Украинская правда
Війна 2025

Самые распространенные мифы о таможне и их опровержение

Какие предубеждения относительно взаимодействия бизнеса и таможни существуют в Украине и что из этого является правдой?

Практика в сфере международной торговли является очень специфической. В частности, из-за сложности, постоянных изменений, важности практических навыков, а также привычки применения норм таможней, декларантами, компаниями.

Многие практики приобретают опыт непосредственно в процессе работы и просто не успевают адаптироваться к нововведениям. Из-за этого, исторически, возникло много мифов и предубеждений, которые часто не имеют правовых оснований.

И если в повседневной жизни и бизнесе есть много книг о предубеждениях, то таможенные мифы, кажется, являются удивительно устойчивыми. В этой статье я попытаюсь развенчать несколько из них.

1. "Статус уполномоченного экспортера получить - невозможно"

Статус уполномоченного (одобренного) экспортера (не путать с авторизованным экономическим оператором - "АЭО") предоставляет предприятию право самостоятельно подтверждать преференциальное происхождение товаров без необходимости оформления сертификата EUR.1. Бессрочно. Это значительно упрощает жизнь.

Однако экспортеры массово не пользуются этой возможностью. По состоянию на 1 октября 2024 года только 350 предприятий в Украине являются уполномоченными экспортерами. На практике, мы часто слышим ложные представления о получении статуса.

Действительно, в 2014 году процедура получения статуса была несколько сложнее. Экспортер должен был осуществлять операции с преференциальными товарами не менее одного года и обеспечивать возможность мониторинга таможней производства товара и первичной документации.

Но, после 2019 года, процедура упростилась. Сейчас, экспортер подает заявление, копию договора и долгосрочную декларацию поставщика (производителя) (фактически те же сведения, что и для получения EUR.1). Также, отменено требование о времени осуществления экспортных операций. На момент подачи заявления, экспортер не должен иметь нарушений правил определения преференциального происхождения, а экспортируемый товар должен соответствовать правилам преференциального происхождения (как и при получении EUR.1).

Еще одним аспектом мифа является необходимость постоянно обновлять статус, в случае смены поставщиков сырья (при неизменном готовом продукте). На самом деле предприятию необходимо лишь хранить и предоставлять документацию от поставщиков сырья на запрос таможни, без постоянного обновления.

В итоге, процедура получения статуса уполномоченного экспортера не является сверхсложной, а имеющаяся статистика скорее свидетельствует о предубеждении или привычке компаний, чем о реальных сложностях.

Подробнее о статусе одобренного экспортера и его получении вы можете прочитать в пособии "Приобретение товарами преференциального происхождения в Украине".

2. "Нам эти Альтернативные правила Пан-Евро-Мед не нужны!"

С 1 декабря 2023 года между Украиной и ЕС начали действовать Альтернативные правила Пан-Евро-Мед, которые существенно упростили торговлю товарами преференциального происхождения (а также, пока, с Молдовой и Северной Македонией).

Однако до сих пор существует распространенный миф, что эти правила мало отличаются от основных и не предоставляют значительных преимуществ.

Это не так.

В-первых, в 2025 году эти правила заменят собой основные (текущую редакцию Конвенции Пан-Евро-Мед), а значит, всем компаниям, которые экспортируют или импортируют, стоит обратить на них внимание.

Во-вторых, Альтернативные правила значительно ослабляют требования к правилам достаточной переработки. Например:

  • снижают процент стоимости сырья в стоимости продукции,
  • изменяют стоимость на вес сырья,
  • <обобщают правила относительно похожих продуктов,
  • <облегчают требования к уровню обработки сырья и т.д.

Кроме того, внедрен ряд процедурных упрощений: единое подтверждение происхождения (без EUR-MED), увеличение срока действия сертификатов (до 10 месяцев), изменение правила прямой транспортировки на правило неизменности и т.д.

И напоследок, упомянутые правила уже дают значительную выгоду компаниям, занимающимся переработкой на таможенной территории Украины. Применяя Альтернативные правила, вы можете не уплачивать пошлину за непреференциальное сырье при реэкспорте готовой продукции (по основным правилам - это обязательно, кроме текстильной группы товаров). Это делает переработчиков значительно более конкурентоспособными.

3. "Таможня получит постоянный доступ к учетной системе компании"

Многие компании, которые рассматривают возможность получения таможенных/транзитных упрощений или статуса Авторизованного экономического оператора (АЭО), часто останавливаются из-за ошибочного представления о том, что таможенные органы получат неограниченный доступ к их информационным системам, бухгалтерским данным, коммерческой документации и т.п. Однако это не так.

При оценке соответствия таможенные органы могут просить у предприятия доступ к информации в виде извлечений, выписок данных из учетной системы, чтобы проверить как предприятие учитывает определенные процессы. Однако этот доступ ограничен и выборочный. Например, в части отслеживания операций (аудиторский след) - не более трех тестовых проверок на операцию.

Такой подход к получению информации, как правило, не имеет целью поиск нарушений в прошлом, а скорее установление соответствия критериям на момент оценки.

4. "Для реализации таможенных упрощений надо таможенного брокера со статусом АЭО-Б"

Получив статус АЭО или упрощение "процедура выпуска по местонахождению", вы можете продолжить пользоваться услугами таможенного посредника, с которым работали и раньше.

Требование сотрудничества с таможенным посредником, имеющим статус АЭО-Б (или осуществления таможенного оформления силами работников трейдера), касается только "процедуры упрощенного декларирования" (дает право подавать упрощенную таможенную декларацию и уплачивать таможенные платежи до 30 дней после декларирования).

Однако и это требование вскоре станет недействительным (после вступления в силу изменений в Таможенный кодекс (закон №3926-IX)).

5. "Корректировать таможенные декларации нельзя"

Существует распространенное мнение, что корректировка таможенной декларации неизбежно приведет к наложению санкций. Часто трейдеры считают, что, допустив ошибку при заполнении таможенной декларации, лучше "не привлекать внимания", чтобы избежать составления протокола о нарушении таможенных правил. Однако это ошибочное видение, которое может навредить в долгосрочной перспективе.

Украинское законодательство прямо предусматривает, что самостоятельное обращение декларанта о внесении изменений в таможенную декларацию (в случае самостоятельного выявления ошибки) - это, фактически, единственный случай, когда производство по делам о нарушении таможенных правил не возбуждается.

Это дает бизнесу возможность самостоятельно исправлять ошибки, возникшие при декларировании, без риска быть привлеченным к ответственности.

Особенно учитывая недавние изменения (Закон № 3926-IX), согласно которым, таможенные органы получат больше инструментов для выявления несоответствий и нарушений.

6. "Лучше согласиться с таможней и не оспаривать решение о корректировке таможенной стоимости"

Часто в случаях спора с таможенными органами, мы слышим от компаний, что любые споры - бесперспективны. Конечно - каждая ситуация индивидуальна, но статистика таможенных споров очень красноречива.

Так, по данным Гостаможслужбы, за первую половину 2024 года, из более 3000 рассмотренных дел по корректировке таможенной стоимости в пользу компаний было рассмотрено 2 735 дел в противовес 286 делам в пользу таможни. Статистика подтверждает тенденцию: до 90% судебных дел по таможенной стоимости - в пользу бизнеса. Похожая статистика и за 11 месяцев 2023 года и 11 месяцев 2022 года.

Еще хуже представление о целесообразности административного обжалования (непосредственно в Гостаможслужбу) решений таможенных органов. Оно имеет исторические основания, ибо процент успешного рассмотрения таких споров был незначительным (хотя мы всегда рекомендуем это делать, хотя бы для подготовки к суду).

Действительно, по данным Офиса Бизнес-Омбудсмена, в 2021 году по результатам (административного) обжалования отменили всего около 1% решений о корректировке. Но за период января-апреля 2023 года этот процент вырос до 35,6%.

Приведенная статистика демонстрирует значительную эффективность судебного обжалования и растущую эффективность административного обжалования по делам о таможенной стоимости.

7. "Предварительные решения таможни не работают"

Тут имею в виду определенное нежелание компаний обращаться в таможенные органы с запросами относительно предварительной классификации товаров (прежде всего). Собственно, этот миф опирался на сложности процедуры получения таких решений (только до первого импорта товаров и т.д.). Единственное, в чем на сегодня, это предубеждение правильное, - уже длительное время в Украине действует новый порядок принятия и обнародования решений по обязывающей информации о классификации товаров и страны их происхождения. Они и заменили собой "предыдущие решения".

Решение относительно обязывающей информации действует в течение трех лет. А его получение никоим образом не привязано к введению в оборот (импорту) товара. Более того, даже наличие решения по классификации товаров (т.н. "КТшка") не препятствует получению обязывающей информации.

Кроме того, с 2023 года, в вопросах классификации товаров, таможенные органы учитывают акты права ЕС. Таможня публикует перечни таких актов здесь. Это дает значительно лучший набор инструментов в вопросах классификации товаров.

8. "Внесение информации в Таможенный реестр интеллектуальной собственности заблокирует импорт оригинальных товаров"

Нет и еще раз нет. Еще с 2019 года, система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при таможенном оформлении претерпела изменения. Текущее регулирование с одной стороны делает невозможным т.н. "патентный троллинг" (регистрирую права на промышленный образец и блокирую импорт почти любого товара), а с другой - не может быть средством противодействия т.н. "серому импорту" оригинальных товаров.

Функционал таможенного реестра направлен на борьбу исключительно с контрафактными товарами (другими словами - "подделка" оригинального товара).

Соответственно, если товары, которые вы импортируете, подделывают и ввозят в Украину - Таможенный реестр прав интеллектуальной собственности именно для вас. При этом, такая регистрация не повлияет на других импортеров оригинальных товаров.

А какие таможенные мифы знаете вы?

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
экспорт таможня