Іноземні онлайн-магазини заробляють на українській кризі
Погіршення фінансового стану українців змушує їх шукати дешевші товари в зарубіжних інтернет-магазинах. Ця тенденція може посилитися за рахунок втечі за кордон вітчизняних торговельних майданчиків, адже влада, як і раніше, не шанує малий бізнес. (Рос.)
Иностранные интернет-магазины начинают забирать покупателей у украинских продавцов.
Эту тенденцию подтверждают логисты, которые занимаются доставкой посылок.
По данным Украинской ассоциации директ-маркетинга, в 2014 году объем трансграничных отправлений в деньгах вырос на 10% до 1,2 млрд грн.
Весь украинский рынок доставки, включая внутренние и международные отправления, показал рост всего на 2% и по итогам года составил 3,8 млрд грн.
Это означает, что международные отправления растут быстрее рынка. Их доля в общем "пироге" за год выросла с 30% до 32% и, по оценкам экспертов УАДМ, продолжает расти.
Такую же долю составляют трансграничные продажи в общем объеме украинского рынка электронной коммерции. По оценкам участников рынка, в 2014 году он составил около 1,6 млрд долл. Чаще всего украинцы покупают в иностранных интернет-магазинах одежду и обувь, товары для дома, технику.
Украина подхватила тренд
Рост трансграничных продаж - это общемировая тенденция. "Совершенствуются платежные системы и другая инфраструктура, пользователи становятся более опытными", - рассказывает президент УАДМ Валентин Калашник.
По данным Сообщества трансграничной электронной коммерции, Cross-border eCommerce Community, CBEC, в 2012 году международные интернет-продажи достигли объема 300 млрд долл, а к концу 2015 года превысят 1,4 трлн долл.
Трансграничные продажи пользуются особой популярностью у мультиканальных ритейлеров с ограниченными бизнес-возможностями для международной экспансии. Украина здесь не исключение: чтобы продавать товары и услуги здесь, иностранному интернет-магазину не нужен локальный офис.
Из-за кризиса многие иностранные ритейлеры традиционного формата покинули украинский рынок и теперь доступны только онлайн.
Например, товары River Island, S.Oliver, Steve Madden, New Look в Украине можно купить только в интернет-магазине Lamoda, который работает по принципу cross-border. У компании есть локальный офис, но склады находятся за рубежом.
Фирма на своем опыте ощутила рост трансграничных продаж: за год число заказов в интернет-магазине выросло в три раза. Кроме того, за полтора года работы на рынке Украины Lamoda вошла в пятерку самых популярных интернет-магазинов, рассказывает гендиректор компании в Украине Катерина Микула.
"Мы конкурируем с зарубежными интернет-магазинами Asos, Net-a-porter, AliExpress, но конкуренция несущественна, учитывая курсы валют. Зарубежные фирмы проигрывают и по цене товара, и по стоимости доставки. Цена - самый важный "фильтр" конкуренции в нынешних условиях", - говорит она.
По мнению Калашника, внутренние украинские факторы, такие как падение покупательной способности, могут временно замедлить рост трансграничных продаж, но не остановят его.
Руководитель одного из крупнейших в Украине продавцов техники Repka.ua Дмитрий Латанский прогнозирует рост доли онлайн-ритейла в целом: как за счет украинских игроков, так и благодаря трансграничным продажам.
Трансграничные продажи, по его мнению, вырастут из-за того, что все больше людей учатся делать покупки таким образом. Они приобретают опыт и начинают доверять интернет-магазинам. Покупка за рубежом позволяет им экономить или же просто находить товар, который в Украине купить невозможно.
Украинские интернет-магазины тоже будут расти. Они дают сервисы, которые нельзя получить офлайн: широкий ассортимент и более низкую цену. Поскольку все больше людей будут стремиться сэкономить, они станут переходить в онлайн.
По мнению Латанского, в некоторых группах товаров, например, одежда и обувь, иностранные интернет-магазины составляют серьезную конкуренцию местным.
"Люди обычно покупают какую-то мелочь, но я не слышал, чтобы кто-то покупал за рубежом холодильник или что-то крупное. Конкуренция есть, но она касается отдельных сегментов", - считает он. При этом всегда есть группы товаров, которые выгоднее купить на локальном рынке.
Украинские магазины смогут конкурировать с иностранными по скорости покупки и доставки благодаря кредитным программам и опции безналичного расчета.
Директор по маркетингу компании Prom.ua Алексей Филановский считает, что самым серьезным конкурентом украинских интернет-магазинов будут торговые площадки группы компаний Alibaba.
Фото digitalsignage.net.ua |
Призрачная угроза
Некоторые украинские логисты еще в 2014 году сделали ставку на трансграничные продажи и начали заключать прямые договоры с иностранными интернет-магазинами. Международная доставка уже есть у компаний "Укрпочта" и "Мист-экспресс". "Нова пошта" пока тестирует такую услугу.
Заместитель гендиректора "Мист-экспресс" Олег Каленский считает, что доля международных интернет-покупок будет расти на фоне уменьшающейся доли украинских е-магазинов. По его мнению, на этот тренд влияют несколько факторов, в том числе - условия ведения бизнеса в Украине.
"Наши магазины, которые часто и есть импортерами, работают с маржей несколько сотен процентов, чтобы дополнительно застраховать свои риски. Очевидно, что чем надежнее и прозрачнее будут условия ведения бизнеса у нас, тем меньшей будет маржа наших магазинов", - рассказывает он.
Впрочем, активность логистов пока не влияет на общий тренд, говорит Калашник. "Чтобы продавать украинцам из Китая или США, не обязательно заключать контракт с украинским логистом. Достаточно иметь контракт со своей почтовой службой, а она уже сумеет доставить посылку в Украину", - объясняет он.
По его словам, прямые контракты интернет-магазинов с локальными службами доставки в чужой стране - скорее, исключение, чем обычная практика. В отличие от логистов, не все участники рынка электронной коммерции видят в трансграничных продажах большие перспективы.
Бывший директор по маркетингу шопинг-клуба Le Boutique, а сейчас главный маркетолог проекта Govitall Павел Левчук считает, что повышенный интерес к продавцам-нерезидентам - это временное явление, связанное с ухудшением финансового положения украинцев.
"Вероятно, временно интерес к нерезидентам повысился из-за того, что даже покупки там в долларах обходятся дешевле, чем у локальных игроков в офлайн", - предполагает он. Когда покупательская способность выровняется - курс опустится, и зарплаты подрастут, - интерес может снова ослабнуть.
Фото retail-loyalty.org |
Левчук считает, что иностранные интернет-продавцы вряд ли повлияют на долю украинских ритейлеров в ближайшие два-три года.
"Покупать за рубежом будут только продвинутые пользователи. Их всегда немного. Более того, покупать они будут не все, а лишь те товары и лишь в тех случаях, когда нет альтернативы", - объясняет он. Он также напоминает, что решение проблемы возврата товара всегда будет слабым местом нерезидентов.
Основатель и CEO билетного оператора Karabas.com Максим Плахтий указывает и на другие барьеры для покупки в иностранных интернет-магазинах: языковая проблема, таможенные ограничение, весовые ограничения. "Еще рано говорить о серьезном влиянии внешних игроков на внутренний рынок", - считает он.
По оценкам УАДМ, доля международных отправлений будет расти. От этого выиграют потребители и почтовые службы, но не бюджет. Компании, которые производят или ввозят в страну товары, платят налоги, зарплату, инвестируют в инфраструктуру, а с посылок налоги платятся редко, объясняет Калашник.
Так, налогом облагаются посылки стоимостью свыше 150 евро - плюс 30% к стоимости, но таких, по словам участников рынка, в Украину приходит мало. Вместе с тем, иностранные магазины, в частности, китайские, часто обозначают посылки как подарки и указывают заниженную стоимость.
"Противодействовать этому должно государство, а не предприниматели. Предприниматели - это энергетический потенциал нации, и нужно создавать условия, при которых им выгодно работать внутри Украины", - говорит Калашник.
Он рассказывает, что после введения закона о кассовых аппаратах, предполагающего обязательную их установку предпринимателями, годовой оборот которых превышает 1 млн грн, интернет-проекты задумались о переносе своих бизнесов в ближайшее зарубежье, например, в Польшу.
Это уже будут международные почтовые отправления.
"Нужно повышать привлекательность предпринимательской деятельности внутри страны, и не только в е-коммерсе", - констатирует он.