Как искусственный интеллект ищет работников
Цифровые решения помогают компаниям привлекать и развивать персонал.
На третьем году большой войны кадровый вопрос стоит максимально остро: компании перестраивают бизнес-процессы, отвечая на новые вызовы. Для сопровождения этих процессов нужны люди, которые являются движущей силой бизнеса.
В крупном и среднем бизнесе существенное значение играют технологии и инновации. Цифровые решения для HR-команд возглавили запросы.
В 2025 году на рынке уже есть знаковые примеры того, как технологии, в частности с элементами искусственного интеллекта, успешно помогают компаниям решить ряд задач, освободив ресурс квалифицированных работников для других целей.
Поиск релевантных кадров
Большая война, мобилизация, перемещение 8 млн украинцев за пределы страны создали нехватку кадров во всех типах компаний. Сейчас нет ни одного руководителя или владельца бизнеса, которые бы не искали решения для решения кадрового вопроса.
Рекрутеры перезагружены, а качество их решений имеет едва ли не судьбоносное значение для компаний. Нужно найти работника редкой квалификации или привлечь новичков с минимальным опытом работы - все это требует от HR-команд высокой интенсивности работы и учета многочисленных факторов.
Наш опыт показывает, что в этой сфере ИИ успешно перебирает на себя рутинные задачи, становится оперативным и точным помощником. Так, опубликованная компанией заявка - описание вакансии и требований к кандидатам - синхронизируется с внутренними базами компаний и сайтами по поиску работы, откуда ИИ подтягивает нужные CV.
Алгоритм ранжирует CV кандидатов и упорядочивает информацию о них в отдельный шаблон. Рекрутер получает сравнительную таблицу, примечания и маркер степени соответствия требованиям. В компаниях группы IT-Enterprise мы внедрили эти решения осенью 2024 года, получили максимально положительные результаты и сейчас внедряем такие ИИ-помощники для украинского ритейлера.
Из интересного: есть запрос от сети маркетов на анализ видеовизиток по социальным эмоциям - важных качеств для работы в сфере обслуживания.
Быстрый онбординг и соблюдение регламентов
Процесс оформления на работу тоже можно оптимизировать. Если раньше данные из документов сотрудника (паспорт, аттестат, диплом, водительские права, медицинская справка) специалисты вносили вручную и загружали сканированные копии, то теперь прикладывают документы к сканеру или приводят смартфон с приложением.
ИИ распознает данные и переносит их в ERP-систему, наполняя профиль нового сотрудника включая фото. Это позволяет работать с данными всего коллектива, используя их для аналитики по разным категориям.
Процесс внесения данных в систему сократился до четырех минут. Вероятность ошибки снизилась, а специалист HR-отдела может оперативно найти данные в максимальном количестве категорий: от числа сотрудников с ученой степенью или несовершеннолетними детьми до рейтинга самых распространенных имен в команде.
Наиболее популярными для компаний стали решения, помогающие новым сотрудникам понять свои задачи, связи с коллегами, иметь в смартфоне должностные инструкции и ориентироваться в регламентированных бизнес-процессах (BPM).
В ДТЭК с помощью цифровых инструментов онбординга назначаются роли (руководитель, наставник, новый сотрудник), планируются встречи в календаре, добавляются обучающие курсы, формируются цели на испытательный срок.
Визуализация шагов, карты бизнес-процессов - все это в прикладном виде помогает новому сотруднику быстро ознакомиться со своими задачами и с первых дней реализовывать свои таланты на новом рабочем месте.
В системных компаниях такие решения способствуют качественному подходу к работе новых сотрудников и помогают избегать многочисленных объяснений от членов команды. К тому же каждый руководитель знает: ясность задач и понимание последовательности действий - это не только уважение к новому работнику, но и залог его эффективности. "Нибулон", Comfy, "Ашан" работают с такими цифровыми решениями.
Обучение и мотивация
В корпоративных системах украинских компаний цифровые решения эффективно используются для визуализации сотрудникам их KPI, прогресса на пути к запланированным показателям и поощрения на разных этапах.
Например, в "Укрнафте", которая динамично развивается и может быть примером для частных и иностранных компаний, действует автоматизированная система мотивации персонала. Мотивация привязана к KPI: алгоритмы анализируют данные о достижении показателей и генерируют предложения по поощрениям. Для гиганта, где работают более 20 тыс. человек, это экономит время и минимизирует ошибки.
Отдельный блок - использование цифровых инструментов в корпоративном обучении. Показательный кейс - компания ДТЭК с ее образовательным приоритетом и стремлением развивать таланты. Академия ДТЭК совместно с Modus X завершила внедрение комплекса сверхсовременных цифровых решений в учебные процессы. Цифровые инструменты в этом комплексе взяли на себя часть задач.
Модуль системы управления обучением (Learning Management System, LMS) теперь позволяет администрировать процесс обучения и является базой знаний, которая помогает создавать дистанционные курсы и тесты. Благодаря собственной платформе, в частности в видеоформате, обучение происходит без привязки к внешним источникам, таким как YouTube, что соответствует современным требованиям цифровой безопасности.
Расширенный инструментарий превратил LMS в платформу для создания курсов, тестов и опросов. Это позволяет прорабатывать комплекс задач в одном месте и развивать работу с персоналом всей группы ДТЭК.
Новые цифровые решения в корпоративной экосистеме "Укрпочты" позволяют ее сотрудникам видеть в своих профилях информацию об оплате труда, планов и достигнутых показателей, опцию для оформления заявления на отпуск.
Технологии берут на себя все больше рутинных процессов. Алгоритмы не заменят человека, но они высвобождают время для создания креативных высокоинтеллектуальных решений, которые будут развивать и человека, и команды.