Секрет фармбізнесу: особистість сильніша за гроші®
Часом мудрість власника і керівника здатні зробити набагато більше, ніж багатомільйонні інвестиції. Особливо у фармацевтичній галузі, де конкуренція висока, а поведінка ринку - непрогнозована.
Порой мудрость владельца и управленца способны сделать гораздо больше, чем многомиллионные инвестиции. Особенно в фармацевтической отрасли, где конкуренция высока, а поведение рынка - непрогнозируемо.
В истории немало примеров, когда персоны, идеологи выстраивали успешный бизнес, зарекомендовав его не только на внутреннем рынке, но и в мире.
Рецепт успеха, ингредиенты лидерства
Любой бизнес, и фармацевтический в том числе, начинается с маленького офиса и нескольких энтузиастов, движущих идеи, тратящих все силы и время на его развитие.
[B]
Но когда небольшая компания разрастается до корпорации, личность руководителя, основателя, идеолога так и продолжает играть ключевую роль в развитии, даже после его ухода из бизнеса.
Инвестиции в медицину окупаемы лишь при должном профессионализме и предугадывании ситуации в фармацевтической отрасли и смежных с ней рынках, снабжающих сырьем, оборудованием, технологиями.
Сам процесс инвестирования в фармбизнес требует очень тонкого "чутья", ориентации на нужды потребителей и способность предвидеть действия конкурентов.
Основатель и менеджмент компании - центральные лица, от которых зависит прибыльность капиталовложений, эффективность производственных, исследовательских мощностей, каналов сбыта, и органичное развитие всех направлений бизнеса.
Плюс ко всему, для любого государства, медицина - одна из ключевых сфер, во многом отражающая благосостояние и поддерживающая здоровье нации.
В связи с этим крайне важна роль руководителя любой фармкомпании как дипломата и стратега, который сможет эффективно успешно взаимодействовать с представителями государственной власти, налаживать так называемые government relations (GR).
Ведь партнерские отношения с госорганами - это доступ бюджетным средствам, являющимся одним из источников финансирования фармкомпаний, к широким каналам поставок продукции, например, в клиники и медучреждения, к международным контрактам на государственном уровне.
Залог успеха фармкомпании - способность ее основателя постоянно генерировать свежие идеи, демонстрировать управленческий талант, понимать, как оказаться в нужном месте в нужное время, и принимать решения, которые не всегда просто даются, но призваны предрешить дальнейший успех.
Ведь, равно как и президент со слабыми организаторскими способностями не сможет достичь признания масс, даже принимая угодные своему народу решения, так и основатель фармбизнеса, имеющий ординарные способности и посредственную квалификацию, не будет способен завоевать рынок и добиться уважения потребителей и конкурентов.
Тернистый путь истории
Чарльз Пфайзер и Pfizer в США
Основатель и идеолог ныне крупнейшей в США фармкомпании Pfizer немецкий предприниматель Чарльз Пфайзер вместе со своим братом Чарльзом Эрхартом в 1849 году создали в Нью-Йорке завод по производству тонкой химии, вложив в него лишь 2 500 долларов.
Но уже в 1882 году Pfizer открывает первые офисы и склад в Чикаго, а в 1899 году выходит в лидеры американской химической отрасли.
Идеолог компании Pfizer, став после смерти Эрхарта единым владельцем, делает ставку на исследования и новации. Продолжает эту линию и его сын, Чарльз Пфайзер, который находился на посту президента Pfizer после смерти своего отца в 1906-1941 годах.
После того как в 1949 году лидерами компании становятся Джон Маккин и Джон Л. Смит, Pfizer начинает активную международную экспансию: в Бельгию, Бразилию, Канаду, Кубу, Англию, Мексику, Панаму и Пуэрто Рико.
В 1972 году новый глава совета директоров Эд Прэтт принимает очередное ключевое решение: увеличить исследовательский бюджет с 5% до 15-20% от продаж.
Как итог, в 1998 году Pfizer вкладывает более 3,3 миллиарда долларов, в 2002 году - 5,1 миллиарда, а в 2003 году - еще 7,1 миллиарда долларов в исследования и разработку новых лекарств.
Беспрецедентность объемов инвестиций упрочивает в США место лидера за Pfizer и ярко отражает зависимость судьбы корпорации от эффективности решений топ-менеджмента.
Карл Кальбаум и Berlin-Chemie в Германии
В Германии активные исследования и разработку препаратов еще с 1927 года вела компания Berlin-Chemie, созданная как лаборатория в Берлине в 1890 году немецким психиатром Карлом Кальбаумом. После Второй мировой войны Berlin-Chemie становится одним из основных поставщиков препаратов в СССР.
С 1992 года компания входит в состав итальянской фармацевтической Menarini Group. Как и коллеги из США, Berlin-Chemie осуществляет многомиллионные инвестиции в области новейших разработок и фармтехнологий, сконцентрированные в пяти исследовательских центрах Италии, Испании и Германии.
Именно благодаря научно-исследовательской стратегии, еще в 2003 году компании удалось достичь объемов реализации продукции на уровне около 2 миллиардов евро.
Благодаря нынешнему менеджменту компании, в частности, исполнительному директору Рейнхарду Уппенкампу, и планомерному курсу на инвестирование, сейчас Berlin-Chemie представлена более чем в 100 странах и продолжает проводить обширную научно-исследовательскую работу.
Адольф Меркле и Ratiopharm в Германии
Миллиардер и единоличный владелец группы компаний Ratiopharm Адольф Меркле получил бизнес в наследство от своего деда, который в 1881 году создал в Чехии компанию Adolf Merckle, Chemikalien en gros, занимавшуюся продажей химической и фармацевтической продукции.
Позже, в 1973 году, имея "плацдарм" для старта в виде дистрибьютора Phoenix Pharmahandel, учрежденного на базе компании своего дела, Меркле инвестировал в создание Ratiopharm GmbH - первого в Европе производителя генерических препаратов.
Благодаря постоянным капиталовложениям и стратегическому мышлению, Меркле удалось добиться роста и быстрого расширения бизнеса. В 1988 году Ratiopharm открывает первые филиалы в Люксембурге, Испании и Португалии, в 1996 году - представительство в Китае.
Позже, в 2000 году, Меркле осуществляет очередную крупную инвестицию: основывает BioGeneriX AG - компанию, которая специализируется на разработке биотехнологий. В этом же году Ratiopharm поглощает канадскую Technilab Pharma, а в 2004 году приобретает голландскую фармкомпанию Magnafarma.
Даже после смерти Меркле, Ratiopharm остается одним из лидеров европейской фарминдустрии: оборот компании по итогам 2008 года составил в Германии 840 миллионов евро, на мировом рынке - 1,9 миллиарда евро.
Братья Сингх и Ranbaxy Laboratories в Индии
Азия, которая была одним из основных источников сырья для фармотрасли благодаря обеспеченности энергоресурсами и углеводородным сырьем для химической промышленности, во второй половине 20 века значительно увеличила свой удельный вес в мировом фармацевтическом производстве.
Так, индийская Ranbaxy Laboratories, основанная в 1937 году братьями Ранбиром и Гурбахом Сингх, начинала как посредник японской компании Shionogi.
Уже в 1973 году Ranbaxy инвестирует в строительство фармпредприятия, а в 1983-1987 годах открывает еще две производственные линии и становится крупнейшим в стране производителем анаболиков и антибиотиков. В 1990 году зарегистрирован первый патент компании в США.
Примечательно, что нынешнее руководство компании - главный исполнительный и управляющий директор Брайан Темпест и председатель совета директоров Тенджендр Кханна - продолжают активно инвестировать в научно-исследовательские разработки, тратя на это около 50-60 миллионов долларов в год.
Спустя почти 70 лет, все еще находясь во владении членов семьи Сингхов - Малвиндера и Шивиндера, Ranbaxy Laboratories является одним из образцов активной экспансии.
В 2000 году компания приобрела генерическое подразделение Bayer AG-Basics в Германии. В 2006 году она купила румынскую компанию Terapia, поглотила компанию Allen S.p.A., подразделения GlaxoSmithKline в Италии и Испании, бельгийскую Ethimed NV, а также Be-Tabs Pharmaceuticals (Pty) Limited в Южной Африке.
В 2007 году объем продаж Ranbaxy Laboratories достигает 1 607 миллиона долларов, а в 2008 году Сингхи продают компанию японской Daiichi Sankyo.
Валерий Печаев и "Лекхим" в Украине
Похожий путь, которым развивались крупнейшие фармпроизводители, выбрала и группа компаний "Лекхим", начав свою деятельность в 1992 году с небольшой занимавшейся импортом медикаментов фирмы, основанной Валерием Печаевым.
После оценки отечественного рынка Печаев решил инвестировать в собственные разработки "Лекхима", в создание новых мощностей и производство готовых лекарств. В итоге, на базе Опытного завода ГНЦЛС в Харькове организовывается производство, только за пять лет работы которого создано почти 30 препаратов.
В 1995 году центральный офис "Лекхима" в Киеве берет тренд на расширение: реорганизуется в акционерное общество и создает собственное, первое в Украине производство суппозиториев - ЗАО "Лекхим-Харьков".
Продолжая стратегию, в 1999 году "Лекхим" становится основным акционером Уманского ЗАО "Технолог", инвестировав в эту компанию более 3 миллионов долларов.
Важно отметить, что именно благодаря Валерию Печаеву, который был "мозговым центром", идеологом компании, "Лекхим" из небольшой фирмы вырос в группу. Сейчас в нее входят фармацевтические предприятия ЗАО "Лекхим-Харьков" в Харькове, ЗАО "Технолог" в Умани, GU-Pharma в Грузии и сеть аптек.
Вторая заслуга Печаева - привлечение опытных специалистов к работе и созданию управленческой команды единомышленников, которая активно развивает "Лекхим", предугадывая тренды фармрынка Украины, принимая быстрые эффективные решения и инвестируя в разработку и регистрацию новых препаратов 3-5 миллионов гривен ежегодно.
Мировой опыт показывает: любая инвестиция - это риски, непредсказуемость рынка, нестабильность экономической и политической среды.
Однако энергия бизнесменов, управленцев, инвесторов, их инициативность, дипломатический талант и способность чувствовать настроения потребителей и партнеров дала возможность каждой из упомянутых компаний развиться до уровня современного фармпроизводителя с высоким техническим, материальным и научным потенциалом.