Українська правда

Якщо у вас вкрали технології

Довести крадіжку технологій працівником та оцінити збиток украй складно, тому важливо попереджати такі ситуації всіма можливими способами. (Рос.)

Судебный процесс между компанией Waymo, структурой фирмой Google, разрабатывающей средства управления беспилотными автомобилями, и компанией Uber обещает быть одной из грандиозных юридических баталий со времен судебных разбирательств между Apple и Samsung.

Однако в этом случае речь идет о краже бывшим сотрудником компании информации, которая составляет коммерческую тайну.

Компания Waymo утверждает, что ее бывший сотрудник, который создавал беспилотный автомобиль, перед увольнением скачал 9,7 гигабайта информации, после чего уволился, основал свою компанию, которую впоследствии купила Uber.

Речь идет о лазерной технологии LiDAR, которая обеспечивает самопозиционирование беспилотных автомобилей на дорогах.

В качестве обоснования своих исковых претензий компания Waymo утверждает, что сотрудник заранее установил специальное программное обеспечение на рабочий ноутбук для получения доступа к серверу компании и с помощью программы скопировал чертежи и разработки. Утверждая это, компания, по-видимому, может предоставить доказательства таких действий.

Безусловно, факт того, что купленная компанией Uber компания Otto располагает технологией, над которой Waymo трудилась много лет, и эта компания принадлежала бывшему сотруднику, который разрабатывал эту технологию, вызывает много вопросов. Однако Waymo все равно придется хорошо постараться, чтобы убедить суд в краже своей технологии сотрудником.

Коммерческой тайной является техническая, организационная, коммерческая и производственная информация, которая является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые имеют дело с таким видом информации.

Поэтому при доказывании кражи технологий необходимо еще и доказать, что украденная информация не была легкодоступной и охранялась в компании положением о коммерческой тайне.

Первоочередными способами защиты ценной информации являются технические способы защиты доступа к ней. Это хранение наиболее ценной информации в закодированном виде, запрет доступа к ней без специального запроса-одобрения, защита от копирования, отслеживание и оповещение о копировании. Немного странно, что Waymo не уделяла должного внимания защите своих секретов.

В Украине мало компаний, готовых тратить значительные финансовые средства на технические системы защиты информации.

Важными способами недопущения кражи какой-либо конфиденциальной информации являются оформление режима коммерческой тайны в компании и подписание нетиповых трудовых договоров с сотрудниками.

Для оформления режима коммерческой тайны компании необходимо утвердить приказом директора положение о коммерческой тайне, в котором прописать, какая информация является конфиденциальной, ценной, не подлежащей разглашению.

В Украине и за рубежом практически все компании подписывают соглашение о неразглашении конфиденциальной информации со своими сотрудниками при устройстве последних на работу.

Многие компании прописывают в таких соглашениях положение, что даже после увольнения сотрудники не имеют права разглашать информацию третьим лицам, особенно конкурентам, ставшую им известной вследствие трудовой деятельности.

Положение о конфиденциальности (коммерческой тайне) может также содержаться в самом трудовом договоре.

В некоторых странах, например в США, Франции, Германии, компании подписывают с работниками так называемое соглашение о неконкуренции.

Его суть в том, что работник не имеет права в течение нескольких лет работать на идентичной должности у конкурентов и даже организовывать бизнес. Естественно, компаниям приходится платить работникам за это отдельную сумму компенсации.

В Украине подписание таких соглашений невозможно, поскольку их положениями будет нарушено право свободного выбора труда. Однако обязать сотрудника не разглашать коммерческую тайну компании даже после увольнения — можно.

Доказывание факта кражи конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и ее разглашения третьим лицам является очень важным в судебных процессах такого рода, однако зачастую доказывание является довольно нелегкой задачей.

Для целей доказывания кражи информации сотрудником можно использовать любые доступные способы: фиксация копирования и пересылки документов, показания свидетелей, выявление во время обыска документов или технических носителей, на которых хранятся документы, видеозаписи.

Конечно, в таких случаях желательно проводить уголовное расследование, во время которого необходимо проверить телефоны сотрудников или лиц, причастных к краже, допросить всех лиц, кто также может быть причастен к краже.

Необходимо признать, что доказать кражу технологий работником и тем более оценить ущерб от ее использования другим лицом крайне сложно, поэтому важно предупреждать такие ситуации всеми возможными способами.

В последнее время в Украине начали уделять больше внимания вопросу коммерческой тайны. Компании подписывают соответствующие соглашения с сотрудниками и пытаются технически защитить наиболее ценную информацию.

Интересно будет также следить за развитием процесса Waymo-Uber: каким образом Waymo сможет (и сможет ли) доказать кражу своих технологий бывшим сотрудником. В любом случае это будет интересный мировой прецедент в процессах о краже и разглашении коммерческой тайны.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Uber Samsung суди