Сексизм и эйджизм в вакансиях: за что государство может штрафовать работодателей

Работодателей будут наказывать за дискриминационные требования в описании вакансий. Кто будет осуществлять надзор и могут ли штрафы остановить компании от указания пола и возраста в объявлениях?
"Ищем девушку с красивой внешностью в возрасте до 25 лет на работу администратором". Встречали такие вакансии, не так ли? На самом деле такое описание нарушает украинское законодательство.
С 2022 года ужесточились нормы закона, по которому запрещено указывать в описании вакансии дискриминационные требования, такие как возраст или пол. В случае нарушений работодателей ждет большой штраф.
Эта норма присутствует в законодательстве еще с 1990-х годов, однако обращать внимание на нее начали в основном только после введения серьезных штрафов.
До недавнего времени контролировать соблюдение требований должна была Государственная служба по вопросам труда. Однако в начале мая эти полномочия перешли к Госпродпотребслужбе (ГПСС).
Как на практике происходит проверка вакансий и какие штрафы грозят работодателям?
Что считается дискриминацией в вакансиях
Для поиска ответа на вопрос, что считается дискриминацией в рекламе вакансий, сначала надо разобрать несколько понятий. В законе "О занятости населения" указано, что вакансия - это свободная должность (рабочее место), на которую могут трудоустроить человека.
Реклама о вакансии - это информация (объявление) о работе и трудоустройстве, распространенная в любой форме. Она может быть в медиа, на специальных агрегаторах для поиска работы (в частности, Work.ua, Robota.ua и т.д.), официальных сайтах компаний и в соцсетях.
Даже пост в Facebook о том, что компания ищет себе сотрудника, является рекламой. Следовательно, такой пост должен соответствовать нормам законодательства, а именно - закону "О рекламе".
Согласно закону, в рекламе о вакансии запрещено указывать:
- возраст;
- пол (кроме случаев работы, которую может выполнить только человек определенного пола);
- расу, цвет кожи;
- гражданство;
- наличие или отсутствие инвалидности;
- политические, религиозные и другие убеждения.
Кроме этого, нельзя требовать от соискателей информацию об их семейном и имущественном положении, месте жительства, а также планы по рождению детей.

Если в объявлении о вакансии есть перечисленные признаки, то такое объявление можно считать дискриминационным.
Чем будет заниматься Госпродпотребслужба
Госпродпотребслужба должна защищать права потребителей в разных направлениях: контролировать здоровье животных и растений, чтобы пищевые продукты были безопасными, а учреждения придерживались санитарных норм.
С 8 мая 2025 года Госпродпотребслужба начала новое направление работы - проверку содержания вакансии. Это предусматривает закон, который расширил полномочия службы, возложив на нее обязанность отслеживать соблюдение законодательства о рекламе в части трудоустройства. Ранее этим вопросом занималась Государственная служба по вопросам труда.
Теперь ГПСС будет проверять достоверность, полноту и правомерность формулировок в вакансиях.
Как проверяют вакансии
Заместитель председателя Госпродпотребслужбы Андрей Крейтор пояснил, что служба мониторит публикации в открытом доступе: в частности, в медиа и на специализированных онлайн-ресурсах (Work.ua, Robota.ua), официальных сайтах компаний и в соцсетях.
"К работе будут привлекаться специалисты из подразделений защиты прав потребителей и рекламы территориальных управлений Госпродпотребслужбы в каждом регионе Украины", - отметил Крейтор.
Основные критерии проверки:
- дискриминационные формулировки (по полу, возрасту, состоянию здоровья, сексуальной ориентации, семейному положению, месту жительства и т.д.);
- ложные или манипулятивные данные об условиях труда;
- скрытые важные детали (ночные смены, ненормированный график и т.д.);
- несоответствие между заявленной зарплатой и реальной системой оплаты (ставка+бонусы без уточнения).
Однако некоторые нарушения, такие как скрытые детали, невозможно проверить только по содержанию объявлений. По словам заместителя председателя ГПСС, в таких случаях служба будет реагировать на обращения граждан, которые столкнулись с дискриминацией или обманом при трудоустройстве.
Для того, чтобы подать такую жалобу, нужно собрать доказательства (скриншот объявления, фото, ссылки на вакансию и т.д.) и написать электронное или письменное заявление в территориальное управление ГПСС. Контакты можно найти по ссылке.
Подобная практика есть и на самих площадках для поиска работы. Например, у Work.ua есть отдел модерации, который проверяет большое количество вакансий на соответствие требованиям сайта, а также, не вводит ли в заблуждение соискателей компания и ее объявления.
"Кроме того, в рекомендациях к описанию вакансий мы предупреждаем работодателей о том, что требования к полу и возрасту - нарушение законодательства и мы можем не допустить такие публикации", - отметили в компании.

Сейчас отдел модерации Work.ua получает до 60 жалоб ежемесячно на вакансии с требованиями к полу и возрасту. Еще два года назад таких жалоб было вдвое больше, говорят в компании. В случае нарушений агрегатор связывается с работодателями и объясняет, что те нарушают законодательство и им надо изменить подход и критерии к выбору сотрудников.
Что грозит работодателям за нарушение требований
Если Госпродпотребслужба обнаружила нарушение, она направляет "предписание о его устранении". Далее работодатель должен исправить или удалить объявление о вакансии.
Кроме этого, его ждет штрафная санкция в размере 10 минимальных зарплат (сейчас это 80 тыс. грн). С момента вручения документа о штрафе работодатель должен уплатить средства за 15 дней. Если этого не сделать, деньги будут взимать через суд.
Крейтор также добавил, что в случае необходимости ДПСС передает необходимую информацию в другие компетентные структуры (правоохранительные органы или Уполномоченного по правам человека).
"Нарушитель законодательства о рекламе, кроме штрафных санкций, наложенных Госпродпотребслужбой, может привлекаться к ответственности за нарушение норм других законодательств. Это может быть Уголовный кодекс или закон "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин"", - пояснил замглавы ГПСС.
Стоит ли ждать мгновенных изменений на рынке труда
В Госпродпотребслужбе говорят, что их главная цель - обеспечить честность и прозрачность рынка труда через контроль за достоверностью объявлений.
Благодаря этому они ожидают уменьшения случаев введения кандидатов в заблуждение, уменьшения количества жалоб на работодателей, формирования культуры ответственного рекрутинга и повышения доверия к рынку труда в целом.
Как это будет работать на практике - говорить рано, ведь нередко с дискриминацией или "введением в заблуждение" работники сталкиваются непосредственно во время собеседования или уже на рабочем месте. Чаще всего в таких условиях люди меняют работу, а не жалуются на работодателя.
В Work.ua предполагают, что работодатели могут просто не отвечать на отклики или отказывать на этапе собеседования людям, которые, по их мнению, не подходят по возрасту и полу.
"По нашему мнению, вопрос дискриминации лежит в культурной плоскости: что нам стоит делать, чтобы инклюзивность в широком смысле стала нормой в обществе и на рынке труда в частности", - добавили в компании.