Українська правда

Спеціальні санкції. Як держоргани "дотискають" український бізнес

Застарілі норми у сфері зовнішньоекономічної діяльності породжують корупцію і тиснуть на бізнес. Закон про ЗЕД пора міняти. (Рос.)

Несмотря на предписания международных организаций, рекомендации бизнес-омбудсмена и жалобы компаний, госорганы продолжают "давить" украинский бизнес и вытеснять иностранный путем применения специальных внешнеэкономических санкций — спецсанкций.

Применение спецсанкций в Украине регулирует закон о внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Он существует с начала 1990-х годов и во многом не соответствует международной практике и законодательству ЕС.

Пока идут дискуссии о необходимости отмены этого закона или о существенной доработке его частей, бизнесу приходится мириться с существующей редакцией и самостоятельно бороться с искусственно примененными спецсанкциями.

Что такое спецсанкции

Спецсанкция — это средство экономического воздействия на компании, которые нарушают договорную, финансовую, кассовую и кредитную дисциплину.

Предусмотрено три вида спецсанкций.

1. Штраф, пока не используется.

2. Индивидуальный режим лицензирования, используется часто. Срок применения — неограниченный.

3. Временная остановка ВЭД, используется реже. Срок применяется — три месяца с правом продления по решению суда или последующей заменой на индивидуальный режим лицензирования.

Спецсанкции могут быть инициированы СБУ, ГФС, Контрольно-ревизионной службой, Антимонопольным комитетом, Нацкомфинуслуг, НБУ, по решению суда.

Применяет спецсанкции Минэкономразвития. На этапе их введения функция ведомства сводится к тому, чтобы получить обращение от инициатора, зарегистрировать его, передать исполнителю и применить спецсанкцию. При этом МЭРТ не уведомляет компании о планируемых спецсанкциях.

Такой поверхностный подход негативно влияет на бизнес-климат и вредит бизнесу. Зачастую неосведомленные о применении спецсанкций компании продолжают планировать свою деятельность, не догадываясь, что в любой момент банки могут не принять их платежи, а таможня опечатает товар.

Скрытые возможности

Несмотря на отработанные до автоматизма действия МЭРТ — "принял и применил", в устаревшем законодательстве есть нормы, которые обязывают МЭРТ перед применением санкций разобраться в ситуации.

Порядок применения спецсанкций предусматривает, что МЭРТ, в случае нехватки информации, обращается к инициатору или в другие госорганы, а также в компанию с уточнениями, после чего принимает окончательное решение.

Основанием для применения спецсанкций является нарушение, а не обращение инициатора. То есть если обращение инициатора не содержит информации о нарушении, МЭРТ не имеет оснований для применения спецсанкции.

Именно к такой позиции в последнее время стали склоняться административные суды при рассмотрении споров, связанных с введенными МЭРТ спецсанкциями.

Таким образом, даже при наличии устаревших норм закона о ВЭД, министерство может разобраться в ситуации и использовать современные взвешенные подходы к вопросу применения или неприменения спецсанкций.

Как преодолеть давление

Многие компании, которые попали под действие спецсанкций, предпочитают переждать временную остановку ВЭД и смириться с индивидуальным режимом лицензирования. Однако те, кто готов к активным действиям, могут воспользоваться следующими вариантами самозащиты.

Судебный. Компании могут обжаловать приказ МЭРТ о применении спецсанкций в административном суде. Важно вместе с приказом обжаловать и действия инициатора, так как сам приказ является лишь их следствием.

Судебный процесс может затянуться. Возможно, за это время срок действия первичной санкции — временной остановки ВЭД — уже закончится и начнется действие другой — индивидуального режима лицензирования. Однако в случае отмены первичной санкции очевидна отмена и последующей.

Позиция МЭРТ в судах обычно немногословна и сводится к тому, что "санкция введена на основании обращения, а МЭРТ не в праве его перепроверять". Поэтому основным оппонентом в суде выступает именно инициатор обращения, который пытается доказать наличие нарушения в действиях компании.

Внесудебный. Компании могут сами объяснить МЭРТ свою правоту и попробовать отменить спецсанкции путем подачи доказательств и пояснений.

Такой подход работает, но часто компании попадают в "бюрократический круговорот отписок", когда МЭРТ, получив запрос от компании, перенаправляет его инициатору, инициатор передает его от департамента к департаменту, от отдела к отделу, в итоге приходит ответ: "Разбираемся, ждите".

Время ожидания ответа от МЭРТ и инициатора может затянуться на несколько месяцев без гарантии, что спецсанкция будет снята.

Для более эффективного результата при внесудебном варианте самозащиты стоит заручиться поддержкой Совета бизнес-омбудсмена — СБО. Совет защищает интересы бизнеса перед госорганами, выступает инструментом разрешения конфликтов и медиатором между государством и бизнес-средой.

СБО становится действенным инструментом внесудебной самозащиты бизнеса, поскольку его участие привлекает внимание общественности и заставляет госорганы разобраться в законности применения санкций к компаниям.

В заключение

Открытая политика Украины на мировой арене, активная внешнеэкономическая работа, стремление адаптировать законодательство в сфере ВЭД под европейские стандарты, положительные для бизнеса тенденции при судебном обжаловании спецсанкций, поддержка СБО дают позитивные сигналы.

Важно, чтобы органы-инициаторы и МЭРТ неукоснительно соблюдали нормы закона о ВЭД и разбирались в ситуации перед применением спецсанкций.

Ожидаем, что в ближайшее время в Украине будут отменены устаревшие нормы в сфере ВЭД, которые порождают коррупцию и оказывают давление на бизнес, и внедрены новые, соответствующие международной практике. Тем более, что определенные улучшения в этом направлении уже происходят.

Комментарий заместителя бизнес-омбудсмена Татьяны Короткой:

— Активизация внешнеторговых отношений — пожалуй, главное ожидание от евроинтеграционных процессов Украины. Именно поэтому упрощение процедур, связанных с экспортом и импортом, — это важное направление, которому правительство Украины должно уделять постоянное внимание.

С начала своей деятельности СБО акцентировал внимание на необходимости снижения административных барьеров при осуществлении внешнеэкономических операций, а вопрос применения санкций совет предлагает решить радикально — внесением изменений в закон "О внешнеэкономической деятельности".

При подготовке системных рекомендаций мы пытались найти хотя бы один пример санкций, подобных украинским, и не смогли. Разумеется, в фокусе были страны, на которые Украина равняется по тем или иным параметрам.

Обычно к нарушениям в сфере внешней торговли относят контрабанду, торговлю товарами двойного назначения и другими специфическими товарами без соответствующих документов, но это все предмет для уголовного следствия.

В Украине же все смешалось: неоправданные требования к документам, нарушения валютного контроля, расследования по вопросам контрабанды — все идет через санкции. Даже название этих санкций — индивидуальное лицензирование — собственно лицензированием не является.

Практика рассмотрения жалоб бизнеса советом подтверждает необходимость радикального пересмотра подхода государства к регулированию этой сферы.

Недавно мы расследовали вопиющие случаи остановки коммерческой деятельности весьма авторитетных международных компаний. В частных случаях мы проблемы компаний решили, но имидж страны и ее привлекательность для инвестиций от таких примеров всегда страдают.

Надеюсь, наши совместные наработки с коллегами из проекта АМР США "Лидерство в экономическом управлении" будут восприняты законодателями и позволят радикально упростить процедуры, связанные с внешней торговлей.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Мінекономіки законодавство