Каких данных не хватает бизнесу и общественности в 2025 году
После 24-го февраля 2022 года государство закрыло более 400 важных наборов данных, большинство из которых по сей день остаются закрытыми.
Через три года после начала большой войны Украина приложила значительные усилия для поддержки экономики, адаптации бизнеса к военным условиям и планирования будущего восстановления. Одновременно с этими процессами, мы оказались перед новыми вызовами: растущим фискальным давлением, необходимостью привлечения инвестиций и необходимостью создания равных условий для всех участников рынка.
В такой ситуации открытость государства перед бизнесом и обществом должна была бы стать приоритетом, но реальность свидетельствует об обратном - доступ к источникам публичной информации в форме открытых данных, критически важных для экономической безопасности, остается ограниченным.
Правительство закрыло более 100 госреестров, объясняя это вопросами национальной безопасности. Но действительно ли это единственное объяснение? За почти три года не произошло ни одного системного пересмотра целесообразности этого ограничения. Государство так и не применило предусмотренный законом механизм оценки (так называемый "трехсоставной тест", предусмотренный ст. 6 закона "О доступе к публичной информации"), который позволил бы определить, какие данные действительно представляют угрозу, а какие наоборот - критически необходимы для экономики. Это привело к осложнениям в работе бизнеса, ОО и медиа.
Прозрачность и подотчетность - это база устойчивой экономики. Без доступа к данным невозможно обеспечить равные условия для всех предпринимателей, отслеживать злоупотребления, проверять контрагентов и минимизировать коррупционные риски. Более того, во время, когда страна готовится к послевоенному восстановлению, именно открытость процессов является ключевой для доверия бизнеса к государству, привлечения международных партнеров и эффективного использования бюджетных средств.
Ограничение доступа к налоговым реестрам противоречит действующему законодательству. Согласно приказу Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий, Киев и большинство регионов Украины не входят в зоны боевых действий, где ограничение работы реестров могло бы быть оправданным. Соответственно, такие ограничения нарушают ст. 6 закона "О доступе к публичной информации", которая гарантирует право граждан и субъектов хозяйствования на доступ к информации, находящейся во владении государственных органов.
Это превратилось в проблему, которая влияет не только на антикоррупционные инициативы или общественный сектор, но и напрямую бьет по легальному бизнесу, который теряет инструменты для анализа и защиты. В 2025 году вопрос открытости данных стоит острее, чем когда-либо, ведь от этого зависит стабильность экономики, конкурентоспособность предприятий и, наконец, финансовая безопасность страны.
Почему закрытые данные - это риск для экономики
Закрытие источников публичной информации в форме открытых данных - это системная угроза, которая постепенно разъедает экономику изнутри. И если для бизнеса последствия часто выражаются в финансовых потерях, то для государства они превращаются в стратегические риски.
Рост фискального давления. Повышение налогов в 2025 году - это попытка наполнить бюджет, но без прозрачности она дает обратный эффект. Чем выше ставки, тем больше соблазн для недобросовестных компаний уклоняться от уплаты.
Для инвесторов и партнеров доступ затруднен из-за того, что информация о налоговом долге предоставляется только по запросу к распорядителю данных. Как результат, это может привести к увеличению времени на выполнение процедур из-за бюрократичности, что замедляет процесс принятия решений.
Риски для честных компаний. Без подтвержденной информации об отсутствии задолженности, которую можно получить только через запрос в кабинете налогоплательщика - а это требует времени и ресурсов, - значительно возрастают шансы сотрудничества с должником. Такая ситуация несет серьезные риски для бизнеса, ведь отсутствие возможности проверить финансовую историю партнеров приводит к ошибочным решениям, убыткам и снижению инвестиционной привлекательности.
Потеря государственного контроля. Государство, которое закрывает данные, теряет возможность анализировать риски. Вероятность возникновения коррупционных схем возрастает, а это, соответственно, может вызвать отток инвестиций. Международные фонды требуют прозрачности. Закрытые данные - это как сигнал: "здесь могут быть схемы".
Долгосрочные последствия. Проблема не только в том, что закрытые данные забирают инструменты у бизнеса. Они уменьшают конкурентоспособность страны в целом, потому что закрытие данных делает невозможным общественный контроль за использованием бюджетных средств, что создает идеальные условия для коррупционных схем. Без прозрачности скандалы проявляются только постфактум, когда ущерб уже нанесен, а доверие утрачено.
К примеру, отсутствие данных о налоговых долгах и лицензии не только снижает инвестиционную привлекательность, но и затрудняет выполнение рекомендаций Международной группы по противодействию отмыванию денег. Недоступность таких данных создает дополнительные риски для международных финансовых операций и может негативно повлиять на имидж Украины на мировой арене - это создает риск попадания страны в "серые списки" по отмыванию средств, что может привести к ограничениям в международных финансовых операциях. Для страны, которая рассчитывает на евроинтеграцию, такие последствия недопустимы.
Прозрачность - это двусторонний процесс. Бизнес стремится не только получать доступ к данным, но и требует честности и подотчетности от государства. Предприниматели хотят знать, что их налоги используются эффективно и справедливо. Только такой подход может обеспечить доверие, необходимое для восстановления страны и создания благоприятного инвестиционного климата.
Открытие каких данных сейчас критически необходимо
Время показало, что ограничения к источникам публичной информации в форме открытых данных, введенные правительством после начала большой войны, превратились из временной меры в постоянный барьер - они не только не прошли проверку на необходимость, но и стали почвой для новых экономических угроз.
Чтобы понять масштаб проблемы, стоит взглянуть на нее через призму отдельных реестров - каждый из них не только влияет на конкретные процессы, но и задает ритм работы всей системы. Далее разберемся, как именно конкретные закрытые реестры превращают экономические возможности в риски, а доверие - в подозрение.
Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР). Этот реестр должен был бы быть основным источником для проверки легальности компаний, аудита контрагентов и борьбы с фиктивными фирмами. Однако с 2022 года доступ к его полной версии возможен только через квалифицированную электронную подпись.
Открытие ЕГР в формате открытых данных существенно бы ускорило и облегчило доступ к общественно-важной информации, которая способна защищать от мошенников или фирм, работающих через третьи страны в пользу агрессора, снижать вероятность участия в госзакупках фирм-прокладок и служить стимулом для инвестиций.
Данные Государственного земельного кадастра. Публичная кадастровая карта - это часть программного обеспечения Государственного земкадастра, с помощью которой осуществляется предоставление доступа к сведениям Государственного земельного кадастра и обнародования в виде открытых данных определенных законом сведений.
Открытие кадастровой карты изменит:
- Обеспечение эффективного управления природными ресурсами. Четкие данные о земельных участках позволят оптимизировать использование почв, предотвращать их деградацию и планировать восстановление экосистем.
- Стимул для аграрного сектора: инвесторы получат понятные условия для развития сельского хозяйства, зная точные границы и ограничения земель.
- Прозрачность восстановления: открытие данных о разрушенных участках позволит эффективнее планировать реконструкцию городов.
- Борьба с коррупцией: публичность информации о госземле усложнит ее незаконную продажу или передачу "своим" компаниям.
Почему это критично именно сейчас? Для восстановления нужна четкая информация о разрушенных территориях. Для защиты ресурсов необходимо знать, кто и на каких условиях владеет землей, особенно в приграничных регионах. Для доверия - открытость кадастра показала бы, что государство уважает право граждан на доступ к информации о собственной земле.
Реестр поврежденного и уничтоженного имущества (РПОМ) - это база данных, которая фиксирует масштабы ущерба от боевых действий, включая разрушенные дома, инфраструктуру, предприятия и культурные объекты. Он должен быть основой для планирования восстановления, распределения компенсаций и привлечения международной помощи. По состоянию на текущий момент детали о месте, характере разрушений или статусе восстановления остаются закрытыми.
Почему это проблема?
- Завышение стоимости страхования военных рисков. Отсутствие доступа к данным РПЗМ заставляет страховые компании полагаться на обобщенные предположения или неформальные источники. Это приводит к завышению рисков, особенно международными страховщиками, которые воспринимают всю территорию Украины как зону боевых действий.
- Торможение инвестиционной активности. Закрытость реестра ограничивает инвесторов в доступе к достоверной информации о масштабах и географии повреждений - это затрудняет оценку рисков и снижает привлекательность Украины для капиталовложений, а также препятствует эффективному мониторингу проектов восстановления.
- Юридическое несоответствие. Ст. 14 закона требует открытости данных РПЗМ, однако они остаются закрытыми из-за позиции сектора безопасности - это создает правовую коллизию, которая может спровоцировать юридические вызовы со стороны бизнеса или общественности.
Должны отметить, что закрытие реестра поврежденного и уничтоженного имущества создает конфликт безопасности и прозрачности, ведь обнародование данных может помочь рф оценить эффективность обстрелов, что является риском для безопасности, но в то же время полная закрытость подрывает доверие к распределению компенсаций и международной помощи, создавая вероятную угрозу неэффективного использования ресурсов.
Данные о недрах - это информация о месторождениях полезных ископаемых, лицензии на их добычу, экологические ограничения и геологические исследования. Эта информация должна быть основой для рационального использования природных ресурсов, привлечения инвестиций в добывающие отрасли и предотвращения экологических катастроф. Однако с февраля 2022 года доступ к этим данным остается ограниченным: информация о лицензиях, объемах добычи или экологических рисках остается непрозрачной.
Почему это проблема?
- Невозможность контроля за добычей. Непонятно, кто и в каких объемах использует ресурсы, что открывает пути для незаконной добычи или контрабанды.
- Риск экологических катастроф. Отсутствие данных о состоянии почв и водных ресурсов в районах добычи приводит к загрязнению окружающей среды.
- Потеря инвестиций. Инвесторы избегают отрасли, где нет гарантий прозрачности лицензионных соглашений или прав собственности на месторождения.
Что изменит открытие данных?
- Обеспечение прозрачности в добывающих отраслях. Публичность лицензий, объемов добычи и условий сделок сделает отрасль привлекательной для легальных инвесторов.
- Предупреждение незаконной добычи полезных ископаемых. Открытие данных позволит общинам и активистам мониторить деятельность компаний и сообщать о нарушениях.
- Привлечение инвестиций в сферу природных ресурсов. Международные компании получат понятные условия для работы, что стимулирует развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест.
- Экологический мониторинг и восстановление. Данные о состоянии почв, водных ресурсов и выбросы позволят планировать рекультивацию территорий после добычи, уменьшая долгосрочные убытки.
Почему это критично именно сейчас?
- Для восстановления нужны ресурсы, а их рациональное использование невозможно без прозрачных механизмов управления.
- Для международной поддержки - европейские партнеры требуют соблюдения "зеленых" стандартов в добыче, что невозможно без публичной отчетности.
- Для социального доверия - общины имеют право знать, как добыча влияет на их окружающую среду, и иметь инструменты для защиты своих интересов.
Налоговые долги предприятий - это информация о задолженности компаний перед государством, которая должна быть основным инструментом для оценки финансовой надежности бизнеса, аудита контрагентов и обеспечения честной конкуренции. Однако сейчас доступ к этим данным ограничен.
В 2024 году мы делали масштабное исследование "Закрытые налоговые реестры: мнение общества". Результаты показали, что более половины опрошенных респондентов считают эту проблему одним из главных препятствий для борьбы с коррупцией, а 38% опрошенных сложно вести бизнес из-за неопределенности и рисков в выборе деловых партнеров.
В конце 2024 года Верховная Рада приняла закон о повышении налогов. Официальной озвученной целью реформы было стремление таким образом обеспечить дополнительные поступления в украинский бюджет для финансирования восстановления инфраструктуры, социальных программ и армии. Однако, имея в анамнезе закрытую информацию о налоговом долге, это может создать серьезные риски:
- Рост теневого сектора. Более высокие налоги - больший соблазн для недобросовестных компаний уклоняться от уплаты.
- Неравные условия для бизнеса. Государство требует больше платежей, но лишает компании инструментов для проверки контрагентов.
- Потеря доверия к государству. Бизнес не может эффективно планировать деятельность, если не имеет доступа к ключевым данным о рисках.
Какая связь между повышением налогов, прозрачностью и подотчетностью
Обеспечение равных условий для бизнеса. Если государство стремится к увеличению налоговых поступлений путем повышения налогов, оно должно гарантировать равные условия для всех участников рынка. Сейчас, закрывая информацию о налоговых долгах предприятий, государство значительно усложняет для бизнеса процесс проверки своих контрагентов.
Это создает неравные условия: добропорядочные предприятия платят все налоги и рискуют работать с должниками, которые могут избегать уплаты налогов. Таким образом, прозрачность финансовых обязательств становится ключевым фактором для обеспечения справедливой конкурентной среды.
Мотивация к добропорядочности. Открытие данных о налоговых долгах мотивирует бизнес работать прозрачно и платить налоги вовремя, ведь недобросовестные практики станут публичными.
Это не только повысит налоговую дисциплину, но и создаст давление на должников со стороны партнеров и клиентов, ведь публичность налоговых долгов заставит компании избегать схем оптимизации налогов.
Доверие к государственной политике. Повышение налогов без прозрачности в сфере налоговых долгов подрывает доверие бизнеса к государственной налоговой политике. Бизнес не может эффективно планировать свою деятельность и оценивать риски, что создает напряжение между государством и предпринимателями.
Открытие данных о налоговых долгах укрепило бы доверие к государству, показывая, что оно работает не только для повышения фискального давления, но и для создания прозрачных правил игры.
Почему это критично именно сейчас?
- Для эффективности реформ государство должно гарантировать, что повышенные ставки не приведут к массовому уклонению. Открытие данных о долгах - это способ показать, что правила одинаковы для всех.
- Для общественной поддержки. По данным исследования YouControl, 68% опрошенных считают закрытые налоговые реестры главным препятствием для борьбы с коррупцией. Общество требует прозрачности, и бизнес - не исключение.
- Для глобальной конкурентоспособности, потому что инвесторы избегают рынков, где невозможно оценить финансовые риски. Открытие данных сделает Украину более привлекательной для капиталовложений.
Прозрачность является инвестицией в будущее и основой доверия между бизнесом и государством. Бизнес, который ежедневно сталкивается с вызовами военного времени, имеет право знать, что его усилия поддерживаются честными и эффективными государственными решениями. Открытость данных позволяет предпринимателям планировать свою деятельность, минимизировать риски и быть уверенными в том, что их налоги используются для реального восстановления, а не растрачиваются через коррупционные схемы.
Однако достижение этой цели требует усилий не только правительства - это общая ответственность бизнеса и гражданского общества также. Бизнес должен требовать открытости данных, участвовать в общественных инициативах и поддерживать давление на власть для внедрения прозрачных механизмов. Государство, в свою очередь, должно узаконить доступ к ключевым реестрам, запустить платформы для мониторинга расходов и обеспечить публичную отчетность об использовании бюджетных средств.
Доступ к данным - это основа стабильной экономики, справедливого общества и доверия к государству. И именно сейчас, когда Украина пишет новую страницу своей истории, открытость данных должна стать приоритетом, который определит будущее страны - потому что только прозрачность может стать тем звеном, которое соединит сегодняшние вызовы с завтрашними победами.