Торговля выбросами. Как Украине организовать процесс.
Какая связь между европейскими климатическими инициативами и победой Украины?
Путь Украины к победе – это «миллион» маленьких шагов. Но очень конкретных. Наведение порядка с выбросами парниковых газов – один из них. У вас возникает справедливый вопрос: какие выбросы, когда на голову летят ракеты? Но дочитайте до конца.
В Украине законодательные инициативы по мониторингу, отчетности и верификации выбросов приняли еще в декабре 2019 года, однако из-за задержек с принятием подзаконных актов эта система начала действовать только в конце 2021 года.
Приблизительно в то же время начало действовать требование представлять отчетность о выбросах для установок мощностью более 20 МВт, а также для таких мощных отраслей как нефтепереработка, металлургия, цементное производство.
Начало великой войны внесло в эту стратегию «коррективы». Уже третий год система отчетности работает мягко говоря не полностью.
Ведь собрать точные данные о выбросах сегодня невозможно. Но Украина не победит в этой войне, если не сохранит экономику.
А одной из важнейших ее составляющих есть доходы от импорта отечественной продукции. И вот как раз здесь наше внимание к вопросу выбросов парниковых газов становится значимым.
Защищая свои рынки, Европа ввела так называемый СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism) – механизм регулирования выбросов углерода на границе с Европейским союзом. Его задача предотвратить загрязнение окружающей среды углеродом путем сбора с импортеров ЕС за ввоз товаров с углеродным следом.
Полностью СВАМ заработает с 1 января 2026 года. Казалось бы времени еще много. Но как только наступит сакральная дата, количество бесплатных разрешений на выбросы, которыми сегодня пользуются многие украинские производители, закончится.
И это не вопрос какого-нибудь адресного наказания. Это именно проблема конкурентоспособности украинской продукции в Европе. Сертификаты СВАМ должен покупать импортер ЕС, а не украинские компании.
Помочь осознать важность внедрения системы торговли квотами дает тот факт, что европейский закон о СВАМ не предусматривает никаких уступок для Украины.
Проще говоря, никого не интересует, что наша промышленная база пострадала от войны. Поэтому нам самое время работать над проектами для уменьшения углеродного следа и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.
Обвинять партнеров в холодном отношении к Украине мы не можем. Введение у нас системы торговли квотами на выбросы парниковых газов является одним из основных обязательств, которое страна должна была выполнить еще сто лет назад - после подписания соглашения об ассоциации с ЕС в 2017-м.
Итак, что делать, когда задач гораздо больше, чем времени на их выполнение? Один из самых эффективных шагов – переход к аукционной продаже квот. , именно та «целевая аудитория», на которую распространяется действие правил вышеупомянутого механизма СВАМ.
Выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой и промышленным производством, могут происходить от разных видов топлива. Самым большим по объему выбросов является энергетика.
Влияние CO2 в цене электроэнергии может быть значительным, например, в условиях коммерческих перетоков между странами. Коммерческий экспорт и импорт электрической энергии в Украину является ключевым элементом энергетической стратегии, позволяющей оптимизировать использование внутренних мощностей, обеспечить стабильность энергетической системы и уменьшить энергетическую зависимость. Сегодня большинство контрактов поставляется с формульным ценообразованием от РДН страны (цена формируется на сутки вперед), из которой импортируется электрическая энергия.
Цена на выбросы CO2 оказывает существенное влияние на формирование оптовой цены на электрическую энергию на краткосрочных рынках в ЕС. Цена на выбросы CO2 становится важным фактором для генерирующих компаний, использующих ископаемое топливо.
Каждая тонна CO2, которую эти компании выбрасывают в атмосферу, должна быть покрыта покупкой соответствующей квоты. Чем выше цена на квоты, тем выше расходы этих компаний.
В частности, когда цена на СО2 повышается, производители на ископаемом топливе вынуждены учитывать дополнительные расходы на квоты в своих предложениях по РДН. В моменты, когда спрос на электрическую энергию высок и для обеспечения потребностей необходимо запускать генерацию на угле/газе, цена СО2 становится одним из основных факторов, определяющих цену электроэнергии на РДН.
Украинская энергетическая биржа готова приступить к подготовительным работам и разрабатывает оценку возможности внедрения торговли квотами на выбросы, в том числе ориентируясь на опыт торговли за использование самой популярной в Европе системы ETS. В 2023 году система торговли выбросами ЕС (EU ETS) составила 87% от общей стоимости углеродного рынка.
Эта система базируется на директиве 2003/87/ЕС, согласно которой квоты на выбросы могут распределяться бесплатно или продаваться на аукционах (первичный рынок). В ЕС более 50% новых квот поступают на рынок через аукционы, а 5% остаются в резерве для новых участников. Вторичный рынок включает в себя спотовую торговлю квотами и другие торговые инструменты, такие как фьючерсные контракты и опционы.
Эта система предполагает два этапа. Первый – настройка мониторинга, отчетности и верификации выбросов. Второй – создание рынка торговли квотами. Каждая компания получает квоты, и если она превышает предел выбросов, должна купить дополнительные разрешения на аукционах или на вторичном рынке или уплатить штраф за избыточные выбросы.
Денежные средства от аукционов поступают в Инновационный фонд и Фонд модернизации, из которых финансируются проекты по уменьшению выбросов.
Цены на европейском углеродном рынке продолжают расти, поскольку климатические цели Европы и ее политика становятся более амбициозными. Что касается стоимости квот в ЕС, то на III квартал 2024 года они оценивались в чуть больше 65 евро за метрическую тонну CO2. Разница между спотовыми и фьючерсными ценами на квоты на выбросы ЕС невелика.
Высокая цена на выбросы углерода пока была зафиксирована 21 февраля 2023 года на уровне 100,34 евро. Штрафы за превышение выбросов – 100 евро за тонну. По оценкам экспертов, рынок углерода будет двигаться в сторону примерно €110/т в 2025-м, а впоследствии произойдет «взрыв в цене» – она достигнет €150/т к 2030-му.
ЕС проводит аукционы через биржу European Energy Exchange (EEX), где квоты продаются совместно для всех 25 стран-членов. Польша и Германия проводят аукционы отдельно, но на той же бирже.
Кроме ЕС, подобные системы функционируют в Китае, США, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, Мексике, Новой Зеландии и других странах. В Украине система торговли квотами на выбросы могла бы охватить до 30% выбросов, что сравнимо с 38% выбросов ЕС.