Яценко хоче скасувати оцінку
Всю оцінку нерухомості з метою оподаткування здійснює одна приватна структура. Якщо Яценко мав стосунок до оцінювачів "нової хвилі", то його, швидше за все, спробували відтіснити від отримання доходів. Так з'явився законопроект, який пропонує зруйнувати недавно створену схему. (Рос.)
Во второй половине 2013 года в Украине начал функционировать новый вид деятельности - оценка с целью налогообложения.
Теперь все сделки с недвижимостью теперь должны проходить обязательную экспертную оценку.
Стоит она намного дороже, потому что рынок монополизировали структуры, которые предположительно контролирует семья одного из экс-министров.
Схема "пробивалась" полтора года. Чтобы добиться успеха, были созданы ряд оценочных компаний, которые объединились в ассоциации.
Эти ассоциации власть противопоставила тем, которые работали на рынке долгие годы. Возникла видимость законности, и благодаря этому Фонд госимущества и Кабмин внедрили новые правила оценки для целей налогообложения.
Этим видом деятельности стали заниматься преимущественно компании "нового поколения". В работе они активно использовали стандартное программное обеспечение. Тогда же возникли предположения, что во всем этом процессе не обошлось без участия народного депутата Антона Яценко.
Во-первых, сам процесс монополизации рынка был сделан очень грамотно. Во-вторых, Яценко издавна ассоциировали именно с зарабатыванием денег через использование программного обеспечения.
Доказательств ни у кого не было, но оценщики "старой волны", не желая светиться, через журналистов активно "разогревали" версию, что именно нардеп имеет отношение к так называемой оценочной афере.
Впрочем, некую роль в процессе Яценко таки сыграл. В частности, он через депутатские запросы активно прессинговал "оценщиков-стариков". Другими словами, обе стороны были достойны друг друга.
Новая схема получилась - компании "новой волны" монополизировали рынок. Теперь всю оценку с целью налогообложения в Украине проводит одна частная структура: Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности.
Все остальные субъекты выполняют функции посредников по сбору средств и информации. Для обычных людей реализация схемы обернулась стремительным ростом стоимости оценочных услуг: с 300 грн до 1 тыс грн за оценку обычной квартиры и от 1 тыс грн за оценку другого недвижимого имущества.
Что случилось после Майдана - понять сложно. Если Яценко таки имел отношение к приходу оценщиков "новой волны", то его, скорее всего, попытались оттеснить от получения доходов. Однако это лишь одна из возможных версий. Могло произойти все что угодно. Версию самого нардепа можно прочитать ниже.
В итоге 26 февраля Яценко зарегистрировал законопроект, который предлагает разрушить данную схему. 31 марта он был доработан и обновлен.
Суть акта сводится к уничтожению прежней схемы оценки. Вместо того чтобы заказывать оценку по каждому объекту недвижимости у одной из компаний "новой волны", депутат предложил взимать налоги по некой шкале.
Антон Яценко. Фото pro-vincia.com.ua |
Базой налогообложения предлагается сделать не рыночную стоимость объекта, а его общую площадь в привязке к минимальной заработной плате.
Документ неоднозначен.
С одной стороны, это чревато нанесением ущерба бюджету, потому что стоимость жилья в элитных районах может быть занижена. Например, Виктор Янукович заплатил бы за Межигорье несколько тысяч гривен вместо нескольких миллионов.
Предложенная Яценко формула расчета создаст широкие возможности для уклонения от полноценного налогообложения реального дохода, полученного от отчуждения недвижимого имущества богатыми гражданами.
С другой стороны, может появиться элемент социальной несправедливости, потому что большие дома в селах будут обложены налогом как элитные коттеджи. Зато населению не придется тратиться на отдельную оценку. Создается впечатление, что новый законопроект Яценко - это некая месть.
Мнение народного депутата Антона Яценко
- Как появилась идея этого законопроекта?
- Если вы продаете недвижимость, а я ее покупаю, мы должны платить налоги. А для этого нам нужно заключение оценщика. Условно говоря, заплатив 10 тыс грн налогов, вы должны еще заплатить 1 тыс грн за услугу. Ну зачем это нужно?
Чтобы платить налоги, я не должен никому ничего платить и не должен заказывать заключение. Поэтому возникла идея посчитать налоговые обязательства, исходя из простой формулы "гривна-метр". Чем больше у вас площадь жилья, тем больше вы платите налоги, и наоборот.
Вы спокойно идете к нотариусу, и не нужно никому отдельно платить. Вопрос ставок можно обсуждать, но я сознательно предложил их уменьшить. Не ради продаж элитного жилья, потому что оно обычно покупается на юрлиц. Это сделано для того, чтобы упростить и удешевить процедуру для граждан.
Есть альтернативные законопроекты депутатов Мищенко и Карпунцова. Любой из них можно принимать в первом чтении и дальше - спокойно дорабатывать.
- Какие изменения ждут рынок оценки? Есть намерения изменять схему, которая сложилась полгода назад?
- Вот это и есть законопроект…
Любой рынок - аудиторский, землеустроителей, оценщиков и других профессий - является априори паразитическим, пусть не обижаются на меня коллеги. Я ни в коем случае не оспариваю добровольность оценки - кто хочет, пусть делает.
Фото io.ua |
Однако хочу напомнить опыт, когда по автомобилям были оценочные заключения, а потом появился каталог Минэкономики, в котором по марке машины видно, сколько нужно заплатить в бюджет. Это удобно, дешево и не страдает бюджет.
Мое мнение: данный рынок должен уйти. Так же, как и рынок оценки для целей приватизации, который сегодня полностью криминальный.
Ни одна сомнительная приватизация не обошлась без участия оценщиков, многие из которых выдают себя за общественных деятелей. Я не считаю это рынком. Это искусственное паразитическое образование, которое рано или поздно уйдет.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.