Робота без помилок. Що перешкоджає відновленню економіки
Влада заговорила про вихід з кризи, але радіти рано. Без податкової реформи, приватизації та дерегуляції бізнесу нічого доброго не буде. (Рос.)
Украинское правительство впервые за долгое время зарядилось оптимизмом.
По крайней мере, такой вывод можно сделать из макроэкономического прогноза на 2017 год, который обнародовало Минэкономики в последние дни июня.
Рост ВВП Украины в 2017 году может достичь 3% при годовой инфляции чуть более 8%.
Правда, в министерстве оставили возможность для маневра и озвучили еще один сценарий.
Согласно ему ВВП за 2017 год вырастет на 1,5%, а инфляция составит около 10%.
Так или иначе, в Кабмине намекают, что украинская экономика выходит из кризиса. По крайней мере, в это хочется верить членам правительства.
Почти победа
Однако если трезво оценивать нынешнее состояние украинской экономики, о завершении рецессии говорить еще рано.
В первом квартале 2016 года ВВП показал прирост 0,1%. Учитывая, с какими показателями Украина вошла в 2016 год — падение ВВП на 10%, инфляция более 43%, — итоги января-апреля вряд ли можно назвать удовлетворительными.
Особенно — с оглядкой на предельно низкую базу сравнения, от которой расти гораздо проще, чем в те годы, когда экономика находилась на пике.
Слабые надежды на скорое выздоровление Украины подтверждаются и сдержанными экспертными прогнозами. К примеру, апреле Международный валютный фонд ухудшил свои ожидания роста ВВП Украины с 2% до 1,5%.
Приблизительно такого же мнения придерживается Мировой банк, по оценкам экспертов которого ВВП Украины вырастет за 2016 год не более чем на 1%.
Что удивительно, прогнозы украинских властей, которые чаще всего неоправданно завышены, сходятся с подсчетами международных партнеров.
И в Минэкономики, и в Нацбанке признаются, что рост ВВП в 2016 году, скорее всего, не превысит 1%. По мнению правительства, если по итогам первого полугодия экономика выйдет хотя бы "в ноль", это уже будет хорошо.
Взгляд изнутри
Тем не менее, премьер Владимир Гройсман и его соратники не теряют уверенности в развороте тренда. Они считают, что двигателем экономического роста для Украины в 2017 году станут зарубежные инвестиции и внешний спрос.
Все бы хорошо, но подобные умозаключения выглядят странно в ситуации, когда внешнеторговый оборот сокращается, а инвестиции отсутствуют как класс.
К примеру, по итогам 2015 года сальдо торгового баланса Украины составило 1,7 млрд долл со знаком "минус". По итогам января-мая 2016 года ситуация в лучшую сторону не изменилась: отрицательное сальдо — на уровне 1,3 млрд долл.
Примечательно, что сокращается не только экспорт, что можно объяснить бедственным положением бизнеса. Падают и объемы импорта, что идет вразрез с обещаниями правительства выйти из кризиса за счет внешнего спроса.
В части иностранных инвестиций картина еще более безрадостная.
Отрицательное сальдо прямых капиталовложений за 2015 год составило 818 млн долл. По итогам января-мая 2016 года этот показатель достиг "минус" 1,84 млрд долл. При этом "дыра" на финансовом счету превышает 400 млн долл. А инвестиции как уходили, так и продолжают уходить из Украины.
Это явно не укладывается в ту идеалистическую модель, которую рисует Кабмин.
Также достаточно странно, что в правительстве не осознают простую вещь. У потенциальных инвесторов нет мотивации заводить деньги в страну, где нормально не функционируют ни налоговая, ни судебная, ни финансовая системы, из-за чего любой капитал находится под угрозой экспроприации.
Да и уровень госдолга Украины перешагнул предельно возможный уровень 2016 года: 1,7 трлн грн на 1 мая, что на 200 млрд грн больше предельной суммы госдолга, предусмотренной бюджетом-2016. При этом средняя доходность суверенных еврооблигаций на вторичном рынке превышает 8%.
Не просто слова
И все же если абстрагироваться от критических настроений, те ожидания, которые Минэкономики возлагает на 2017 год, вполне могут быть реализованы. По большому счету, 1,5-3% роста ВВП не кажутся немыслимой задачей даже сейчас.
Однако положительный сценарий возможен лишь при условии обстоятельной "работы над ошибками" со стороны властей.
Задачи правительства хорошо известны, уже не раз обсуждались и четко прописаны в плане действий Кабмина, который был утвержден в мае.
Прежде всего, это приватизация, масштабная налоговая реформа, решение проблем в энергетическом секторе и ЖКХ, повышение социальных стандартов, постепенная "расчистка" государственного долга, дерегуляция бизнеса.
Иными словами, усилия нужно направить на снижение зависимости от внешнего финансирования, а также на стимулирование бизнеса и внутреннего спроса.
К тому же, производство уже начинает восстанавливаться — индекс промпроизводства растет четыре месяца подряд. За февраль его прирост в годовом исчислении составил 7,6%, март — 4,8%, апрель — 3,5%, май — 0,2%.
Однако для поддержания этой динамики нужны не просто убедительные декларации со стороны Кабмина, а реальные реформы. Об этом, к слову, регулярно напоминает Международный валютный фонд.
По мнению нашего ключевого партнера, без серьезных усилий, направленных на перестройку системы госуправления и борьбу с коррупцией, Украине не стоит рассчитывать ни на сотрудничество с МВФ, ни на возобновление роста.
Да, такие заявления фонда можно расценивать как угрозу и даже шантаж.
Однако без действенных катализаторов экономического подъема радужные планы так и останутся прогнозами на бумаге, которые рано или поздно будут пересмотрены в сторону ухудшения, а правительство спишет очередной неудачный год на восточного соседа или плохую конъюнктуру на внешних рынках.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.