Українська правда

В этом году убытки вагоноремонтников достигнут 600 миллионов гривен - "Укрзализныця"

- 10 сентября, 11:20

Вагоноремонтные предприятия "Укрзализныци" ожидают, что этот год закончат с убытком в 600 миллионов гривен. Причины - падение объемов железнодорожных перевозок и профицит грузовых вагонов на рынке.

Об этом пишет Интерфакс-Украина.

"Новые вагоны почти не строятся из-за профицита. Учитывая текущую ситуацию в отрасли и динамику перевозок, возвращение к объемам прошлого года, по нашим прогнозам, пока выглядит маловероятным", - рассказал в интервью информагентству директор направления "Ремонт и производство" АО "Укрзализныця" Евгений Шрамко.

Он напомнил, что объемы перевозок уменьшились на 40%, а перевозки вагонами государственной компании снизились еще больше - на 58%. Из-за этого объемы ремонтов, в себестоимости которых почти 70% - это расходы на персонал, также уменьшились на 55%.

Учитывая это и ухудшение прогноза на ближайший год, компания решила привлечь международных партнеров.

Ожидается, что они могут помочь "получить гранты или другое финансирование для трансформации вагоноремонтных предприятий без потери персонала и потенциала", а также максимально привлечь бизнес для более эффективного использования производственных мощностей, которые сейчас оказались избыточными.

"Мы рассматриваем различные варианты: аренду, государственно-частное партнерство, перепрофилирование,. И стремимся, чтобы все они осуществлялись на конкурентных началах", - подчеркнул Шрамко.

Он добавил, что в следующем году при правильной постепенной реорганизации планируется заняться и локомотиворемонтным направлением, где мощности компании тоже большие.

Направление "Ремонт и производство" "Укрзализныци" отвечает за ремонт, обслуживание, модернизацию и изготовление вагонов, локомотивов, электропоездов. Производит критические запчасти, железобетонные шпалы, техническое оборудование и тому подобное. Имеет 11 предприятий, часть которых филиалы, часть - частные АО.

Как сообщалось, объемы грузовых перевозок по железной дороге в Украине сократились со 180 млрд т*км в 2021 году до 113 млрд т*км в 2024 году, а перевозки вагонами компании - с 1206 тыс. до 727 тыс. В этом году ожидается уменьшение этих показателей соответственно до 106 млрд т*км и 481 тыс, отмечает Интерфакс-Украина.

Такие условия повлекли снижение объемов ремонтов вагонов с 31,75 тыс в 2021 году (из них вагоны УЗ - 20,15 тыс. до 24,23 тыс в 2024 году (вагоны УЗ - 12,48 тыс), а в этом году ожидается дальнейшее сокращение до 14,04 тыс (вагоны УЗ - 3,96 тыс).

Напомним:

Ранее в колонке для ЭП член правления АО " Укрзализныця" Евгений Шрамко писал, что два года подряд частные акционерные общества направления "Ремонт и производство" демонстрируют стабильный положительный финансовый результат. Так, в 2023-2024 годах их ежегодная прибыль составляла по 117 млн грн.

Он сообщал, что в 2024 году началась масштабная трансформация: 51 подразделение вагонного хозяйства объединено в единый филиал "УЗ Вагон-Сервис", что создает "единое окно" для предоставления услуг.

В первом полугодии 2025 года Укрзализныця перевезла 79,6 млн тонн грузов - это на 11,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего упали объемы перевозки угля и зерна.

Гендиректор компании Александр Перцовский отметил, что с такой динамикой за год будет перевезено лишь половину от объемов довоенного 2021 года.

АО "Укрзализныця" планирует в 2025-м сократить не менее 25% административно-управленческого персонала, или более 500 должностей.

Ранее АО "Укрзализныця" объявила тендер на привлечение международного юридического советника для сопровождения в процессе реструктуризации внешнего долга. УЗ должна решить проблему накопленных еще с 2012 года долгов в более чем миллиард долларов США.

Верховная Рада утвердила указ президента о принудительном изъятии вагонов, принадлежащих связанным с Российской Федерацией субъектам. Речь идет о 1592 вагонах ориентировочно 2.2 млрд грн.

Ранее сообщалось, что Национальное агентство по розыску и менеджменту активов ищет управляющих на 2710 вагонов и 3 тепловоза.

Ранее "Укрзализныця" сообщила, что темпы старения и списания пассажирских вагонов "Укрзализныци" опережают их обновление. По состоянию на 1 августа 2025 года количество доступных для перевозки вагонов по сравнению с июлем 2024 года уменьшилось на 189 из-за старения и обстрелов РФ.