Українська правда

Обіцяного три роки чекають: як Мінфін рятував бюджет від забаганок

Обіцяного три роки чекають: як Мінфін рятував бюджет від забаганок
minfin.gov.ua

ЕП з'ясовувала, як зміниться бюджетний процес з 2018 року. (Рос.)

Очередной бюджетный процесс стартовал. Правительство накануне приняло проект бюджетной резолюции на 2018 год.

Со дня на день появление документа ожидается в парламенте.

Пока Кабмин укладывается в сроки: по закону бюджетная резолюция должна быть подана на рассмотрение депутатов до 15 июня.

Подготовка проекта постановления об основных направлениях бюджетной политики или иными словами бюджетной резолюции определяет старт бюджетного процесса. Это своеобразная "дорожная карта" бюджета. На прописанных в ней макроэкономических параметрах и бюджетных индикаторах должен разрабатываться проект бюджета.

Расходам установят потолок

Кабмин решил изменить подход к формированию документа и подготовил резолюцию по правилам среднесрочного планирования, то есть основные параметры бюджета (с акцентом на расходы) теперь рассчитаны на три года вперед, а не на год.

Подобная практика бюджетного планирования распространена во многих странах. В Новой Зеландии бюджетная резолюция составляется с 1994 года. Разработка документа необходимый этап бюджетных процессов в Австралии, США и Кении.

Впрочем, для украинской системы госфинансов среднесрочное планирование бюджета также не ново. Подготовка проекта бюджета стартует с подачи ведомствами бюджетных запросов в Минфин, и эти запросы также рассчитываются на три года.

Сценарии макропрогнозов, которые из года в год разрабатывает Минэкономразвития, тоже рассчитываются на среднесрочную перспективу.

Главное новшество подготовленного Минфином проекта резолюции "потолки" расходов для распорядителей бюджетных средств, которые устанавливается на три года.

Наличие этих ограничений может спасти бюджетный процесс от традиционных "торгов" и "хотелок", когда на этапе рассмотрения к ключевым участникам бюджетного процесса выстраиваются очереди "ходоков" из разных политических сил и бизнес-групп.

Проект бюджетной резолюции. К моменту внесения в парламент он изменится.

Бюджетная политика

В своем видении бюджетного будущего Минфин исходит из того, что соцстандарты продолжат расти, а дефицит бюджета будет сокращаться.

План повышения минимальной зарплаты таков: с января 2018 года — 3 723 грн, с января 2019 года — 4 173 грн, января 2020 года — 4 425 грн.

Дефицит бюджета сократится с 2,4% ВВП в 2018 году до 2% в 2019 году.

Произойдут ключевые социальные трансформации: пенсионная реформа и реформа здравоохранения.

Увеличатся расходы Минздрава, с 56,8 млрд грн в 2017 году до 66,8 млрд грн в 2018 году, и Генпрокуратуры, с 5 млрд грн до 6,8 млрд грн. Расходы на Минобразование останутся на уровне 52,8 млрд грн.

Затраты государства на Минсоцполитики могут и вовсе уменьшиться: со 151,9 млрд грн в 2017 году до 150,8 в 2018 году. Ранее в Кабмине объясняли это тем, что пенсионная реформа позволит не увеличивать в 2018 году дотацию Пенсионному фонду.

Расходы на МВД и оборону на три года наперед запланированы в объеме 5% ВВП или 19% доходов госбюджета.

"Конкретное распределение по МВД и Минобороны нам должен дать Совет нацбезопасности и обороны. Мы ждем, когда они пришлют свои расчеты", объяснил ЭП министр финансов Александр Данылюк.

"Не подавали еще. Не ранее середины июля сведем", уточнил ЭП министр внутренних дел Арсен Аваков.

Налоговая политика

В своей налоговой политике Минфин предложит правительству сделать ставку на ряд мероприятий. Первое создать Службу финансовых расследований, второе запустить годами обещанное всеобщее декларирование, третье снизить налоговою нагрузку на зарплату.

Главная ожидаемая новация в администрировании создать единый налоговой счет для бизнеса. Рассматривается вариант его запуска на базе электронного кабинета плательщика. Также в правительстве планируют за это время унифицировать отчетность по ЕСВ и НДФЛ.

Согласно проекту резолюции, в следующие три года налогоплательщиков ждет повышение акцизов, экологического налога и ренты на уровень инфляции. Официально представители рынка и Минфина пока говорят только об индексации. Она же и заложена в Налоговом кодексе.

"Обязательства Украины по гармонизации ставок акцизного налога для табачных изделий к минимальному уровню в ЕС (90 евро за 1 тыс штук) предполагают их более существенное повышение", объясняет директор отдела корпоративных вопросов и коммуникаций компании "JTI Украина" Александр Когут.

По его словам, индустрия подготовила свои расчеты по гармонизации ставок, исходя из двух факторов: подобного опыта других стан и экономической ситуации в Украине.

"Согласно этому предложению ставки акциза должны расти на 20% ежегодно в течение 8-13 лет в зависимости от уровня девальвации гривни. Это предложение было представлено Министерству финансов", отметил эксперт.

По словам Когута, Минфин поддерживает повышение специфической и минимальной ставок акциза без изменения адвалорной.

"Пивоваренная отрасль всегда поддерживала практику ежегодного пересмотра ставок согласно инфляции, и такой вариант был бы приемлем для нас. Предложенное повышение соответствует политике прогнозируемости и экономической обоснованности, в отличие от спонтанных и неоправданных повышений, как это было несколько лет подряд", отмечает старший директор по корпоративным отношениям компании Carlsberg Ukraine Евгения Поддубная-Смирнова.

В разговоре с ЭП Данылюк уверил: свыше индексации на инфляцию по части ставок пока ничего не планируется. При этом, по информации источников ЭП, в стенах правительства все же обсуждается более резкое повышение акцизов, в том числе на табачные изделия.

Местные спорят за дотации

Бюджетные отношения между центральной и региональными властями ждет новый виток перемен. Многие из этих новшеств уже стали предметом споров между Минфином и представителями регионов.

Так, за малопонятной формулировкой "уменьшить диспропорции в налоговой состоятельности местных бюджетов через механизм горизонтального выравнивания" скрывается желание отменить дотацию из казны в размере 2 млрд грн на покрытие бюджетных диспропорций.

По словам исполнительного директора Ассоциации городов Украины (АГУ) Александра Слобожана, за изменением формулы кроется норма, что объем изъятий из местных бюджетов в пользу государственного увеличится в три раза.

Во всей бюджетной децентрализации главное — формула, поэтому ее изменение — критический момент. Действующая формула, по словам Слобожана, предполагает стимулирование бюджетов-доноров к увеличению своих поступлений и одновременно требует от бюджетов-реципиентов улучшения своих показателей для меньшей зависимости от госбюджета.

"Сейчас, судя по риторике Минфина, есть риск, что мы вернемся к периоду, когда будет действовать принцип: чем больше зарабатываешь, тем больше у тебя забирают, и чем хуже ты работаешь, тем больше госбюджет тебя дотирует", — объясняет эксперт.

Изменение формулы по такому принципу, по его словам, замедлит процесс бюджетной децентрализации и темпы создания объединенных общин.

Частично отрицательная тенденция по местным бюджетам отображена в расчетах Минфина.

В следующие три года темпы прироста средств местных бюджетов замедлятся. Если в 2018 году их ресурс по сравнению с 2017 годом увеличится на 16%, то в 2020 году по сравнению с 2019 годом — всего на 3%.

Тариф на оплату первичной медпомощи также стал предметом дискуссий.

"Предложенный единый национальный тариф не в состоянии обеспечить минимальный уровень медпомощи гражданам. Последнее станет возможным, если установить тариф на уровне минимум 500 грн в 2018 году и 1 тыс грн в 2019 году", говорится в выводах АГУ.

Появление этого тарифа предусмотрено законопроектом о реформе здравоохранения. Речь о том, что стоимость определенных медицинских услуг и лекарств будет покрываться из госбюджета по унифицированной ставке.

В свою очередь, Минфин пока настроен категорично.

"Да, мы видим неравномерность. Для некоторых городов 60% поступлений от налога на доходы физлиц это много, и город откладывает свои средства на депозиты в банках. Для кого-то — мало, и не хватает на финансирование срочных расходов. Однак пока менять механизм распределения НДФЛ не планируем. Как минимум до завершения процесса формирования объединенных территориальных общин", отметил в комментарии ЭП замминистра финансов Сергей Марченко.

Парламентский фактор

В понедельник проект резолюции может быть внесен в парламент. Данылюк говорит, что дальше дело за депутатами, и Минфин рассчитывает на "конструктивную работу и поддержку парламента".

В последние годы Кабмин вносил, но парламент не принимал бюджетную резолюцию. Жили с нарушением бюджетного законодательства.

Как отмечают собеседники ЭП в бюджетном комитете Верховной Рады, сейчас все тоже будет непросто: депутаты будут требовать развернуть баланс и подробно объяснить, что скрывается за цифрами Минфина. Времени для дискуссий немного — парламент заканчивает свою работу 14 июля.

місцеві бюджети податки держбюджет парламент