Секс, наркотики чи фондовий ринок?
Модернізувати "Запорожець" українського фондового ринку з кожним роком все складніше. Ситуація буде тільки погіршуватися в міру валютної лібералізації. (Рос.)
Один из важных показателей конкурентоспособности украинской экономики - ее фондовый рынок.
Частный инвестор в Украине микроскопичен, пенсионная система является черной дырой, и за все годы независимости на внутреннем рынке не было ни одного IPO.
Уже десять лет я задаюсь вопросом, как это изменить.
Сначала считал, что главная проблема — в инфраструктуре.
Казалось, достаточно построить современную биржу с безрисковыми расчетами и эмитенты на нее ломанутся. Не ломанулись. У местных акционерных обществ нет цели увеличения капитализации. У кого такая цель появляется — идут на иностранные биржи, где можно привлечь капитал.
Затем, совсем недолго, я надеялся, что ситуацию может кардинально изменить пенсионная реформа. Польше же помогла. Но даже если МВФ заставит ее сделать, без защиты прав собственности инвестировать принудительно собранные деньги пенсионеров в украинские ПАО было бы слишком рискованно.
Добровольно нести деньги в колхоз негосударственных пенсионных фондов украинцы не особо склонны, а мотивации к индивидуальному накоплению инвестиций нет. В рамках обсуждения пенсионной реформы стимулирование индивидуальных сбережений пока не рассматривается.
Потом думал, что нужно создавать благоприятные условия для вторичного листинга в Украине компаний, которые провели IPO в Лондоне и Варшаве. Однако украинские чиновники не способны создать такие условия, даже если бы они были в этом заинтересованы. А им это не будет интересно еще много лет.
Модернизировать "Запорожец" украинского фондового рынка с каждым годом все сложнее. Мы уже в ситуации, когда страна аутсорсит функции рынка капитала более развитым юрисдикциям. Ситуация будет только усугубляться по мере валютной либерализации. Время, чтобы к ней подготовиться, бездарно упущено.
У местных чиновников нет мотивации защищать инвестиционные потребности украинцев. Они готовы защищать только сферу своего влияния.
Местным судьям всякие майданы нипочем. Необязательность исполнения законов — это фундамент украинского развитого бюрократизма.
Местный парламент неэффективен и медлителен. В части инвестиционных возможностей украинская юрисдикция в ближайшие лет 25 не догонит европейское законодательное поле. Здесь даже вопрос так пока не ставится. Есть желание скопировать обязанности, но не права.
Яркий пример бесперспективности местного рынка ценных бумаг — судьба законопроекта №4259, предлагающего ввести индивидуальные инвестиционные и пенсионные счета, аналоги которых существуют во многих развитых экономиках.
В мире на таких счетах накоплены триллионы долларов, а законопроект уже больше года прозябает в Верховной Раде. Его история красноречиво говорит о том, что не нужны здесь ни обеспеченные пенсионеры, ни частные инвесторы, ни тем более развитый фондовый рынок. Всех вполне устраивает нынешнее болото.
Чем жестче ограничены возможности инвесторов, чем меньше доходы населения и беднее пенсионеры, тем дешевле обойдется гречка, чтобы прийти во власть и поставить министрами и директорами госпредприятий своих людей.
Как это изменить? Пока никак. Надо ждать смены поколений. После ухода на пенсию последнего бюрократа шансы, может, появятся. Раньше — маловероятно.
Пока шансы выше у проституции и марихуаны, в легализации которых депутаты и чиновники заинтересованы намного больше, чем в развитии фондового рынка.