Українська правда

АМКУ роз'яснив, як буде розраховувати штрафи

Вперше за історію роботи АМКУ відомство прийняло документ, у якому роз'яснило підходи до визначення розміру штрафів за вчинення порушень.

Впервые за историю работы АМКУ и применения конкурентного законодательства, ведомство приняло, пожалуй, один из самых ожидаемых документов, в котором разъяснены подходы к определению размера штрафов за совершение нарушений.

Он носит статус рекомендационных разъяснений и официально был опубликован на сайте АМКУ 15 сентября 2015 года.

Это первый документ, который действительно обсуждался с общественностью.

По сути разъяснения являются отражением подходов,  заложенных в Guidelines on the method of setting fines Еврокомиссии. Но здесь важно, что АМКУ не просто скопировал подходы зарубежных коллег, а учел национальные особенности антимонопольного регулирования.

Документом предусмотрен двухфазовый расчет штрафа: определение базового размера штрафа, и его корректировка с учетом смягчающих и отягощающих обстоятельств дела.

Расчет санкции на первом этапе предусматривает определение релевантного дохода, т.е. дохода, связанного с нарушением, и расчет процента, который зависит от тяжести и длительности нарушения. Для этого предусмотрена специальная шкала.

Ранее АМКУ рассчитывал штраф от дохода компании (группы компаний) за последний финансовый год, без учета степени негативного влияния конкретного нарушения на соответствующий рынок.

Теперь базовый размер штрафа будет привязан к доходу, который компания получила или могла получить в связи с нарушением.

Такой подход существенно сократит диапазон налагаемого штрафа и повысить стандарт доказывания нарушений. А налагаемая санкция будет иметь необходимое экономическое обоснование.

На второй фазе расчета штрафа – при применении отягчающих обстоятельств - возможно его увеличение максимум до 50 %. В случае же наличия смягчающих обстоятельств, определенных документом, штраф может быть уменьшен вплоть до 50%.

При этом Комитет оставил за собой право в исключительных случаях увеличить штраф до прежних размеров – до 10 % от дохода компании за предыдущий год. Или наложить так называемый символический штраф.

В целом документ является целостным и логичным. Однако, поскольку это первый документ в своем роде в Украине и Комитет был ограничен во времени при его доработке, некоторые положения все же могут потребовать усовершенствования.

К примеру, вызывает вопросы формулировка в отношении порядка определения базового штрафа для нарушений, предусмотренных Законом Украины "О недобросовестной конкуренции". Речь идёт об одном из наиболее распространенных нарушений в виде введения в заблуждение информацией о товаре.

Исходя из упомянутой формулировки этой нормы, складывается впечатление, что АМКУ решил оставить в силе предыдущий подход в отношении этих видов нарушений – то есть брать за основу весь годовой оборот компании.

Также перечень отягчающих обстоятельств остался неисключительным, что может повлечь определенные риски для компаний и понизить уровень правовой определенности.

Глава Комитета Юрий Терентьев на недавнем круглом столе, посвященном теме методики, заверил, что Комитет нацелен на усовершенствованию методики, а значит мы надеемся, что совместными усилия получится устранить имеющие недостатки формулировок и сделать ее применение максимально прозрачным и последовательным.

В целом, принятие разъяснений является первым шагом по выполнению обязательств Украины в соответствии с Соглашением об Ассоциации в контексте имплементации подходов и стандартов Европейского Союза в области защиты конкуренции.

Следующим этапом является  принятие закона, который должен выполнить две основные функции.

Первое - "узаконить" методику расчета штрафов, так как на данном этапе она носит рекомендательный характер и не имеет обязательной юридической силы.

Второе - зафиксировать гарантию компаний на судебный пересмотр размера наложенного ведомством  штрафа.

Напомним, что сегодня суды не уполномочены по результатам пересмотра решения органов АМКУ, изменять размер санкций, что существенно затрудняет развитие правоприменительной практики.

Соответствующий законопроект, предусматривающий, в частности, указанные изменения уже разработан и зарегистрирован в парламенте еще в середине марта этого года.

Речь о законопроекте № 2431 "О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции в отношении определения органами АМКУ размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции".

Законопроект включен в в повестку дня для голосования в первом чтении, но почему-то все время на конец недели. Если депутаты не отнесут этот законопроект к приоритетным, полноценной реформы в этой сфере не получится.

И рассмотрение антимонопольных дел рискует остаться исключительно в стенах Комитета, что, в конце концов, приведет к тому, с чего мы начали – монополизация полномочий Комитета и отсутствие независимого судебного обжалования его решений.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
АМКУ