Бизнес во время войны: миссия важна, миссия возможна
Что, кроме войны, мешает бизнесу развиваться?
Форум "Экономической правды" о перспективах инвестиций внутри страны оставил приятное послевкусие и пространство для продолжения дискуссии. Достаточно ли власть делает для бизнеса в условиях войны. И что можно сделать еще, чтобы бизнес не только в дальнейшем проявлял чудеса стойкости, но и имел поощрение оставаться и работать в Украине?
Конечно, сравнивать показатели экономики сейчас, во время военного положения, с ковидом, или с периодами до полномасштабного вторжения - не стоит. В бизнесе, как и семье - если счастливы, то одинаково, если несчастны - то каждый по-своему.
Но то, что мы с вами вообще говорим об инвестициях в разгар самой кровавой войны - признак того, что государство и бизнес более-менее справляются со своими задачами. До развода между ними, хвала богу, еще далеко.
ОЭСР рекомендует, чтобы уровень перерабатывающей промышленной политики в странах был на уровне 20% ВВП. Это признак экономического здоровья страны. У нас этот уровень до войны был 10%, а сейчас - 8%. Поэтому основная задача власти в экономике сейчас нарастить этот объем.
Производство. Инвестиции. Экспорт. Наращивание этих показателей ставит своей целью Президент, правительство и ВР. Основные законодательные изменения, которые должны этому способствовать, были приняты Верховной Радой текущей каденции.
Это и программы локализации, когда мы отдаем приоритет украинскому производителю при проведении государственных закупок, это и определенные виды компенсаций от 25% до 15% производителям сельхозтехники, электротехники, лифтов, колесных изделий. Это уже позволило вдвое поднять уровень локального производства перечисленных товаров.
Другие программы правительства, вроде доступных кредитов 5-7-9 и индустриальные парки уже подняли уровень ВВП на 1%. Я считаю, что кроме поднятия экономики, эти программы еще и стимулируют выход бизнеса из тени. Ведь, чтобы получить грант правительства или дешевый кредит, или же запустить производства на условиях индустриального парка, официальная средняя зарплата на предприятии должна соответствовать рыночной по отрасли. Сейчас 1 гривна, вложенная государством, приносит 6 гривен инвестиций.
Президент Украины Владимир Зеленский с самого начала полномасштабного вторжения отправил миру правильные месседжи: мы не только воюем, мы и параллельно восстанавливаемся, мы ведем бизнес и привлекаем международную помощь. Многочисленные конференции в Лугано или Лондоне может и не принесли, на первый взгляд, глобальных эффектов, но дали сигнал международным инвесторам: заходите, у нас открыто, мы работаем.
Несмотря на многочисленные кровавые атаки, у нас бум в строительной отрасли, на должном уровне работает аграрный сектор, машиностроение и, естественно, оборонка. Постоянная потребность в быстром восстановлении добавляет азарта инвесторам и международным организациям, они хотят везти сюда проекты и имеют деньги под них: свои или заимствованные. Работает страхование военных и политических рисков. Соответствующий мандат Экспортно-кредитному агентству предоставлен Верховной Радой. Поэтому денег достаточно.
А чего же не хватает?
По данным заместителя главы НАПК Дмитрия Калмыкова, в Украине работает 121 государственный орган. Это много. Все они выполняют 6 тысяч 444 функции. Это слишком. Большинство ролей пересекаются, и сплошь и рядом учреждения сами себе их приписывают, что совсем не соответствует мандату, который предоставило им государство в профильных законах. Например, чтобы получить изменение целевого использования земли с сельскохозяйственной под промышленность, нужно два года и кипы бумаг.
<Комитет Верховной Рады по вопросам экономики, по словам нардепа Дмитрия Кисилевского, планирует упростить все так, чтобы смена целевого использования занимала максимум 2 месяца. Зарегулированность и бюрократизация процессов явно не служит поощрением для бизнеса.
Коррупция на местах. У меня на округе в Бучанском районе крупный ритейлер задумал построить завод. Услышав об этом, депутаты местного совета начали скупать дома вокруг, а коммунальную землю приватизировать путем "активизации" работы местной земельной комиссии. Чтобы инвестору пришлось купить землю "с рук" и дороже.
То есть вместо того, чтобы продать инвестору земельный участок на открытом аукционе и пустить деньги в бюджет громады, а потом направить ее на развитие поселка, они повели себя как дельцы из 90-х. Только вмешательством и волевым решением пока этот дерибан удалось остановить. А сколько таких кейсов по стране? По стране, которая тем временем, тонет в крови.
Непрозрачность фискальных и правоохранительных органов - об этом не кричит только немой. Символично, что за две минуты до начала дискуссии на "ЭП", я получила от одного из крупнейших интернет-провайдеров Киевщины сообщение: "Alarm! Мне заблокировали налоговые накладные, внесли в рисковые два предприятия!" За что? За то, что покупал облицовочную плитку и аккумуляторы.
А ничего, что это предприятие, которое располагается в Буче, было полностью уничтожено россиянами и преодолевало последствия восстанавливая свои офисы? А ничего, что аккумуляторы его призвало покупать Министерство цифровой трансформации для обеспечения бесперебойного обслуживания абонентов в условиях кризиса с электроэнергией? Звонишь в налоговую, а там ответ: у нас сотни тысяч плательщиков, мы не можем со всеми разбираться, у кого какие проблемы. Мы заблокировали, а там дальше будем разбираться. Пусть звонит на горячую линию....
И вот кейс с таможней. Ввоз товаров военного назначения не облагается НДС. Почему-то таможенники это подзабыли. И остановили срочный груз. Звонишь на таможню: ой, там какое-то недоразумение, сейчас исправим. Тем временем за простой груза предприниматель должен заплатить. А сколько таких кейсов, когда предприниматель не может дозвониться, куда надо?
Фуд-блогер на защите своего бизнеса
Один мой знакомый предприниматель решил стать фуд-блогером. Он набивал себе сотни тысяч просмотров, снимая как готовит пиццу или жарит мясо на мангале. На мой вопрос "зачем?" ответил просто: чтобы контролирующие органы боялись подходить. Потому что среди гастрономии он может выложить пост о приходе очередных полицейских, пожарных или антимонопольщиков.
За январь-ноябрь текущего года было зарегистрировано 4 тысячи 853 производств. До суда с обвинительными актами дошло лишь 1/3. Сколько в этих 2/3 масок-шоу, арестов счетов, имущества, обысков, нервов у бизнеса? Необоснованных!
Я была одной из авторов закона о Бюро экономической безопасности. Каюсь. Мы задумывали БЭБ, как единственный орган, который должен расследовать экономические преступления. Зато непрозрачный конкурс на главу и работников БЭБ, нехватка квалифицированных кадров и межвидовая борьба превратила благородную задумку в просто очередной правоохранительный орган, который наряду с Нацполом, СБУ, ГСР, АМКУ, ГБР, Госаудитслужбой и т.д. кошмарит бизнес.
Что делает бизнес? Правильно, в условиях бешеного пресса войны не выдерживает давления правоохранителей, закрывает свои мощности и выезжает за границу. Здесь никакой Минед не поможет. Здесь нужно, чтобы каждый чиновник, который своими действиями или бездействием нанес ущерб бизнесу, отвечал за это как минимум штрафами или лишением премии.
Можно написать лучшие в мире законы, предоставить госорганам какие только они пожелают зарплаты, но пока в стране существует влияние на формирование руководящего состава органа, влияние на ход досудебного расследования, давление на бизнес будет продолжаться, демотивация и истощение человеческого капитала будет прогрессировать.
Подозрения, доверие и гимн Украины
Но самый большой бич устойчивого развития бизнеса, а с ним и государства - в отсутствии доверия друг к другу. Дробление крупного бизнеса на ФОПы, мискодинг, зарплаты в конвертах, фискальное уклонение тоже существует, давайте смотреть правде в глаза.
Это приводит к желанию власти еще больше зажать руки на горле инвесторов и бизнесменов, за один год трижды изменить правила, а за одну ночь - внести в рисковые, а в одно утро прийти с масками-шоу. Те, в свою очередь, подозревают (и имеют право) чиновников в желании создать искусственные преграды, чтобы подзаработать, и иногда действительно легче дать на лапу, чем объяснить, почему нет.
Доверие - улица с двусторонним движением. Поэтому бизнесу стоит подумать о полном выходе из тени и переходе на светлую сторону. А власти следует прекратить непрозрачные действия и покончить со злоупотреблением властью и влиянием ради незаконной наживы. Это должно стать такой же политической культурой, как начинать день с гимна Украины и минуты молчания. Недаром же мы все, оставшиеся в Украине, его поем. И не зря вспоминаем, за что именно отдают свои жизни наши дети, гражданские, военные.