Евростандарты vs реальность: почему Украина рискует отложить свое будущее в ЕС?
Почему Минприроды игнорирует требования ЕС и общественности в вопросе реформ системы охраны окружающей среды?
Украина на пути к членству в Европейском Союзе, где важными являются участие общественности при принятии решений и охрана окружающей среды. Однако сейчас Министерство защиты окружающей среды часто игнорирует мнение граждан и принимает решения, которые не учитывают интересы большинства.
Это противоречит демократическим принципам и требованиям ЕС, где подчеркивают необходимость активного участия общественности. Октябрьский отчет Еврокомиссии свидетельствует, что Украина еще не достигла должного уровня в этом аспекте.
Чем это грозит при обретении членства в Евросоюзе и как это изменить?
Реформы на пути в ЕС под пристальным оком Брюсселя
Украина быстро движется к евроинтеграции, демонстрируя значительно лучшие темпы, по сравнению с другими странами. Например, Польша потратила 10 лет на подготовку и изменение законодательства, а Румыния и Болгария - 12. Мы же показываем значительно более быстрый прогресс, но для успешного обретения членства необходима слаженная работа правительства, общественности и бизнеса.
Оценка ЕС относительно готовности Украины к евроинтеграции в сфере окружающей среды и климата показала, что есть еще над чем работать: мы получили двойку из пяти возможных баллов. В июне 2025 года Украина ожидает открытия переговоров по экологическому кластеру. Чиновники должны подготовить отчет о выполнении требований евроинтеграции и согласовать с Еврокомиссией дальнейшие шаги. Во время этих переговоров будут обсуждать конкретные меры, чтобы адаптировать наше законодательство к европейским нормам.
Также чиновники создали переговорные рабочие группы, в составе которых - эксперты, представители правительства, общественности и бизнеса. Группа по вопросам окружающей среды и климата - самая большая, насчитывающая 71 участника. Природоохранники надеются, что такое сотрудничество будет продуктивным и позволит найти общее видение реформирования окружающей части в соответствии с европейскими требованиями.
Хотя некоторые европейские директивы частично внедрены в украинское законодательство, все еще существуют существенные расхождения между украинскими законами и европейскими стандартами. Еврокомиссия в отчете отмечает, что
- Украине необходимо внедрить экологические оценки во все планы и проекты, которые могут иметь значительное влияние на окружающую среду,
- важно избегать исключений из этих процедур, которые противоречат требованиям ЕС, и обеспечить их применение во время восстановления,
- в экологической сфере требуются дальнейшие усовершенствования, в частности в борьбе с экологическими правонарушениями и обеспечении доступа к правосудию.
Евросоюз просит, Украина читает между строк
В этом году правительство пыталось сузить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) во время войны и восстановления, наработав Концептуальную записку.
Да, война наносит огромный вред окружающей среде Украины, и значительное внимание государства сосредоточено на преодолении ее последствий. Однако правительство использует эти обстоятельства для манипуляций. В частности, была принята Концептуальная записка, которая значительно расширяет возможности избежания процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегической экологической оценки (СЭО) во время восстановления. Это создает риски для согласования опасных проектов, которые могут угрожать здоровью людей и экосистемам, и противоречит принципам Евросоюза, которые требуют усиления экологического контроля даже в кризисных условиях.
Концептуальная записка - это документ, определяющий, когда процедуры ОВД и СЭО можно не проводить во время войны и восстановления. В записке не установлено конкретных проектов, четких критериев их воплощения. Поэтому есть угроза, что во время восстановления будут согласовывать проекты, опасные для здоровья людей и окружающей среды. Документ вызвал возмущение среди природоохранных общественных организаций. Природоохранники неоднократно подавали замечания по содержанию документа и отмечали потенциальные риски, но Минприроды не полностью их учло.
После анализа документа кажется, что Минприроды неправильно поняло требования Еврокомиссии. В нем нет четких пояснений для каждого конкретного проекта. Вместо уточнений, любой проект может подпадать под исключения, если соответствует трем принципам: исключительность, контролируемость, возвратность.
Как Минприроды игнорирует общественность
В отчете Европейской Комиссии указано, что привлечение общественности повышает прозрачность и подотчетность правительственных решений. ЕС требует от стран-кандидатов, в частности Украины, воплотить механизмы для участия граждан в экологических процессах. Это часть обязательств Украины в рамках евроинтеграции.
Минприроды часто неэффективно сотрудничает с природоохранными организациями. Например, чиновники проводят встречи с общественными активистами, но их советы и замечания редко учитывают при принятии решений. Об этом свидетельствуют формальные ответы, закрытые обсуждения.
Отсутствие диалога с природоохранниками может привести к решениям, которые вредят устойчивому развитию: крупные инфраструктурные проекты будут согласовывать без тщательного анализа их влияния на окружающую среду. Недостаточное взаимодействие между гражданами и правительством подрывает доверие к государственным органам, и это может уменьшить участие украинцев в обсуждениях важных для государства решений.
Яркими примерами являются ситуации вокруг Боржавы и Свидовца. В деле Боржавы общественность и природоохранные организации активно выступали против строительства ветровой электростанции, которая могла бы уничтожить уникальные природные экосистемы. Несмотря на многочисленные замечания, правительство долго не реагировало на опасения экологов, и только под давлением активистов и судебных решений удалось частично остановить проект.
Подобная ситуация сложилась с застройкой Свидовца, где планируется строительство масштабного горнолыжного курорта. Несмотря на критику относительно экологических последствий, отсутствие надлежащей оценки воздействия на окружающую среду и беспокойство по уничтожению ценных природных ландшафтов, позиция общественности была фактически проигнорирована.
Другие примеры включают застройку киевских островов (Труханов остров, остров Великий), когда активисты неоднократно обращали внимание на нарушение природоохранных норм, но их аргументы не учитывались. Отсутствие диалога с природоохранниками в этих и подобных ситуациях демонстрирует игнорирование важности экологической составляющей при принятии решений, что подрывает доверие к государственным органам и способствует принятию проектов, которые вредят устойчивому развитию.
Украина ратифицировала Орхусскую конвенцию, которая требует обеспечить участие граждан в принятии природоохранных решений и обеспечить доступ к необходимой информации. Однако на практике эти обязательства выполняются не полностью. В частности, у граждан все еще ограничен доступ к информации, невозможность участвовать в общественных обсуждениях и подавать предложения. Поэтому в 2022 году общественная организация "Экоклуб" пожаловалась о нарушении прав граждан на участие в принятии решений об охране окружающей среды в Комитет по соблюдению Орхусской Конвенции. Поэтому в 2022 году общественная организация "Экоклуб" пожаловалась о нарушении прав граждан на участие в принятии решений об охране окружающей среды в Комитет по соблюдению Орхусской Конвенции.
В жалобе указано, что Минприроды не обеспечивает надлежащую прозрачность и справедливость процесса общественных обсуждений, поэтому немало опасных проектов согласовывают без надлежащего анализа их работы. Чтобы решить жалобу, требуется активное сотрудничество двух сторон. Сначала Министерство инициировало встречу с Экоклубом, но дальнейшие действия не подтвердили настоящей заинтересованности в конструктивном сотрудничестве: чиновники подают в Комитет формальные отписки.
Если Украина не будет выполнять обязательства по Орхусской конвенции, это повлечет международную критику и усложнит сотрудничество с европейскими партнерами. В частности, страны ЕС могут ограничить финансовую и техническую помощь, необходимую для восстановления окружающей среды после войны. А это ухудшит политическую ситуацию в стране и создаст риски для устойчивого развития.
Чем это грозит Украине
Если правительство некачественно будет выполнять обязательства, в частности в рамках плана Ukraine Facility (программа финансовой поддержки Украины от Европейского Союза на 50 миллиардов евро в 2024-2027 годах), это может привести к:
- Задержке Евроинтеграции. Переговоры с ЕС могут затянуться на неопределенное время, что отдаляет Украину от европейских стандартов и ценностей.
- Уменьшение поступления инвестиций. Инвесторы могут потерять доверие к Украине, что приведет к замедлению темпов развития.
- Приостановление финансовой помощи Евросоюза, в частности в рамках плана Ukraine Facility. Без этого Украина медленнее будет восстанавливаться от последствий войны.
Как это изменить
Экоклуб предлагает:
1. Разработать прозрачные механизмы для участия общественности в принятии решений, в частности:
- регулярно проводить открытые консультации с привлечением представителей гражданского общества;
- разработать удобные инструменты, чтобы подавать замечания и предложения онлайн;
- обеспечить учет интересов общественности при принятии решений
2. Улучшить процедуру ОВД и СЭО путем реформирования законодательства в сфере разрешительных процедур и экологической ответственности.
3. Обеспечить прозрачность и доступность информации для граждан. В частности, полностью выполнять требования Орхусской конвенции - рекомендации Совещания Сторон по принятию необходимых законодательных, нормативных, административных или иных мер; участвовать в разработке действий в вопросах решения проблем имеющихся жалоб.
4. Развивать межведомственное сотрудничество.
- Улучшить коммуникацию между Министерством защиты окружающей среды, общественностью и бизнесом, чтобы находить компромиссы.
- Привлекать экспертов и природоохранников к рабочим группам на всех этапах разработки решений.
5. Обеспечить подотчетность.
- Разработать механизмы мониторинга выполнения экологических обязательств, в частности с привлечением международных экспертов и организаций.
- Внедрить жесткие санкции за несоблюдение экологических норм и рекомендаций ЕС.
6. Приоритизировать устойчивое развитие и восстановление. В восстановительных планах и проектах приоритетными должны быть устойчивые проекты, которые способствуют экологической и энергетической устойчивости.
7. Способствовать международному партнерству
- Углубить сотрудничество с Евросоюзом, чтобы внедрить лучшие практики в области экологического управления, учитывая международный опыт.
- Качественно выполнять рекомендации Европейской Комиссии в рамках плана Ukraine Facility, чтобы избежать задержки финансовой помощи.
Это все нужно делать уже сегодня: переговорная рамка по вопросам окружающей среды и климата должна открыться в июне 2025 года. Промедление будет означать задержку евроинтеграции и отдаление перспективы вступления в ЕС.
Хотя война создает серьезные вызовы, она не может быть оправданием для игнорирования экологических обязательств. Проблема лежит в несовершенных документах, слабой работе Минприроды и недостаточном учете мнения общественности, что нужно срочно исправлять.