Українська правда

Секс, наркотики чи фондовий ринок?

Модернізувати "Запорожець" українського фондового ринку з кожним роком все складніше. Ситуація буде тільки погіршуватися в міру валютної лібералізації. (Рос.)

Один из важных показателей конкурентоспособности украинской экономики - ее фондовый рынок.

Частный инвестор в Украине микроскопичен, пенсионная система является черной дырой, и за все годы независимости на внутреннем рынке не было ни одного IPO.

Уже десять лет я задаюсь вопросом, как это изменить.

Сначала считал, что главная проблема — в инфраструктуре.

Казалось, достаточно построить современную биржу с безрисковыми расчетами и эмитенты на нее ломанутся. Не ломанулись. У местных акционерных обществ нет цели увеличения капитализации. У кого такая цель появляется — идут на иностранные биржи, где можно привлечь капитал.

Затем, совсем недолго, я надеялся, что ситуацию может кардинально изменить пенсионная реформа. Польше же помогла. Но даже если МВФ заставит ее сделать, без защиты прав собственности инвестировать принудительно собранные деньги пенсионеров в украинские ПАО было бы слишком рискованно.

Добровольно нести деньги в колхоз негосударственных пенсионных фондов украинцы не особо склонны, а мотивации к индивидуальному накоплению инвестиций нет. В рамках обсуждения пенсионной реформы стимулирование индивидуальных сбережений пока не рассматривается.

Потом думал, что нужно создавать благоприятные условия для вторичного листинга в Украине компаний, которые провели IPO в Лондоне и Варшаве. Однако украинские чиновники не способны создать такие условия, даже если бы они были в этом заинтересованы. А им это не будет интересно еще много лет.

Модернизировать "Запорожец" украинского фондового рынка с каждым годом все сложнее. Мы уже в ситуации, когда страна аутсорсит функции рынка капитала более развитым юрисдикциям. Ситуация будет только усугубляться по мере валютной либерализации. Время, чтобы к ней подготовиться, бездарно упущено.

У местных чиновников нет мотивации защищать инвестиционные потребности украинцев. Они готовы защищать только сферу своего влияния.

Местным судьям всякие майданы нипочем. Необязательность исполнения законов — это фундамент украинского развитого бюрократизма.

Местный парламент неэффективен и медлителен. В части инвестиционных возможностей украинская юрисдикция в ближайшие лет 25 не догонит европейское законодательное поле. Здесь даже вопрос так пока не ставится. Есть желание скопировать обязанности, но не права.

Яркий пример бесперспективности местного рынка ценных бумаг — судьба законопроекта №4259, предлагающего ввести индивидуальные инвестиционные и пенсионные счета, аналоги которых существуют во многих развитых экономиках.

В мире на таких счетах накоплены триллионы долларов, а законопроект уже больше года прозябает в Верховной Раде. Его история красноречиво говорит о том, что не нужны здесь ни обеспеченные пенсионеры, ни частные инвесторы, ни тем более развитый фондовый рынок. Всех вполне устраивает нынешнее болото.

Чем жестче ограничены возможности инвесторов, чем меньше доходы населения и беднее пенсионеры, тем дешевле обойдется гречка, чтобы прийти во власть и поставить министрами и директорами госпредприятий своих людей.

Как это изменить? Пока никак. Надо ждать смены поколений. После ухода на пенсию последнего бюрократа шансы, может, появятся. Раньше — маловероятно.

Пока шансы выше у проституции и марихуаны, в легализации которых депутаты и чиновники заинтересованы намного больше, чем в развитии фондового рынка.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
фондовий ринок законодавство пенсійна реформа