Украинская правда

Как исправить диспропорции на рынке труда?

С начала войны на рынке труда Украины проявляются дефицит рабочей силы и формируются устойчивые структурные диспропорции, связанные с масштабными внешними и внутренними миграциями, мобилизацией, изменением структуры экономики и ухудшением обеспечения гуманитарной сферы.

Военные обстоятельства оказывают существенное давление на структуру занятости, направляя людей в секторы безопасности, обороны, охраны правопорядка и госуправления. Доля занятых в сфере обороны (% к общему количеству занятых) в августе 2025 года составляла 10%, демонстрируя восходящий тренд: в 2021 году она была на уровне 2%, в 2022-м – 6%, в 2023-м – 8,7%, а в 2024-му – 9,1%. Всего в сферах госуправления, охраны правопорядка и обороны сейчас занято 25% работников, а до войны было 16%.

Что касается других видов экономической деятельности, то на промышленность в 2025 году приходится 18% занятых, на торговлю – 14%, сферу здравоохранения – 9%, образования – 8%, транспорт – 6%, сельское хозяйство – 4%, строительство – 2%, телекоммуникации – 2%, банки и страхование – 2%, искусство, спорт и развлечения – 1%, отели и рестораны – 1%.

Вследствие выезда из страны квалифицированных работников и мобилизации мужчин во многих отраслях ощущается кадровый голод. Дефицит сотрудников особенно затронул сегменты топ-менеджмента, страхования, сельского хозяйства. Нехватка работников сокращает возможности наращивания производства и влияет на темпы роста номинальных и реальных зарплат.

Среднемесячная заработная плата в августе 2025 года равнялась 25 911 грн, что на 77,8% превышает показатель января 2021 года. С учетом темпов инфляции реальная заработная плата во время войны выросла на 4,1%, при том, что реальный ВВП за этот же период уменьшился на 22%.

Нехватка рабочей силы закономерно повышает ее стоимость для работодателей. Но, с другой стороны, темпы повышения заработных плат сдерживаются значительной затратностью производства в условиях войны, существенными разрушениями основных фондов, подорожанием энергообеспечения и усложнением логистики.

В текущем году имеет место некоторый рост предложения труда, но неудовлетворенный спрос на рабочую силу продолжает давить на все составляющие рынка.

На этом рынке четко проявляются и существенные отраслевые диспропорции в оплате труда. Лидерами по уровню заработных плат в августе были "Информация и телекоммуникации" (65 213 грн), "Финансовая и страховая деятельность" (52 269 грн), "Государственное управление, оборона, соцстрахование" (35 125 грн). Самые низкие размеры заработных плат зафиксированы в отраслях образования (14 432 грн), искусства, развлечений и спорта (18 504 грн), здравоохранения (18 672 грн). Средняя зарплата педагогов была в 4,5 раза ниже средней официальной зарплаты в ИТ секторе.

Показатели указывают на заниженный уровень оплаты труда в ключевых отраслях бюджетной сферы, где формируется человеческий капитал страны. И такое положение объясняется не только перенаправлением бюджетных средств на оборонные нужды во время войны, но и дискриминационным отношением к социально-гуманитарной сфере на протяжении десятилетий.

Для оценки "нормальности" существующей отраслевой дифференциации в оплате труда мы воспользовались данными Евростата и Госстата и сравнили рейтинги разных отраслей по уровню средней заработной платы в целом для 27 стран ЕС с рейтингами тех же отраслей в Украине.

Наиболее оплачиваемые рабочие места, как в Украине, так и в ЕС, сосредоточены в сферах ИТ и финансов. Однако, третье место в рейтинге ЕС занимает "Поставка электроэнергии, газа, пара и кондвоздуха", а в Украине – "Государственное управление, оборона, обязательное соцстрахование". Наименее оплачиваемые сферы занятости в Украине – это образование, здравоохранение, искусство и спорт, а в ЕС – это гостиницы, заведения питания, государственное управление и предоставление других услуг.

Таким образом, приоритетность направления ресурсов оплаты труда в Украине и странах ЕС существенно отличается. В части обеспечения ВСУ такая приоритетность, безусловно, оправдана, учитывая общественное значение работы военнослужащих и риски для их жизни и здоровья. Однако высокие зарплаты государственных управленцев в Украине порождают следующие вопросы: является ли украинское государство более эффективным, чем государства 27 стран ЕС?

Кроме того, щедрое обеспечение банков и др. финансовых учреждений в Украине при минимизации их кредитной функции и масштабном субсидировании государством не выдерживает никакой критики. За период войны банки получили от государства 630 млрд грн процентных доходов, из которых 47% приходится на ОВГЗ, а 42% – на депсертификаты НБУ.

На перспективу уменьшить дефицит рабочей силы и выровнять диспропорции в оплате труда поможет политика содействия возвращению украинцев на родину. По данным Агентства ООН по делам беженцев на начало сентября 2025 года в мире зафиксировано 5,698 млн беженцев из Украины (без учета РФ), в том числе: 5,138 млн находились в Европе и 0,561 млн – за ее пределами. Кроме того, на середину 2023 года, было зарегистрировано около 1,2 миллиона украинцев в РФ, которые Управлением ООН классифицировались как лица в ситуации беженцев. Таким образом, общее количество беженцев из Украины в мире составляет 6,915 млн человек.

Среди опрошенных украинских беженцев в возрасте 18-59 лет трудоустроенными в стране пребывания были 41%, а безработными – 17%. До выезда из Украины трудоустроенными были 51%, а безработными – 5%. По данным ООН две трети украинских беженцев сообщают о своем желании вернуться, когда позволят условия безопасности, хотя эта доля со временем уменьшается.

Однако при разных сценариях ситуации с безопасностью активизация предложения труда в Украине, вероятно, будет иметь место со второго квартала 2026 года, в связи с окончанием действия правового режима временной защиты для украинских граждан в Польше. В этой стране по состоянию на август было 1 млн беженцев.

Президент Польши К. Навроцкий накануне 1 октября после многомесячных проволочек подписал закон о продлении временной защиты для украинцев до 4 марта 2026 года, публично объявив, что это последний подобный акт с его стороны (несмотря на действие Директивы ЕС, которой данный срок продлен до марта 2027 года). Такой подход означает, что после марта 2026 года несколько десятков тысяч украинцев, которые имели статус временной защиты в Польше и не получили другие формы легализации, вынуждены будут вернуться в Украину.

Кроме фактора Польши, колоссальные изменения на рынке труда Украины будут возникать после стихания острой фазы войны, возвращения украинцев из других стран и регионов, демобилизации части военнослужащих. В этот период увеличение предложения рабочей силы и предоставление ей необходимых профессиональных навыков будет иметь решающее значение для успеха восстановления страны.

Активная политика государства на рынке труда, направленная на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы, может внести существенный вклад в решение текущих и будущих проблем, а также в поощрение перемещенных лиц к возвращению. До войны государственные расходы на активную политику рынка труда в Украине не дотягивали до 0,4% ВВП, тогда как страны ОЭСР тратили в среднем 0,62% ВВП.

Стратегическими направлениями государственной политики в среднесрочной перспективе должны стать:

  • увеличение ресурсного обеспечения и расширение периметра программ активной политики рынка труда, особенно программ переподготовки, ориентированных на ветеранов, релокантов, женщин, и программ, укрепляющих связи между образовательными мероприятиями и потребностями рынка труда;
  • усиление взаимодействия с украинской диаспорой, поддержка беженцев, которые возвращаются в Украину и налаживание их доступа к информации о возможностях трудоустройства в Украине;
  • обеспечение эффективной социальной и экономической реинтеграции военнослужащих после их возвращения к гражданской жизни.

Хотя численность будущих Сил обороны неизвестна, очевидно, что часть из 1,1 миллиона мобилизованных после прекращения военного положения подпадет под демобилизацию. Создание государством условий для того, чтобы ветераны войны нашли свое рабочее место в мирной экономике будет уменьшать уровень бедности в стране, поддержит благосостояние их семей и станет важным фактором уменьшения дефицита рабочей силы.

Сейчас многие неправительственные организации и международные партнеры реализуют небольшие программы поддержки ветеранов с особыми потребностями – восстановления психического здоровья, социальной реинтеграции, профессиональной подготовки или открытия собственного бизнеса. В дальнейшем следовало бы усилить роль Министерства по делам ветеранов в координации различных инциатив и проектов.

В декабре 2024 года правительством одобрена Стратегия формирования системы возвращения с военной службы к гражданской жизни на период до 2033 года. Создание условий для быстрого преобразования этой стратегии в конкретные и скоординированные меры помогут облегчить проблемы демобилизации военнослужащих.

Возвращение беженцев, проживающих за границей, с опорой на действенные рычаги государственной политики является важным для успеха общей программы восстановления экономики Украины и стабилизации ситуации на рынке труда. Государственная политика должна гарантировать отсутствие препятствий для возвращения мигрантов, одновременно поощряя процессы возвращения и реинтеграции.

Тщательно разработанная политика должна охватывать все аспекты: от мотивации к возвращению до содействия экономической реинтеграции при формировании соответствующих условий безопасности. Эффективное сотрудничество и координация между правительствами стран, которые приютили украинских беженцев, и правительством Украины крайне важна для становления устойчивого процесса возвращения.

Всем возвращающимся лицам следует предлагать беспристрастные и индивидуальные юридические консультации и правовую помощь. Необходимо создать сеть региональных консультантов, готовых информировать, консультировать и решать практические проблемы отдельных возвращающихся лиц и их семей. Желательно, чтобы это осуществлялось муниципальными органами власти в тесном взаимодействии с государственными службами занятости.

Консультанты по вопросам возвращения должны предоставлять своевременную и точную информацию о правовых вопросах возвращения и помощь в процедурах регистрации; о возможностях обучения и доступа к рынку труда; информацию по жилищным вопросам, в частности организации временного жилья (при необходимости). Консультанты по вопросам возвращения также должны помогать в оформлении необходимых документов, обеспечении доступности образовательных и медицинских учреждений, а также участия в программах социальной защиты.

Следует разработать пакет специализированных услуг, связанных с трудоустройством. Службы занятости и местные органы, сотрудничая с неправительственными организациями, должны предоставлять услуги по поиску работы и содействию трудоустройству возвращающихся лиц.

Совершенствование цифровых платформ и разработка онлайн-сервисов для этой категории должны действовать как инструменты, которые значительно сокращают время и средства, которые тратятся на поиск работы. Обеспечение доступности услуг по трудоустройству в Украине из-за пределов страны будет помогать мигрантам в поиске работы и поощрять их возвращение.

Местные органы и государственная служба занятости должны предлагать профессиональное обучение и курсы повышения квалификации возвращающимся гражданам. Такие меры необходимы для того, чтобы навыки вернувшихся отвечали требованиям местного рынка труда. Курсы для открытия бизнеса следует предлагать тем, кто хотел бы развивать собственный бизнес, но не имеет надлежащих знаний (маркетинг, налогообложение, правовые вопросы). Для выполнения этих задач необходимо, прежде всего, модернизировать сеть Государственной службы занятости.

Эффективное внедрение очерченных мер, скоординированная работа правительства, международных доноров, местного самоуправления и нормализация ситуации с безопасностью в стране со временем способствовали бы уменьшению дефицита трудовых ресурсов и выравниванию дисбалансов на рынке труда Украины.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
рынок труда трудоустройство