США и Евросоюз: чья поддержка больше?
Важные аспекты экономической и военной помощи Украине.
С начала большой войны США были основным партнером, координатором и донором международной поддержки Украины. Хотя помощь США не предусматривала безоговорочной победы Украины и наказания агрессора, а также была довольно скромной в измерении военно-экономической мощи США, именно эта помощь стала опорой, которая позволила нашей стране выстоять во время варварского нашествия с востока.
При анализе объемов и структуры поддержки Украины от различных доноров следует обратить внимание на то, что до середины 2024 года именно США были основным донором военной помощи и безвозвратной финансовой помощи Украине.
Только США обладают уникальными техническими возможностями для накопления и передачи разведывательной информации, реактивных систем огневого поражения, боеприпасов, а также имеют значительные производственные мощности и накопленные запасы различных видов оружия и военной техники. Кроме того, политическая система США демонстрирует более высокую степень эффективности по сравнению с ЕС при необходимости принятия быстрых и радикальных решений в военно-политической сфере.
По данным Кильского института мировой экономики, во время большой войны Украина получила финансовой помощи от США на 46,6 млрд евро, а от ЕС (преимущественно в кредитной форме) - на 52,1 млрд евро. То есть суммы бюджетной поддержки от Евросоюза были несколько больше, чем от США. Однако уровень военной поддержки Украины со стороны США был выше: военная помощь от США достигла 64,1 млрд евро, от ЕС - 50 млрд евро. Объемы помощи трех видов (финансовой, гуманитарной и военной) от США и ЕС на конец 2024 года почти сравнялись.
Официальная помощь США и ЕС Украине, 31 декабря 2024 года, млрд евро

Хотя суммы финансирования украинского бюджета от ЕС превысили аналогичные суммы от США, структура финансирования от ЕС достаточно неблагоприятна для Украины.
Так, доля грантов в составе финансовой помощи Евросоюза в конце 2024 года составляла лишь 8,1%, а в составе финансовой помощи США - 60,6%. С начала большой войны институты ЕС предоставили Украине 3,8 млрд евро грантов (плюс правительство Германии - 1,1 млрд евро), а правительство США - 26 млрд евро грантов.
Среди стран, направивших в Украину более-менее существенные объемы финансовой помощи, только немецкая доля грантов превысила долю США; при этом правительство Германии выделило Украине скромные 1,4 млрд евро финансовой помощи.
То есть финансирование от США для поддержки нашего бюджета до июля 2024 года поступало в форме грантов, что контрастирует с преимущественно кредитной формой поддержки от ЕС. Статистика государственного долга Украины говорит, что в начале февраля 2025 года правительство имело 46,9 млрд долл. прямого долга перед ЕС и 1,6 млрд долл. прямого долга перед правительствами Италии, Польши, Германии, Франции, Нидерландов.
Прирост госдолга Украины перед ЕС и его государствами-членами за время войны достиг 43,2 млрд долл. В противовес этому прямой госдолг Украины Соединенным Штатам за весь период военного положения находится на нулевой отметке.
Только в декабре 2024 года к условному долгу Украины были отнесены 20 млрд долл. займа Федерального банка финансирования США, оформленного сертификатом задолженности Украины и обеспеченного потоками средств от обездвиженных российских активов. Всего сумма грантов, предоставленных Соединенными Штатами для бюджетной поддержки Украины в 2022-2024 годах, составила 27,4 млрд долл. (транш займа 2024 года, 3,85 млрд долл., трактуется как условный долг правительства).
Эксперты признают, что ЕС не смог выделить значительную безвозвратную помощь Украине, использовав вместо этого имеющийся потенциал для привлечения займов. С начала войны займы Евросоюза Украине финансируются путем совместных заимствований и обеспечиваются коллективным бюджетом ЕС. Органы Евросоюза приняли принципиальное решение о предоставлении Украине масштабных займов, а не выделение грантов из бюджета, как это делали США до июля 2024 года.
Естественно, что займы Европейского Союза трансформируются в долговые обязательства украинского государства, но обслуживание долгов уже проблематично для украинского правительства. МВФ прогнозирует, что государственный долг Украины в 2025 году сравняется с ВВП страны. Это уровень, свидетельствующий о нарушении долговой устойчивости.
В 2024 году правительство уже провело реструктуризацию долга Украины перед держателями еврооблигаций, в 2026 году ожидается новый раунд реструктуризации. При этом займы ЕС имеют довольно привлекательные условия по сравнению со стандартными: погашение долга не предусмотрено до 2033 года, срок погашения растягивается на 35 лет, а проценты за пользование займом уплачиваются из бюджета ЕС.
Признавая очевидный факт обременительности финансовой "помощи" ЕС для будущего Украины, эксперты Брюссельского центра управления обсуждают сценарий погашения долга Украины перед ЕС грантовыми средствами Евросоюза, которые Украина могла бы получать как страна-кандидат или государство-член ЕС.
То есть гранты ЕС, по их замыслу, должны были бы направляться Украиной на погашение долга, а не на восстановление или модернизацию нашей экономики. Указанные эксперты по неизвестным причинам упустили весомый факт: гранты ЕС на погашение чрезмерного долга, сформированного во время войны, будут нести мало пользы для модернизации украинского транспорта, энергетики, внедрения экологических стандартов, осовременивания сельского хозяйства и проведения институционных реформ.
То есть повторение Украиной успешного пути новых членов Евросоюза, получавших трансферты ЕС именно на такие цели, как и быстрого продвижения Украины на пути к получению членства в ЕС, станет невозможным.
Вклад США в обороноспособность Украины - самый большой. Поступления товаров военного назначения на 64,1 млрд евро от Соединенных Штатов за февраль 2022 года - декабрь 2024 года существенно превышают поступления от других стран. Германия и Великобритания, которые занимают второе и третье места в рейтинге доноров, предоставили Украине военной помощи на 12,6 млрд евро и 10,1 млрд евро соответственно.
Ведущие 20 доноров по объемам предоставленной военной помощи Украине, млрд евро

Таким образом, США являются бесспорным лидером среди стран мира по абсолютным объемам предоставленной Украине помощи с начала войны. Однако вклад США в дело поддержки Украины не столь весомый в измерении потенциала американской экономики. Так, за три года войны официальная помощь США Украине, включая экономический и гуманитарный компоненты, составила 0,53% от годового ВВП США.
В то же время помощь от Эстонии и Дании превысила 2% от годового ВВП этих стран. По рейтингу относительных объемов помощи следует отметить также правительства Литвы, Латвии, Финляндии, Швеции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Словакии и Хорватии. Эти страны отдали больший процент собственного ВВП на поддержку Украины, чем США.
Объемы предоставленной двусторонней помощи трех видов, % к ВВП 2021 года страны-донора, млрд евро

Специалисты Кильского института мировой экономики приводят и такие сравнения. Объемы ежегодной военной помощи США Великобритании во время Второй мировой войны достигли 3,2% ВВП США за 1941-1945 годы. Объемы ежегодной военной помощи США Советскому Союзу за этот же период составляли 1,4% ВВП США. Франция получала военную помощь от США на уровне 0,36% ВВП. А военная помощь США Украине за 2022-2023 годы равнялась лишь 0,19% ВВП США в год.
Определенный интерес вызывают и следующие сопоставления. Участие США в корейской войне 1950-1953 годов ежегодно оценивалось в 2,8% ВВП США. Участие США во вьетнамской войне поглощало меньшую долю ВВП США - около 1% ВВП в год. На урегулирование ситуации в Афганистане в 2001-2010 годах США тратили 0,25% ВВП в год в течение десяти лет. А военная помощь США Украине стоила США 0,19% ВВП, а в начале 2024 года эта помощь была поставлена на паузу.
Стоимостные объемы военной помощи от США существенно превышают вклад каждого отдельного государства, но если рассматривать суммарные объемы военной помощи от Европы и анализировать физические количества военных поставок по видам вооружений, то окажется, что взносы США и Евросоюза сопоставимы.
Так, по пяти группам тяжелого вооружения США имели преимущество над ЕС в двух группах: боеприпасы и РСЗО. В то же время стоимость переданных ЕС зенитно-ракетных систем, ББМ и гаубиц больше стоимости аналогичного оружия, поставленного США.
Стоимость переданного Украине тяжелого вооружения, млрд евро

США пожертвовали Украине очень скромную часть собственных запасов оружия в отличие от стран Северной Европы, Чехии и Германии. По данным Кильского института мировой экономики, США направили в Украину 4,4% собственных запасов тяжелого вооружения (танки, РСЗО, гаубицы 152/155 мм), которые они имели в начале 2022 года.
В то же время Норвегия передала Украине 27% запасов тяжелого вооружения и согласилась передать еще 26%. В Дании доли отправленного и запланированного к отправке в Украину тяжелого вооружения составили 43% и 6%, в Нидерландах - 25% и 21%. Великобритания передала Украине 33% запасов, Германия - 18%; дополнительно эти страны обязались передать еще 2% и 13% запасов соответственно.
Доля поставленного и запланированного к передаче в Украину тяжелого вооружения, январь 2022 года - январь 2025 года, % к запасам страны-донора

Эксперты Стокгольмского центра восточноевропейских исследований отмечают, что нынешний уровень европейского оборонного производства недостаточен, чтобы позволить Украине получить преимущество над Россией. Его едва хватает для поддержки оборонных усилий Украины. Во многих сферах военных производств Россия имеет преимущество над ЕС, хотя его экономика в десять раз больше российской.
Так, ЕС изготовил около 1,4 млн снарядов в 2024 году и планирует изготовить 2 млн снарядов в 2025 году. Россия же, предположительно, произвела 3,5 млн снарядов в 2024 году и планирует выпустить 4,5 млн в 2025 году. Это больше, чем ЕС и США вместе взятые. Кроме того, многие политики и эксперты из ЕС говорят, что попытки ЕС поддерживать Украину без США были бы излишне обременительны для европейских государств.
Приведенные факты и количественные показатели свидетельствуют, что помощь от ЕС имеет весомое значение для экономической устойчивости и обороноспособности Украины, но вряд ли она полностью компенсирует военную и безопасностную помощь от США в случае реализации деструктивного сценария взаимоотношений между Киевом и Вашингтоном.
Кроме того, сущностные характеристики финансирования Украины от ЕС говорят, что оно в большей степени защищает финансовые интересы ЕС, возлагая бремя накопленных во время войны долгов на будущее Украины. Поэтому в условиях текущих геополитических изменений для выживания Украины как суверенного государства, восстановления национальной экономики и построения современного оборонно-промышленного комплекса крайне важно сохранить и наполнить новым качеством партнерские отношения между Украиной и США.
Соавтор - Вадим Задорожный, полковник ВСУ, эксперт Growford Institute