Украинская правда

Оборонные закупки: производителям - уголовные дела, серым импортерам - деньги из бюджета

Пока одни работают в Украине над выполнением заказов от которых зависит в том числе их жизнь, другие просто заказывают одежду для военных заграницы. Парадоксально, но у государства больше вопросов к первым чем ко вторым.

С начала большой войны украинские оборонные закупки существуют в режиме "американских горок". То мы видим прогресс и адекватные решения, то снова провалы и скандалы из-за глупости или попытки удержать или восстановить коррупционные схемы. Но одна вещь остается стабильной на протяжении всего времени - попытки протолкнуть "ноунеймов"-импортеров наперекор реальным производителям.

Больше всего над этим "работают" недобросовестные правоохранители. Реальные украинские производители, которые остались в стране, построили здесь заводы и фабрики и никуда не собираются бежать, постоянно сталкиваются с валом фейковых уголовных дел, давлением и безосновательным преследованием.

А фирмы, которые системно проваливают поставки по выигранным тендерам или поставляют откровенный хлам для армии, спокойно работают и при этом никакой ответственности не несут. В результате миллиарды гривен налогоплательщиков, вместо того чтобы обеспечивать высокое качество продукции для ВСУ, оседают у сомнительных подрядчиков. Это не только создает угрозу срыва поставок, но и подрывает добропорядочную конкуренцию.

За эти три года мы видели десятки, а то и сотни примеров, когда госзаказ на огромные средства получали сомнительные компании, не имеющие никаких производственных мощностей. Затем они поставляли продукцию несоответствующего качества, задерживая сроки отгрузки или даже полностью срывали поставки.

Такие компании без производственных мощностей и складов выигрывают тендеры благодаря искусственному занижению цен, "крышеванию" или молчаливой поддержке со стороны определенных чиновников и правоохранителей. Далее эти фирмы часто получают отсрочку поставок на месяцы, а на их фейковые документы закрывают глаза. В то же время реальных производителей вытесняют или условиями тендеров (например, сверхкороткими сроками поставки - вплоть до месяца с объявления торгов до даты поставки), или силовыми методами.

Таким образом недобросовестные поставщики могут получать огромные подряды. Приведу несколько примеров, по которым Комитет оборонных закупок в легкой промышленности ФРУ имеет исчерпывающую аналитику.

ООО "Олимп Евротрейд". В течение 2024 года выиграло тендеров на 243,2 млн грн. Основной перечень заказов: нижнее белье для военных (термобелье, трусы, рубашки, кальсоны). Компания поставляет ВСУ бракованное термобелье, которое не сохраняет тепло и не тянется. Федерация работодателей провела проверку в лаборатории "Укрметртестстандарт" и выяснила, что главный показатель (растяжимость по ширине), который должен быть от 41% до 100%, фактически составляет 17%. Из-за этого изделие больно натирает тело во время движения. Хотя известно, что компания поставляет такую "продукцию", ее до сих пор пытаются оставить в роли поставщика ВСУ.

ООО "Фарминко Норд". Эта компания стала известной после того, как пыталась продать государству 175 тыс. маскировочных зимних комплектов (КМЗ) на 215,5 млн грн. Они прославились попыткой выдать за собственное производство пошитую во Вьетнаме продукцию, а потом поставили лишь 26% от заказанной, и то ненадлежащего качества. И нам повезло, что зима была почти без снега и недостаток не почувствовали. Ведь в пикселе без КМЗ солдаты на снегу как мишень в тире.

Кроме того, "Фарминко Норд" не поставила ни одной из 75 тыс. ветровлагозащитных курток (ВОВЗ). Хотя срок поставки перенесли с июня на декабрь 2024 года. Сейчас договоры с этой фирмой расторгнуты, что стало возможным только благодаря публичной позиции бизнеса и гражданственности.

ООО "Украинский деловой мир". Имеет пять договоров на 175 млн грн, в основном на поставку флисок. Достаточных производственных мощностей у компании нет. По четырем соглашениям на 157 млн грн сейчас ДОТ разорвал контракт в одностороннем порядке, поскольку продукция не поставлена. Только одну сделку компания смогла выполнить, и то самую маленькую.

ООО "Альфа секьюрити". Получило подрядов на 171,6 млн грн. Специализируется на поставках флисок, зимнего белья и аккумуляторов к БПЛА. Такая разноплановость товаров часто сама по себе вызывает вопрос, не является ли компания посредником без собственного производства. Три сделки на сумму 70,1 млн грн - проблемные, ФРУ писал в адрес ДОТ письмо-обращение с результатами экспертиз. Эту фирму долго пытались спасти от расторжения, продлевая действие договоров с помощью допсоглашений.

Кроме того, Государственный оператор тыла (ДОТ) с начала 2025 года требует от "Альфа Секьюрити" через суд вернуть 63 млн грн предоплаты за хлам, который компания пыталась "впихнуть" государству. А поставщик, соответственно, пытается ДОТ заставить через суд принять этот товар

ООО "Укрспецтекстиль". Провалило поставку 200 тыс. пончо (дождевик) на 132,5 млн грн. Договор сейчас разрывают, чего добились реальные производители. Компания поставила только 12% продукции, хотя ДОТ дал дополнительное время на поставку. Выполнить без замечаний "Укрспецтекстиль" смог только один договор на 6 млн грн.

ООО "Укртак.Юа". Имеет выигранных торгов почти на 1,8 млрд грн. Специализируется преимущественно на поставке бронежилетов различных типов, чехлов и средств индивидуальной защиты. Большинство контрактов выполняет с задержками и без последствий для себя. По состоянию на январь 2025 года просрочила выполнение 10 из 12 контрактов за 2024-й. В том числе был расторгнут договор на 364 млн гривен на поставку 11840 бронежилетов, хотя компания получила дополнительные 5 месяцев на выполнение. В конце прошлого года, в отличие от других поставщиков армии, им разрешили продлить действие договора на 2025 год. Невероятная лояльность, которой не видят реальные производители.

Есть еще много подобных компаний только в сфере легкой промышленности с объемами выигранных торгов до 100 млн грн. Там также, как правило, отсутствуют собственные производственные мощности. Вместо этого они пытаются "продавить" серый импорт, нарушают сроки и пренебрегают качеством. В целом речь идет как минимум о 2 млрд грн только в закупках вещевого обеспечения для ВСУ, где есть очевидные признаки коррупционных теневых схем.

Все эти компании имеют очень лояльное отношение или со стороны чиновников, или со стороны правоохранителей. За очевидные нарушения очень редко или слишком медленно применяются экономические штрафные санкции или открываются уголовные производства. Разумеется, в военное время есть чувствительность к вопросам поставок для армии и конфиденциальности данных, однако когда в открытом доступе появляется множество сигналов о срыве поставок, быстрых победах в миллиардных тендерах - эти вещи нельзя оставлять без внимания.

Конечно, фирмы-однодневки, которые ввозят из Китая, Вьетнама или Турции серый импорт, могут позволить недобросовестным чиновникам и тем, кто их покрывает, заработать больше на марже. Но это не имеет никакого отношения к национальным интересам или интересам украинской экономики и обороноспособности. Ведь такая модель быстро приводит к росту коррупционных потоков и опасной зависимости от сомнительных посредников.

Я обо всем этом писал (один, два, три, четыре) и в 2022, и в 2023, и в 2024 годах. Надеялся, что правоохранители заинтересуются и уберут тех, кто вредит армии, если, конечно, сами не покрывают эти компании. Однако будущее наступило: силовики из ГБР все же придумали, как "решить вопрос" - прямо сейчас они пытаются заткнуть рот мне.

В последние недели по поставкам группы "Текстиль-Контакт" (к которым никогда не было никаких претензий по качеству) открывают уголовные производства, готовят обыски, подозрения, меры пресечения. Также начался проплаченный вал черного пиара - как информационная артподготовка перед громким наездом, чтобы ударить по репутации и сделать защиту нашего бизнеса токсичной. Уверен, что эти действия - месть за то, что я рассказываю об аферах в поставках для ВСУ.

Логика проста: если не будет кому выходить в публичную плоскость, то и проблемы якобы нет. Потому что, по их мнению, остальные мои коллеги испугаются и будут сидеть тихо. Они не испугаются.

Поэтому следует решать реальную проблему, а не воевать с теми, кто о ней говорит.

Что делать? Рецепты неизменны, могу лишь повторить их еще раз.

Локализация. Ввести обязательный процент локального производства в оборонных закупках, когда государство делает крупные закупки текстиля, формы, обмундирования и тому подобное. Это дает работу украинцам, платит налоги в бюджет, обеспечивает качество и нивелирует риск серого некачественного импорта.

Возвращение полноценных полномочий Антимонопольного комитета (АМКУ). В начале полномасштабного вторжения, с введением упрощенной процедуры закупок, спорные ситуации вместо АМКУ должен решать суд, что - наоборот - затягивает процесс и срывает процедуры. Сейчас все споры приходится решать в суде, что приводит к потере времени и позволяет манипулировать торгами. Нужно, чтобы АМКУ снова мог мгновенно реагировать на сговоры или мошеннические действия участников, отслеживать подозрительно согласованные предложения и отстранять нарушителей от публичных закупок.

Прозрачность и равенство правил игры. Недопустимо, чтобы отдельные "любимчики" откровенно игнорировали сроки поставки или не отвечали за качество продукции, тогда как реальные производители, которые придерживаются дедлайнов и стандартов, вынуждены играть по правилам, а кто-то другой выигрывает тендеры без полноценного пакета документов.

Защита от фиктивных проверок и преследований. И я, и многие другие производители устали отбиваться от уголовных дел, выдуманных из воздуха или сфальсифицированных по каким-либо причинам. Мы понимаем природу этих преследований: нас либо хотят вытеснить с рынка, либо заставить молчать. Но отступать никто не будет. Мы в своей стране, любим свое дело, и никакие оборотни этого не изменят.

Эти четыре шага дадут быстрый результат:

Бесперебойные поставки ВСУ и другим структурам Сил обороны качественной амуниции, формы и т.д., ведь контролировать производителя в Украине проще, чем во Вьетнаме или Бангладеше.

Бюджетные средства останутся в Украине, что создает добавленную стоимость и рабочие места. До 35% стоимости заказов украинский производитель возвращает в бюджет.

Ликвидация недобросовестных "прокладок" из-за риска значительных штрафов, невозможность манипулировать условиями тендеров, а также из-за реальных и объективных уголовных дел от ГБР, БЭБ, Нацполиции, СБУ.

Сосредоточение реальных производителей на своей основной задаче - производстве и расширении мощностей. В случае нарушений такие производители могут получить штрафы и понести соответствующие экономические последствия, но без фиктивных дел.

В конце концов, от этого выиграли бы и сами военные, и общество, и госбюджет.

Украинские производители, десятилетиями создающие продукт и дающие работу согражданам , заслуживают поддержки и защиты от фиктивных обвинений и бюрократического произвола. Если мы хотим развивать промышленность и экономику в целом, хотим привлекать инвестиции и укреплять безопасность, следует действовать прозрачно и последовательно: разоблачать реальные схемы, наказывать их выгодополучателей, наказывать тех, кто безосновательно преследует бизнес, и создавать механизмы, стимулирующие честную конкуренцию.

Ключевым элементом всего этого должна стать локализация, эффективная работа АМКУ и справедливый подход правоохранительных органов: преследование аферистов и коррупционеров, а не ответственного бизнеса.

Чем быстрее исправим эту ситуацию, тем надежнее будет обеспечение армии и лучше станут перспективы развития украинского бизнеса. От этого зависит экономическая безопасность страны и судьба Украины как независимого государства.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
промышленность война Минобороны госзакупки