Ще один чорний рік для металургів
Вітчизняні металурги залишаються конкурентоспроможними. Рентабельність зросла в рази, ціни на сировину нормалізувалися, девальвація гривні дозволила знизити собівартість. Одна біда - війна. (Рос.)
В 2015 году Украина, похоже, уйдет из глобальной десятки металлургических государств.
Первый квартал страна закончила на 12-м месте рейтинга Worldsteel с трехмесячным объемом стальной выплавки на уровне 5,15 млн тонн.
Отставание от показателя за январь-март 2014 года - 31%.
Схожие цифры квартального производства приводят и в отраслевом объединении "Металлургпром".
Прогнозы экспертов относительно 2015 года также не обнадеживают.
Страна рискует обрушить металлургическое производство на несколько миллионов тонн стали, недополучив миллиарды долларов валютной выручки. И это после отраслевого обвала в 2014 году на 5,5 млн тонн стали.
Что толкает черную металлургию Украины вниз?
Если б не было войны
Военный негатив и связанные с ним форс-мажоры - основа многих объяснений производственного провала украинских металлургов. В последние месяцы редкое выступление представителей отрасли обходится без перечисления "восточных активов", остановленных или работающих с перебоями.
Война на Донбассе приводит к повреждениям мощностей, нарушениям энергетической и транспортной инфраструктуры металлургического производства. В определенные периоды доставка сырья на некоторые заводы и отгрузка с них готовой продукции становились неразрешимыми задачами.
К примеру, Енакиевский метзавод - ЕМЗ, входит в группу "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского, - будучи запущенным в октябре 2014 года после нескольких месяцев простоя, в феврале 2015 года вновь остановился.
В марте предприятие заработало, но остановка отразилась на его производственных результатах. За первые три месяца года ЕМЗ снизил выпуск стали до 260 тыс тонн или почти на 66% в сравнении с тем же периодом 2014 года.
Донецкий метзавод - ДМЗ, из группы "Донецксталь" Виктора Нусенкиса - в начале февраля также прекращал производство из-за проблем с доставкой железорудного сырья. Возобновить работу первой из остановленных доменных печей на предприятии смогли только в апреле.
Двухмесячный объем выплавки чугуна на ДМЗ сократился на 64% до 77 тыс тонн, февральская выплавка дала всего 6 тыс тонн металла.
Показательна ситуация с Алчевским меткомбинатом - АМК, - входящим в подконтрольную россиянам корпорацию ИСД. Год назад там планировали увеличить выпуск продукции в 2014 году на 20%, но в разгар августовских боев на Донбассе предприятие остановилось и стоит до сих пор. Что это значит для отрасли?
Донецький метзавод. Фото wikimapia.org |
За первые три месяца 2014 года уровень производства стали на АМК превысил 1,1 млн тонн. В тот период завод занимал 15% в общеукраинском объеме выплавки. В последнюю неделю отраслевые агентства сообщают, что перезапуск комбината может стартовать в начале мая с выходом на выплавку стали в июне.
По данным "Металлургпрома", за три месяца 2015 года украинская металлургия произвела на 2,36 млн тонн стали меньше, чем в январе-марте 2014 года. Перебои в работе ухудшают экспортные позиции металлургических заводов и комбинатов, которые на внешних рынках продают около 85% продукции.
ГП "Укрпромвнешэкспертиза" - УПЭ - сообщает, что в первом квартале 2015 года было экспортировано 4 млн тонн стали. Это на 29% меньше, чем годом ранее.
Рыночные доли украинских металлургов достаются россиянам и китайцам, говорит аналитик Concorde Capital Роман Тополюк. Он констатирует, что спад в экспортных продажах украинской стали произошел из-за войны на Донбассе.
По этой причине отдельные предприятия в регионе простаивают. Другие, например, мариупольские "Азовсталь" и ММК имени Ильича, не могут загрузить все мощности.
В текущих рыночных условиях отечественные металлурги остаются конкурентоспособными, утверждает аналитик. По его словам, рентабельность украинских предприятий выросла в разы, цены на сырье нормализовались, девальвация гривны позволила снизить себестоимость.
В то же время в мире наблюдается избыток мощностей, и в случае падения спроса части производителей придется уйти из этого бизнеса.
"В нормальных условиях, в мирное время, наши заводы первыми бы рынок не покинули. Обидно, что война выталкивает их с рынка в ситуации, когда экономически они вполне способны бороться за свое место под солнцем", - сетует Тополюк.
Он добавляет, что некоторые предприятия отрасли принадлежат российским акционерам, которых вполне может устроить снижение производства в Украине. "Экономики в таком подходе мало", - констатирует он.
Все ниже и ниже
С начала 2015 года конкуренция на внешних рынках усиливается, цены снижаются. Представитель Concorde Capital приводит такие данные: если в январе стальная квадратная заготовка из Украины предлагалась по 393 долл за тонну на условиях FOB Черное море, то к апрелю ее цена упала до 362 долл за тонну.
Дніпропетровський електрометзавод. Фото interpipe.biz |
Тонна сляба за это время подешевела на 42 долл до 318 долл, арматуры - на 15 долл до 400 долл. Горячекатаный рулон потерял в цене 54 долл, его апрельские котировки упали до 366 долл за тонну.
Ценовой спад сказался на снижении валютной выручки от продаж стальной продукции. По оценкам УПЭ, в первом квартале 2015 года этот показатель составил 1,72 млрд долл - на 41% меньше, чем за тот же период 2014 года.
В сложившейся ситуации металлургов выручают девальвация гривны и просадка цен на сырье. Удешевление национальной валюты по отношению к доллару всегда на руку экспортерам, а железорудное сырье - ЖРС - только за 2014 год подешевело на 47% до 68 долл за тонну за материал с 62% содержания железа.
На китайском импортном рынке, влияющем на цены на руду в мире, в начале апреля ЖРС упало в стоимости до десятилетнего минимума - 47 долл за тонну. Затем цена превысила 50 долл за тонну, что все равно в 2,5 раза меньше, чем год назад, подчеркивает Тополюк.
Подешевели и остальные виды металлургического сырья - лом, коксующийся уголь, ферросплавы. В конце марта прямые производственные затраты украинских метзаводов, по данным УПЭ, составляли 297 долл на тонне стали.
Аналитик "Укрпромвнешэкспертизы" Олег Гнитецкий утверждает, что этот показатель даже лучше, чем у китайских металлургов. Когда же добавляются иные затраты, включая расходы по доставке продукции в порт отгрузки, положение выравнивается.
Себестоимость у украинских и китайских заводов примерно одинакова, отмечает эксперт, но украинские металлурги могут проигрывать конкуренцию из-за не всегда прогнозируемой ритмики выполнения заказа. Последнее поставлено в зависимость от нормального функционирования транспортной инфраструктуры.
Украинские металлурги еще составляют эффективную рыночную конкуренцию китайским коллегам, а вот к завершению 2015 года ситуация может измениться.
"Активизируется китайский стальной экспорт, объем которого за первый квартал составил 25 млн тонн. За весь год этот показатель может превысить 100 млн тонн. Китайские производители предлагают сталь на рынках, традиционных для Украины", - комментирует вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик.
Внутренний спрос на металл в КНР снижается в связи с замедлением национальной экономики. Стальной излишек китайские производители перенаправляют на внешние рынки. Процесс активно проявил себя еще в 2014 году, на протяжении которого экспорт стали из Поднебесной вырос на 51%, достигнув почти 94 млн тонн.
Фото interpipe.biz |
Если во второй половине 2015 года руда продолжит дешеветь, то приобретающие ее по импорту китайцы получат определенное преимущество в себестоимости.
"Снижение цен на ЖРС уменьшает значение фактора собственного сырья и играет на руку конкурентам", - объясняет Сирик. Помимо китайцев конкуренция нарастает и со стороны России, которая также использует момент с девальвацией своей валюты.
Вариации в спаде
Внутренний рынок в 2015 году металлургов вновь не поддержит. Украинские машиностроительные заводы, которые ранее ориентировались на рынок РФ, резко сократили производство и закупки стального проката.
Гнитецкий прогнозирует сокращение продаж металлопродукции внутри Украины на 1,5-2 млн тонн в 2015 году. Экспорт же, по его оценкам, упадет на 2 млн тонн или на 10% против 2014 года с его 20,4 млн тонн стали, проданной на внешних рынках. Средняя цена на сталь снизится на 20% - примерно на 100 долл за тонну.
"В 2015 году валютная выручка от продажи стальной продукции может уменьшиться на 30% или на 2,9 млрд долл с 10,64 млрд долл в 2014 году", - прогнозирует эксперт.
По расчетам УПЭ, в 2015 году заводы выплавят 23-23,5 млн тонн стали против 27,2 млн тонн в 2014 году. Аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка приводит умеренно-оптимистический сценарий: 22,5 млн тонн. Это означает падение на 17% в сравнении с 2014 годом. В Concorde Capital говорят о 22 млн тонн стали в 2015 году.
Конечно, эти прогнозы могут быть пересмотрены в сторону улучшения, если перемирие на востоке страны обретет стабильные формы, и заводы смогут нарастить загрузку. Однако пока о планах увеличения выплавки в отрасли говорят лишь на заводах, которые отдалены от зоны боевых действий.
Так, руководство "Арселор Миттал Кривой Рог" заявило о намерении повысить выпуск стали в 2015 году до 6,5 млн тонн против 6,3 млн тонн в 2014 году.
Всем предприятиям придется сокращать расходы при потреблении материалов и энергоресурсов. Иной вопрос, что некоторым сделать это будет непросто даже при наличии средств на соответствующее оборудование. Война не позволяет.