны корпорация превратилась в "плацдарм" штурмовой и стратегической авиации.

В ноябре 2024 года ОАК возглавил Вадим Бадеха - экс-гендиректор ОДК. Как выяснили расследователи Trap Aggressor, когда Бадеха возглавлял Уральский завод гражданской авиации, он участвовал в создании беспилотников, в частности "Форпост-Р", "Альтиус" и "Корсар". Под его руководством ОДК в сотрудничестве с "Рейнольдсом" разрабатывал центр по производству турбореактивных двигателей для БПЛА.
Несмотря на активное участие в десятилетнем развитии российского ВПК, Бадеху только в феврале 2025 года внесли в санкционные списки ЕС. Между тем его родственники развивают международный бизнес: отец его бывшей жены банкир Владимир Фролов владеет платежной системой Copernicus Gold на основе блокчейна с юридическими лицами в Сингапуре и Нидерландах, а брат бывшей жены Андрей Фролов живет в ЕС и имеет бизнес в сфере платежных систем в Индии и США.

В составе корпорации ОАК работает НПК "Штурмовики Сухого", обслуживающий и модернизирующий Су-25 - штурмовики, которые активнее всего используются в зоне боев.
Кроме того, в концерн входят "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина" (ПАО "Ил"), производящее военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А, Ил-78 и Ил-112В, а также ПАО "Яковлев", фокусирующееся на гражданском сегменте, но фактически ставшее частью ВПК, поскольку участвует в военных программах Минобороны РФ.
ОАК управляет более 100 дочерними предприятиями и имеет более 30 производственных площадок: от сборки самолетов до производства агрегатов, авионики и узлов.
Фундамент тактического оружия
"Искандер-М" - баллистика, которую РФ применяла для кассетного удара по набережной Одессы, людному центру Сум и ресторану в Кривом Роге. Эта система собирается в глубоком тылу российского ВПК, где работает холдинг, который редко попадает в заголовки, но системно поставляет на фронт средства поражения.
НПО "Высокоточные комплексы" - структурная часть "Ростеха", которая обеспечивает армию РФ противотанковыми ракетами, зенитными системами и оперативно-тактическими комплексами, способными наносить точечные удары на большие расстояния. Основанная в 2009 году, компания объединяет более 50 предприятий, в том числе конструкторские бюро и производственные заводы. Среди них - "КБ приборостроения им. академика А. Г. Шипунова", Курганский машиностроительный завод и Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики.
Холдинг разрабатывает и производит разнообразное тактическое вооружение, которое активно использует российская армия. Компании этой структуры создают ракетные комплексы, системы противовоздушной обороны "Панцирь-С1", противотанковые комплексы "Корнет", "Хризантема" и "Конкурс" для уничтожения бронетехники, высокоточные артиллерийские системы "Краснополь" и "Китолов", боевые модули "Бережок" и "Бахча", системы защиты "Арена" и "Дрозд".
Этот широкий арсенал показывает, что холдинг играет одну из ключевых ролей в обеспечении российской армии оружием для ведения войны.

В ноябре 2022 года холдинг возглавил Олег Рязанцев. В декабре 2024-го его внесли в санкционные списки ЕС и Швейцарии как лицо, ответственное за действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.
"Гражданские" структуры холдингов "Ростеха"
На "Ростех" работают около 700 тыс. человек и с 2022 года эта цифра стремительно растет. Чтобы привлекать больше людей к работе на войну, корпорация выстроила систему поощрений. Там приучают к такому стилю жизни чуть ли не с детсада.
Некоторые компании холдинга ищут будущих рабочих среди молодежи, некоторые - организовывают отдых и лечение для действующих специалистов и их семей, другие - обслуживают прилегающие территории и помещения предприятий ВПК.
Среди таких "вспомогательных" предприятий - зарегистрированная в оккупированном Крыму "дочка" ОАК компания "ОАК-здоровье". Там сотрудникам холдинга предлагают путевки в сеть корпоративных баз отдыха в Московской области, на озере Байкал и Черноморском побережье, в том числе в два крымских пансионата.
Для привлечения в ВПК российской молодежи на базе лагеря "Дружба" проводят "слеты", на которых обсуждают проекты в области авиастроения, организуют спортивно-развлекательные мероприятия и развивают инициативы молодых работников.
Также в холдингах "Ростеха" продумывают специальные программы для студентов и партнерства с учреждениями среднего и высшего образования. Например, создают центры профориентации и сертификации кадров, участвующие в разработке программ и конкурсов для профессионального самоопределения школьников.
Более того, "Ростех" выступает партнером российских школ, где уже с первого класса предлагают приобщаться к "большой военной семье". В 2025 году предприятия корпорации планируют вложить более 1 млрд руб. в развитие так называемых передовых инженерных школ на базе технических высших учебных заведений.

Для выпускников школ и колледжей разработали курс подготовки инженеров авиадвигателестроения "Крылья Ростеха", где обещают высокую стипендию, бесплатное жилье, а в перспективе - практику и трудоустройство.
К проекту привлечены 15 технических университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Рыбинска, Казани, Улан-Удэ, Перми, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Ульяновска, Нижнего Новгорода и Омска. Самых ярых студентов могут отправить в Китай изучать искусственный интеллект.
Всего в "Крыльях Ростеха" обучаются более 1 500 студентов. Корпорация активно готовит будущих работников российского ВПК.

Передовиков производства вооружения поощряют квадратными метрами. Например, руководство Курганмашзавода, который производит бронированную технику (БМП, БМД, БТР), планирует до 2027 года построить четыре десятиэтажки на 780 квартир. Работникам завода обещают субсидии по проекту "Русская мечта".
Виллы, яхты и миллионы: тыл главного оружейника Кремля
Пока маленькие "винтики системы" откладывают средства на льготные квартиры за тысячи километров от Москвы или мечтают о путевке в оккупированный Крым, Чемезов ни в чем себе не отказывает. Доход его холдинга в 2024 году мог составлять 50 млрд долл.
Журналистские расследования Pandora Papers и OCCRP разоблачают масштабные состояния семьи Чемезова: 85-метровая яхта Valerie стоимостью 140 млн долл. (оформлена на падчерицу через офшоры), квартиры площадью 800 кв. м на Фрунзенской набережной в Москве (записаны на жену), по меньшей мере 48 объектов недвижимости, включая коммерческие помещения в РФ и за рубежом.
В 2019 году официальный доход супругов превысил 30 млн долл., а через оффшорные структуры Sightview Consultants Limited и Penimar Holdings они контролируют компании в ИТ, девелопменте и телекоммуникациях. Несмотря на санкции США, ЕС и других стран, Чемезов сохраняет влияние на критическую инфраструктуру российской военной экономики благодаря гибким формам собственности и маскировке под гражданские проекты.
"Ростех" под прицелом санкций
Предприятия "Ростеха" регулярно попадают в санкционные списки. Данные портала War&Sanctions демонстрируют, что, кроме Украины, чаще всего компании трех исследованных холдингов оказываются под санкциями США, Швейцарии, Японии и ЕС. Меньше предприятий попали под ограничения Канады, Новой Зеландии и Австралии.

Применять санкции к предприятиям "Ростеха" иностранным партнерам обычно сложно. Информация о них непублична, компании распылены внутри структуры и регулярно переходят под управление разных юридических лиц в пределах корпорации. В российских государственных реестрах и системах закупок скрываются данные, с официальных страниц корпорации систематически удаляются статьи и новости о роли предприятий в производстве военных компонентов.
В санкционные списки чаще попадают более публичные директора. Например, глава "Высокоточных комплексов" Олег Рязанцев и гендиректор ОАК Вадим Бадеха под международными санкциями, а гендиректор ОДК Александр Грачев - нет.

"Ростех" - это не просто тысячи заводов, "штампующих" российское оружие. Это паутина, которая вербует детей "патриотическими" кружками, дает студентам стипендии, а работникам - скидки на квартиры и путевки на море. Все ради того, чтобы каждый "винтик" этой машины крутился и не имел времени на лишние вопросы.
В "Ростех" входят тысячи компаний, которые маскируются под гражданские бизнесы, хотя на самом деле обслуживают российский режим. Его символом стал Чемезов - архитектор военной экономики, кому не выгодны перемирие и завершение войны. Чтобы остановить эту "империю зла", мало бить санкциями по ВПК. Надо разрушать всю систему: от заводов до приятных "бонусов", которые держат их на крючке.
Соавторы: Роман Стебливский, руководитель санкционного направления Trap Aggressor
Инна Попович, главный редактор, журналистка-расследователь проекта Trap Aggressor
Материал подготовлен при поддержке Международного фонда "Возрождение". Текст представляет позицию авторов и не обязательно отражает позицию фонда.