Украинская правда
Підтримай нас, щоб ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайся до Клубу УП!
Підтримай роботу журналістів

Главные вызовы для украинской экономики и ожидания в 2025 году

Ключевые задачи 2025 года: война, экономика, реформы и интеграция в ЕС

Главным вызовом была и остается полномасштабная война. На сегодня, несмотря на усиление перспективы мирного урегулирования, никто не знает, когда и на каких условиях она закончится, поскольку на это влияет большое количество факторов, событий и политических акторов.

Прямые и косвенные вызовы, связанные с войной

Необходимость увеличения финансирования сектора безопасности и обороны. Сейчас есть определенная неопределенность относительно внешней военной поддержки, что может дать о себе знать с середины 2025 года.

Мы все ближе подходим к ситуации, когда военные запасы союзников приближаются к критическому уровню исчерпанности, учитывая необходимость поддержания их собственной безопасности, а их ОПК еще не набрал тех оборотов, чтобы возобновлять для вооруженных сил партнеров переданные нам запасы ВВТ и одновременно выпускать в достаточном количестве новое вооружение для поставки ВСУ..

Конечно, согласно нашим расчетам, в 2025 году должны заметно вырасти собственные производственные возможности украинского ОПК, но мы при этом рискуем столкнуться с той же проблемой, которая была серьезным вызовом и в уходящем году - разрыв между потенциальным масштабом производства и возможностями профинансировать военные заказы имеющимся у нас ресурсом (сейчас эта разница - около 3 раз, и есть риски ее роста до 3,5-4 раз).

Энергетика будет оставаться одним из серьезных факторов, которые будут влиять на развитие ситуации в 2025 году. Враг безусловно будет продолжать свои попытки вывести ее из строя, разбить целостную энергосистему на острова, спровоцировать серьезные последствия от этого для экономики и бизнеса.

Также очень весомым фактором, который, к сожалению, вряд ли будет существенно улучшен, станет дефицит рабочей силы на фоне высокой структурной безработицы. Этот вопрос невозможно решить за год или два. Сейчас сложно определиться даже с тенденцией.

С одной стороны, она может увеличиться на фоне войны нынешней или даже большей интенсивности, разрушения все новых предприятий, перебоев с энерго- и водоснабжением, дальнейшего оттока населения за рубеж и уменьшения количества желающих вернуться.

С другой стороны - дефицит может и уменьшиться в случае завершения войны или значительного снижения интенсивности ведения боев, создания возможностей для частичной демобилизации, стабильной работы энергетики и ЖКХ, оживления деловой активности и создания на этой основе новых рабочих мест, что определенным образом может повлиять на настроения беженцев, находящихся за рубежом.

Важное значение приобретает также разработка эффективных механизмов активного возвращения на рынок труда ВПЛ, развертывание государственных программ поддержки бизнеса, создание привлекательной среды для привлечения инвестиций.

Война продолжит сдерживать инвестиционную и кредитную активность. К концу 2024 года деловые ожидания предприятий на ближайшие 12 месяцев оставались в отрицательной зоне.

Причины - усиление интенсивности боев, возобновление отключений электроэнергии, оплату труда, логистику, значительный дефицит квалифицированных кадров и тому подобное. Да, конечно, есть здесь место и для пробелов в верховенстве права, в том числе в институциях, которые должны его поддерживать.

Эти вопросы возникли не сегодня, но по крайней мере надеюсь, что в сфере, за которую отвечает наш профильный комитет, благодаря перезапуску наиболее проблемных институтов (БЭБ, Таможня) и продолжению реформ в Налоговой службе, эти недостатки будут минимизированы.

Впрочем, сейчас хотел бы подсветить другой, не менее важный акцент - перезапуск кредитования. С середины 2023 года кредитование восстанавливается, однако его темпы, особенно кредитования реального сектора, нельзя считать удовлетворительными.

В ноябре 2024 года гривневые кредиты бизнеса были лишь на 12% (+63 млрд грн.) больше, чем на начало войны. С учетом уменьшения объемов кредитования в валюте, а также доли кредитования резидентов в ВВП, кредитный портфель и уровень проникновения кредитов остаются меньшими, чем на начало войны.

Восстановление кредитования является крайне неравномерным по отраслям экономики. При этом объем портфеля неработающих корпоративных кредитов за текущий год практически не изменился (365,5 млрд. грн. на 1 января, 365,2 млрд. грн. - на 1 ноября). С учетом слабого фондового рынка, вялое корпоративное кредитование остается одним из сдерживающих факторов.

О инфляции. Ускорение инфляции к концу 2024 года, бесспорно, подпитывает макрофинансовые риски следующего года. В основе последнего ускорения инфляции есть много факторов, в том числе ситуативных, связанных с неблагоприятными погодными условиями, которые уменьшили урожай и предложение сельскохозяйственного сырья.

Но война усиливает фундаментальное давление на цены производителей, что связано с ростом затрат бизнеса на оплату труда, энергообеспечение. Инфляция будет оставаться на подъеме в І квартале следующего года. Это создает определенные вызовы и для валютной устойчивости.

Но несмотря на продолжающуюся войну и системные вызовы, связанные с ней, неопределенность относительно мирного урегулирования, в плане экономических перспектив и обеспеченности финансовым ресурсом мы входим в 2025 год все же более уверенно, чем год назад.

Имеем более реалистичный бюджет, который учитывает базовую потребность в финансировании сектора безопасности и обороны на весь год. Имеем более твердые гарантии финансирования от партнеров на 2025 год, в том числе за счет части из 50 млрд долл. доходов от замороженных российских активов.

Ожидаемый объем международной помощи - около 38 млрд долл., что соответствует среднему уровню внешнего финансирования с начала войны. Наконец, после смены Венгрии как председательствующей страны в Совете ЕС, в 2025 году имеем все основания надеяться на существенное ускорение переговорного процесса по вступлению в ЕС.

Анализируя основные вызовы, можем выделить следующие ожидания и задачи на 2025 год:

Сохранение макрофинансовой устойчивости

Сразу хочу успокоить - несмотря на ускорение инфляции и ослабление курса под конец 2024 года - никакой финансовой катастрофы точно не будет, макрофинансовая стабильность в следующем году будет сохранена.

Есть большая разница между тем, как мы нейтрализуем макроэкономические последствия войны сейчас и 10 лет назад. Вспомните 2014-2015 годы, тогда при гораздо меньшем театре военных действий последствия для экономики были существенно хуже.

Сейчас имеем достаточные международные резервы и прогнозируемую ситуацию с поступлением международной помощи в следующем году. Имеем больше уверенности в финансировании бюджета (чем в конце прошлого года).

Имеем профессионального монетарного регулятора, который осуществляет осторожную политику снятия валютных ограничений, управляемой гибкости курса и постепенного возвращения к инфляционному таргетированию. Банковская система является устойчивой, внешний государственный долг - реструктуризирован.

В рамках базового сценария Нацбанк планирует, что инфляция замедлится в следующем году и вернется к однозначному диапазону. Относительно валютного курса, в следующем году правительством прогнозируется примерно такие же темпы девальвации, как и в этом, на уровне около 10%. Это умеренные темпы ослабления национальной валюты, которые не должны разбалансировать инфляционные ожидания, и наоборот поддержат наш экспорт.

Ускорение кредитования, прежде всего, в корпоративном сегменте

Учитывая потребности восстановления экономики, высокую операционную эффективность и прибыльность банковского сектора, задачи наращивания банковского кредитования должны получить больший фокус и активизацию, прежде всего на уровне государственных банков, конечно, не нарушая при этом фундаментальных основ макрофинансовой стабильности.

Основные усилия в ближайшее время должны быть сконцентрированы вокруг дальнейшего развития и наращивания программ специализированного субсидированного кредитования (ОПК, энергетика, переработка), кредитной поддержки МСБ на территориях, которые были деоккупированы, и/или остаются приближены к зоне активных боевых действий, поддержки ВПЛ, восстановления поврежденного жилья/инфраструктуры.

Это может быть достигнуто за счет расширения кредитования приоритетных сфер государственными банками, завершения трансформации Фонда развития предпринимательства в Национальное учреждение развития как банк со специализированным мандатом на послевоенное восстановление, увеличения привлечения иностранных финансовых учреждений в восстановление экономики, развития финансовых инструментов, которые будут поддерживать кредитование.

Не менее важной остается задача активизации расчистки банковских балансов от неработающих кредитов, в т.ч., но не исключительно за счет изменения подходов к реструктуризации такой задолженности с целью ее ускорения, развития рынка инфраструктуры NPL, усовершенствования процедур банкротства, создания специализированного санационного банка, который бы взял на свой баланс все или часть новых военных NPL, прежде всего в сегменте государственных банков.

Безусловно, ключевой задачей на 2025 год является ускорение реформ и европейской интеграции

Мы должны плодотворно и результативно использовать время, которое осталось у этой каденции Верховной Рады Украины и Правительства, чтобы максимально продвинуться на этом пути. В направлении вступления в ЕС должны сделать все необходимое для того, чтобы уже в I полугодии открыть первые два переговорных кластера, довести до конца скрининговые сессии, чтобы создать все условия для открытия переговоров и по другим кластерам. Также мы должны в 2025 году отработать и закрыть 55 индикаторов в рамках Плана Украины для Ukraine Facility.

Речь идет не только о получении предусмотренных в бюджете 12,5 млрд евро, но и подход к завершению первой половины реализации этой программы, рассчитанной до 2027 года, и возможного (не обязательного) ее пересмотра в сильной позиции, а также приближение к полному завершению выполнения условий, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Среди ключевых приоритетов - успешно пройти еще четыре пересмотра программы сотрудничества с МВФ. Здесь также главное для нас то, что продолжение пребывания в программе EFF будет мощным позитивным сигналом для других международных партнеров Украины, открытие новых программ поддержки с международными финансовыми организациями.

Конечно, не меньше внимания будем уделять и нашим "домашним заданиям" по осуществлению реформ, в частности:

- закрепление и углубление успехов на треке детинизации;

- улучшение бизнес климата, в частности ускорение дерегуляции и дальнейшей либерализации условий ведения хозяйственной деятельности, реформирование системы государственного надзора и контроля, цифровизации государственных услуг и взаимодействия между государством и бизнесом;

- ускорение приватизации, улучшение корпоративного управления стратегической государственной собственностью по принципу "ориентирования на результат";

- качественная отработка новой системы публичных инвестиционных проектов для ее совершенствования относительно тех, которые включены в Единый портфель публичных инвестиционных проектов и реализация которых запланирована на 2026 и последующие годы.

Безусловно, должны как можно скорее провести уже упоминавшуюся перезагрузку Таможни и БЭБ, усилить работу в направлении борьбы с коррупцией и в целом улучшения качества государственного управления.

Устойчивая работа и рост украинской экономики зависит от того, сможем ли мы полностью удовлетворить ее потребности в части энергообеспечения. Украине в 2025 году в этом направлении придется решать одновременно несколько важных задач:.

- реализовывать программы восстановления мощностей, где это является: i) безальтернативным; ii) необходимым и целесообразным, привлекать для этого помощь международных партнеров (как на двусторонней основе, так и через Фонд поддержки энергетики Украины, который за время своей работы, начиная с апреля 2022 года, аккумулировал более 1 млрд. евро донорских взносов);

- увеличивать добычу энергоносителей, строительство альтернативных источников энергии (прежде всего ВЭС, СЭС, маневровых мощностей с использованием газа/биомассы);

- масштабировать программы развития распределенной генерации, менее уязвимой к потерям, привлекая и стимулируя к этому государственный и частный бизнес, бюджетный сектор, домохозяйства, одновременно расширяя внедрение энергосберегающих мероприятий, направленных и уменьшение энергопотребления;

- продолжать работу с европейскими партнерами по увеличению технических возможностей для наращивания объемов экспорта/импорта электроэнергии;

- усиливать защиту критической энергетической инфраструктуры.

Наше главное общее ожидание и задача на 2025 год - достижение справедливого устойчивого мира. Такой мир, с одной стороны, может быть возможным лишь при твердых гарантиях безопасности, сохранении сильной армии и развитии отечественного ОПК, а с другой - при условии ускорения экономического восстановления после войны, в том числе членства в ЕС до 2030 года как достижимого ориентира в случае выполнения переговорных требований, наращивания льготного финансирования и инвестиций в послевоенное восстановление со стороны партнеров.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
ВВП экономика