З чого котлета, або Світові тренди споживання продуктів харчування
Третина економіки України — це аграрний сектор. Чи зможе він конкурувати на світовому ринку в умовах глобалізації? Є великі сумніви. (Рос.)
Недавнее непродуманное высказывание министра соцполитики Украины касательно чрезмерного потребления продуктов питания согражданами вызвало шквал критики и насмешек в соцсетях.
Никоим образом не пытаясь оправдать непрофессиональные высказывания чиновников, нужно отметить, что тема актуальна, и не только в Украине.
Достаточно задать слово food в поисковик на Amazon и он выдаст более 40 тыс книг на эту тематику. Они отвечают на вопросы о качестве продуктов, правильном балансе их потребления, месте производства, мировых трендах. Как раз последнему вопросу хотелось бы уделить больше внимания.
Потребление и религия
Одним из основных мировых рычагов влияния на глобальные рынки продуктов останется религия. Отказ от свинины или алкоголя у мусульман, кошерная еда у евреев, вегетарианство у индусов, пост у православных и другие религиозные ограничения будут определять культуру потребления в той или иной стране.
Поскольку у мусульман рождаемость выше, а соответственно прирост населения в мусульманском мире выше и нежели у других религий, то очевидно, что именно их традиции в питании и будут определять в будущем мировые тренды потребления по религиозным признакам.
Мода и питание
Слов "руккола", "севиче" из "сибаса" или "круассан" 20 лет назад украинские потребители не только не понимали, но и представить себе не могли, что это.
Глобализация, туризм и интернет определяют наши потребительские настроения. Если Украину накрыла волна грузинской кухни, то в Европе в тренде — Перу. Мода на определенные страны и кухни будет держать рестораторов и потребителей в тонусе.
Здоровье и питание
Пару месяцев назад встретился со старым другом из Германии в Барселоне, вышли в мишелиновский ресторан поужинать. В таких заведениях обычно предлагают меню за какую-то фиксированную цену.
Если я сразу согласился на меню, то у моего товарища началась дискуссия с поваром касательно того, что он может, а что не может употреблять.
У него аллергия на орехи, их нужно было убрать из салата и заменить ореховый соус. Он также не переносит лактозу, поэтому все должно быть на безлактозной молочной основе. Далее нужно было также убрать глютен и кофеин.
Удивительно, но они все сделали так, как он хотел. Ухудшение экологической ситуации и распространение связанной с ней аллергии и других болезней, плюс популяризация здорового образа жизни, будут все больше влиять на потребление продуктов питания в мире.
Личность и питание
Моя мама до сих пор твердо убеждена в том, что здоровый человек — это упитанный человек. Это неудивительно: для большинства украинцев в послевоенный период сытость была основным условием выживания.
Жители многих африканских стран и сейчас показывают свой достаток путем демонстрирования величины живота. По подсчетам немецких ученых в Германии количество вегетарианцев с каждым годом увеличивается и достигает 7 млн чел.
Идентификация личности и принадлежности к определенному классу, сословию, субкультуре или направлению будет одной из ключевых определяющих в будущем потреблении продуктов питания.
Инновации и глобализация
В Украине часто приходится слышать фразы: огурцы уже не пахнут, помидоры безвкусные, свинина нежирная и пенится при жарке, молоко не киснет. Наука идет вперед и полностью отвечает требованиям современного потребителя: все должно быть недорого, круглый год на прилавках и красиво упаковано.
Огурец уже не будет пахнуть так, как прежде, а если будет, то благодаря гену запаха. Если украинцы еще привыкают к этому, то в Европе потребители другого огурца уже не знают. Они привыкают к искусственному мясу и соевым сосискам.
Современная наука ушла настолько далеко вперед, что через пару десятков лет мы будем только мило улыбаться при вопросе: "А из чего у вас котлета по-киевски?". Она будет точно не из мяса. Что это значит для Украины как крупного игрока на мировом аграрном рынке с долей АПК в ВВП страны 30%?
Мы должны поменять подходы к формированию агрополитики и инструментов ее реализации. Менять надо все: от аграрной статистики, которая живет сама по себе, до никому не понятной поддержки украинских фермеров вместо поддержки продвинутых украинских стартапов в агросекторе, за которыми будущее.
Больше о мировых трендах в употреблении продуктов питания и о агробизнесе будущего можно узнать на VIII международной конференции LFM 4.0, которая состоится 13-14 сентября в Киеве.