Украинская правда

По политическим и электоральным мотивам

Как старые проблемы блокируют новые возможности на рынке электроэнергии.

Уже мало кого беспокоит фраза "долги на энергорынке". Это словосочетание настолько часто употребляли и употребляют, что многие начали воспринимать его как обычное положение вещей. Потому что решение проблемы долгов на энергорынке возможно преимущественно через уменьшение популизма и непотизма в правительстве и государственных компаниях. Об этом можно писать трактаты, но не сейчас.

Суть вопроса, который я хотел описать сейчас, - это прямая зависимость между долгами на рынке и отсутствием инвестиций в энергетические проекты, работающие на энергетических рынках, и почему из-за этого конечный потребитель будет платить больше.

Самое интересное, что проекты, не связанные с работой "в рынке", у нас стремительно развиваются, ведь проблемы рынка на них не сказываются. Что это за проекты? Это генерирующие единицы, присоединенные к сетям потребителя, обеспечивающие его энергией без выхода на рынок. Только СЭС по такой модели в 2024 году было построено ориентировочно 800 МВт и 150 МВт - газопоршневых установок (ГПУ).

Эти генерирующие установки преимущественно не отпускают электроэнергию во внешнюю сеть, хотя это возможно технически и юридически. Это недоработка власти в части продвижения таких возможностей. Эти установки не покрывают все потребление владельца, а уменьшают его потребление из сети в определенные периоды (СЭС не работает ночью, а ГПУ не выгодно запускать с 11 до 16 часов с апреля по сентябрь).

Развитие такой генерации при отсутствии увеличения потребления в стране приводит к повышению тарифов на распределение и передачу электроэнергии, потому что часть энергии из сети потребитель замещает собственной. Такой побочный эффект требует отдельного освещения и для решения этой проблемы есть действенные механизмы.

Производство электричества потребителями активно практикуется в странах ЕС, это не уникальный украинский путь, поэтому решение есть. К тому же, наша энергосистема - это наше конкурентное преимущество. Мы бестолково его используем, но при правильном применении оно может быть базой для экономического роста. Правда, здесь тоже надо уменьшить градус популизма. В противном случае спираль поднятия тарифов будет давить на экономику и на покупательную способность украинцев.

Развитие стохастической генерации и потребления приводит и к необходимости увеличивать резервы для балансировки энергосистемы. Необходимость развития балансирующих мощностей прежде всего связана с российскими атаками на ТЭС, но развитие ВИЭ тоже требует больших резервов в системе. По данным "Укрэнерго", украинская энергосистема нуждается в 800 МВт установок по хранению энергии (УЗЭ).

В ОЭС эти системы есть в единичных экземплярах и только строятся. Одним из основных эффективных методов стимулирования развития УЗЭ являются конкурсы на новую балансирующую мощность для работы на рынке вспомогательных услуг, а именно автоматических резервов восстановления частоты (аРВЧ) и резервов поддержания частоты (РПЧ).

Это утверждение основывается на том, что три проведенных конкурса были успешны. "Укрэнерго" планирует провести еще один конкурс. 15 августа 2024 года эта компания провела долгосрочный специальный аукцион на закупку резервов поддержки частоты на пять лет. Была куплена вся необходимая для этого вида резервов потребность - 99 МВт. По результатам аукциона победителями стали 13 компаний.

22 августа 2024 года "Укрэнерго" провело еще один специальный аукцион по приобретению вспомогательных услуг для балансировки энергетической системы. Были куплены услуги по предоставлению аРВЧ также по пятилетнему контракту. Полностью закупить все потребности оператору системы передачи не удалось. На услугу по разгрузке было куплено 240 МВт резервов, 41% от потребности, а на симметричный резерв - 260 МВт или 62%. Победителями стали 35 компаний.

В декабре 2024 года "Укрэнерго" провело еще один специальный аукцион по приобретению вспомогательных услуг для балансировки энергосистемы. Были закуплены услуги аРВЧ на 30 МВт. Следующий аукцион был запланирован на 27 мая 2025 года.

Это свидетельствует о способности "Укрэнерго" привлекать инвестиции в сектор и о доверии к компании со стороны инвесторов, несмотря на ее технический дефолт в четвертом квартале 2024 года. Хотя, как видно из интенсивности участия в аукционах, к ним присоединились многочисленные внутренние инвесторы, потому что тогда активно обсуждался вопрос погашения задолженности на балансирующем рынке, который является критическим для развития УЗЭ.

Такие аукционы проводятся и в ЕС, но это не единственный источник стимулирования развития УЗЭ. В Польше только треть мощности УЗЭ была построена в результате проведения аукционов, остальные строились для работы на свободном рынке (торговля электроэнергией с использованием суточных колебаний стоимости электрической энергии).

Негативным примером являются конкурсы, которые проводит ГП "Гарантированный покупатель". Это предприятие объявляло проведение аукционов по распределению квоты поддержки возобновляемой энергетики. Ни один из этих аукционов не был успешным.

Причиной низкой активности в развитии установок по хранению энергии вне поля аукционов "Укрэнерго" является, прежде всего, долговой кризис на рынке электроэнергии.

Отсутствие взаимных долгов является показателем эффективной работы рынков. Украинские энергетические рынки не могут этим похвастаться. Погашение долгов во всех сегментах рынка и недопущение возникновения долгов из-за системных проблем является залогом нормального функционирования энергетических рынков. Для решения этой задачи необходимо осуществить организационные мероприятия: пересмотреть порядок отключения потребителей от электроснабжения и получить средства для погашения долгов.

В конце 2024 года благодаря повышению тарифов на электроэнергию для населения НАЭК "Энергоатом" погасила долг перед "Гарантированным покупателем", а тот покрывает долги перед поставщиками универсальных услуг.

Однако другие долги не были погашены. В конце февраля 2025 года долг "Гарантированного покупателя" перед производителями ВИЭ составлял 25 млрд грн. Этот долг усиливает неэффективность энергосистемы по привлечению инвестиций в ее обновление, поскольку инвестировать в систему, которая имеет явный финансовый дисбаланс, слишком рискованно.

Если задолженность "Гарантированного покупателя" перед производителями ВИЭ отпугивает инвесторов, то рост задолженности на балансирующем рынке не позволяет построить полноценную финансовую модель. Балансирующий рынок должен быть последним сегментом в структуре энергетического рынка и задолженность в этом сегменте создает проблемы для всех остальных сегментов, поскольку весь путь от производства до потребления электрической энергии не урегулирован между участниками рынка.

В начале марта 2025 года долг "Укрэнерго" перед участниками рынка составлял 18,4 млрд грн, а участники рынка должны "Укрэнерго" 36 млрд грн.

УЗЭ, которые будут работать на рынке и торговать электрической энергией с использованием суточных колебаний стоимости электроэнергии, часто будут покупать и/или продавать электроэнергию на балансирующем рынке. Поскольку средства на балансирующем рынке приходится ждать год, это полностью убивает рыночные стимулы для ведения этой деятельности, а следовательно, ограничивает приток инвестиций в развитие УЗЭ.

Почему существуют проблемы на балансирующем рынке? Часть субъектов, которые создают долги, не могут быть отключены. Это разрушает идею безальтернативности необходимости оплаты стоимости потребленной энергии и создает рыночный сигнал, что при определенных обстоятельствах за электрическую энергию можно не платить. Соответственно, следует пересмотреть порядок отключения потребителей от электроснабжения.

Сейчас есть немало субъектов хозяйствования, которые потребляют электроэнергию, но отключать их от электроснабжения запрещено. Это приводит к проблемам на рынке электрической энергии и его деформации. Производители не могут продавать определенное количество электроэнергии, на которую нет покупателя, на организованных сегментах энергорынка, поскольку потребители не покупают такого количества электроэнергии на рынке электроэнергии и в обычной ситуации таких потребителей нужно отключить.

Это приводит к образованию "дыры", поскольку определенное количество электроэнергии, которая не закуплена, а фактически потреблена, создает круг долгов на балансирующем рынке. Главное в этой ситуации то, что многие субъекты хозяйствования потребляют электроэнергию исключительно описанным выше способом. Среди таких субъектов много коммунальных и государственных предприятий, но есть и частные компании.

Это привело к накоплению задолженности на балансирующем рынке. В 2024 году долг вырос на 12% и в начале марта 2025 года составил 36 млрд грн. Из них 11,8 млрд грн - долг "поставщика последней инстанции" ГП "Укринтерэнерго". Этот субъект является примером неспособности государственных органов решить проблему рынка.

Накопление долгов этим субъектом продолжается. Это своеобразная выгребная яма, к которой никто не хочет подходить. Большинство субъектов, задолжавших ГП "Укринтерэнерго", не могут быть отключены от электропотребления из-за регуляторных ограничений.

Огромный долг, 5 млрд грн, накопили государственные операторы систем распределения (бывшие облэнерго), входящие в состав АО "Украинские распределительные сети". Этот долг почти полностью является долгом двух субъектов: АО "Харьковоблэнерго" и АО "Черкассыоблэнерго". Эти субъекты, также не имеют никаких упреков и мотиваций от своих органов управления решать эту долговую проблему.

ГП "Региональные электрические сети" (РЭС), еще одно государственное предприятие, также имеет значительный долг на балансирующем рынке - 6 млрд грн. РЭС распределяет электроэнергию для государственных угольных шахт. Государственные угольные шахты не покупают электроэнергию на рынке. В обычной ситуации РЭС должно было бы отключить шахты.

Если это не будет сделано, то потребление электричества шахтами будет засчитываться в электроэнергию, потребленную РЭС (технологические потери ОСР). Однако в нынешней ситуации имеем другой результат: поскольку РЭС не имеет права отключать шахты, то вся потребленная ими электроэнергия засчитывается в электроэнергию, потребленную РЭС. Поскольку у РЭС нет тарифного финансирования для покрытия таких убытков, они трансформируются в долг РЭС перед "Укрэнерго" на балансирующем рынке.

Ситуация с ГП "Региональные электросети" также связана с нежеланием правительства активно действовать в отношении закрытия и реструктуризации государственных угледобывающих предприятий, что требует принятия ряда непопулярных решений. Таким образом, без пересмотра процедуры отключения потребителей и урегулирования вопроса с потенциальными защищенными потребителями ситуация будет становиться только хуже.

Ситуация с процедурой отключения потребителей порождает еще и коррупционные вопросы. В соответствии с приказом Минэнерго №148 от 13 апреля 2022 года "Об урегулировании вопросов поставки электрической энергии потребителям и расчетов между участниками розничного рынка электрической энергии на период действия военного положения в Украине" до 10 октября 2023 года областным и районным военным администрациям предоставлено право согласовывать отключение отдельных категорий потребителей.

Учитывая довольно общий перечень потребителей, отключение которых подлежало согласованию с местной военной администрацией, такое право позволяло выбирать, кого отключать, а кого - нет. Были факты, когда субъекты хозяйствования, не задействованные в выполнении мобилизационных задач, получали от органов военного управления документы о запрете их отключения от электроснабжения.

Впоследствии действие аналогичного механизма было продлено постановлением Кабинета министров №600 от 24 мая 2024 года "Об утверждении порядка определения и применения предельных значений потребления электрической энергии".

Несовершенством процедур отключения электроэнергии пользуются и органы местного самоуправления. Как известно, громады в подавляющем большинстве случаев являются собственниками водо- и теплоснабжающих предприятий, а их муниципальные органы - субъектами, устанавливающими тарифы на воду и теплоснабжение.

Соответственно, органам местного самоуправления не выгодно повышать тарифы на воду и тепло, чтобы не терять симпатии избирателей. Понимая это, некоторые органы местного самоуправления не повышают тарифы до экономически обоснованного уровня. У коммунального предприятия не хватает средств в тарифе и оно не платит за электричество. Поскольку такое предприятие запрещено отключать от электроснабжения, это приводит к задолженности на балансирующем рынке. Один из примеров - "Харьковводоканал" и "Харьковские тепловые сети".

Учитывая общий дефицит электроэнергии и необходимость погашения долгов на рынке, нужно обеспечить стопроцентную оплату за электроэнергию. Для этого следует пересмотреть процедуры отключения потребителей от электроснабжения, отложить популизм и перестать регулировать тарифы в ручном режиме.

Изменения в порядок отключения потребителей должны отражать следующую логику: если государство или община желают определить субъекта хозяйствования таким, отключение которого запрещено, государство в лице уполномоченного органа или территориальная община должны стать поручителем, предоставить банковскую гарантию или иным образом обеспечить выполнение обязательств таким субъектом.

Решение проблемы на балансирующем рынке оздоровит рынок и создаст регуляторную среду для привлечения инвестиций в развитие УЗЭ без необходимости предоставлять УЗЭ финансовую поддержку. То есть это улучшит работу системы для всех и создаст стимулы для УЗЭ и маневровой генерации.

Решение проблем на балансирующем рынке также улучшит ситуацию в других сегментах рынка, потому что объем предложения на продажу электроэнергии будет сопоставим со спросом. Сейчас на РСВ наблюдается такая ситуация: РСВ является преимущественно профицитным, то есть почти во все часы предложение по продаже больше спроса.

Это тоже формирует неправильный рыночный сигнал. Это связано с тем, что часть объема электроэнергии, которая будет потреблена, не покупается ДД/РДН/ВДР, а автоматически покупается на БР или вообще вне рынка электрической энергии.

Несмотря на довольно прогрессивную модель энергетического рынка и ее широкую имплементацию, определенные моменты по политическим и электоральным мотивам было решено не имплементировать или имплементировать так, что полностью сделало невозможным работу ряда сегментов. Сейчас эти проблемы обострились. Абсолютно некорректно говорить, что модель рынка плохая. Плохое (в определенных моментах) ее внедрение в Украине.

Казалось бы, проекты строительства генерирующих мощностей и использования установок для хранения энергии должны реализовываться гладко, но этого не происходит из-за нерешенных базовых проблем. Европейское энергетическое законодательство не работает, если его имплементировать по методу "нравится - не нравится". Решение проблемы зависит от политической воли.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
электроэнергия Укрэнерго долги