Як правильно купити ліки
Щоб почати купувати ліки через спеціалізовані організації у 2015 році, МОЗ повинне було написати акти ще в січні, але їх досі нема. (Рос.)
Ситуация в сфере закупок лекарств в Украине достигла критической черты.
По словам первого заместителя министра здравоохранения, Минздрав был самым коррумпированным ведомством.
Фирмы-прокладки выигрывали липовые тендеры и завышали цены на лекарства.
Последствия этой ситуации отражаются на здоровье и жизни граждан.
Из-за "откатов" цены на закупаемые препараты завышены в несколько раз, а дефицит лекарственных средств с каждым годом усугубляется.
Пациенты, которые получают необходимые им лекарства, не имеют гарантий, что закупленный препарат действительно эффективный и безопасный.
Более того, коррупционная схема закупки лекарств в Украине не может функционировать стабильно. В 2014 году тендеры были объявлены и проведены настолько поздно, что на момент поставки лекарств в больницы остатков уже не хватало, и многие пациенты были лишены необходимых препаратов.
Это привело к увольнению замминистра Р. Салютина и министра О. Мусия.
Чтобы устранить коррупцию и наладить эффективный механизм закупки лекарств, в Министерстве здравоохранения необходимы глубинные изменения всей системы государственных закупок - начиная от порядка создания отраслевых стандартов и заканчивая составлением технической документации.
Поскольку осуществить эти изменения без детальной проработки всех стадий процесса невозможно, для временного решения проблемы коалиция Верховной Рады решила передать закупку лекарств международным организациям. Позже эта идея была зафиксирована в программе деятельности Кабмина.
За эту возможность взялся благотворительный фонд "Пациенты Украины". Заручившись юридической поддержкой адвокатского объединения "Арцингер", он разработал и содействовал принятию законопроектов №2150 и №2151.
Они были представлены на общественное обсуждение и учитывают замечания депутатов и общественных организаций, в том числе - ОО "Центр противодействия коррупции", представителей ВОЗ и ЮНИСЕФ.
Фото patients.org.ua |
Затем проекты рассмотрели Минздрав, ГП "Государственный экспертный центр Минздрава", Минфин, ГФС, комитет здравоохранения Верховной Рады.
Ключевое положение закона №2150 - передача специализированным организациям функции закупок лекарств по заказу Минздрава. Заказ формируется на основании перечня, утверждаемого Кабмином. Для этого такие закупки выведены из сферы действия закона "Об осуществлении госзакупок".
Если купленное такой организацией лекарство не зарегистрировано в Украине, для него закон предусматривает ускоренную процедуру регистрации.
Поскольку специализированные организации осуществляют преквалификацию лекарств, то есть комплексную проверку качества, эффективности и безопасности, их регистрация в Украине существенно ускорится.
Регистрация будет проходить за 14 рабочих дней без уплаты регистрационного сбора, тогда как общая процедура регистрации длится около года. Семь дней потребуется для проведения экспертизы регистрационных материалов, и столько же - для принятия Минздравом решения о госрегистрации или отказе в ней.
Закон разрешает поставки лекарств в международной упаковке, что позволит избежать необходимости изготовления украинской упаковки и дополнительно снизит стоимость этой продукции. Информация, необходимая врачам для назначения лекарств, будет предоставляться в переводе инструкции.
Для ввоза закупленных специализированными организациями лекарств не будут применяться требования относительно наличия лицензии на импорт и проведения государственного контроля качества, поскольку специализированные организации закупают только качественные преквалифицированные лекарства.
Для полноценной реализации закона необходима разработка подзаконных актов.
Міністр охорони здоров'я Олександр Квіташвілі. Фото kmu.gov.ua |
В частности - акта, устанавливающего перечень лекарств и медицинских изделий, которые могут закупаться через специализированные организации, особенности закупок с привлечением специализированных организаций, отмену декларирования цен на такие лекарства, возможность оплаты продукции в иностранной валюте, детализацию порядка упрощенной регистрации лекарств.
Чтобы купить лекарства через специализированные организации в 2015 году, Минздрав должен был начать разработку подзаконных актов еще в январе, но ни один проект таких актов пока не опубликован.
В свою очередь, закон №2151 освободит от НДС - 7% - и импортного сбора - 5% - операции по ввозу лекарств. Особенности поставки и использования лекарств, на которые распространяются льготы, должен утвердить Кабмин.
Таким образом, в случае имплементации двух законов коррупционный фактор в части тендерных процедур по закупкам лекарств будет устранен посредством их передачи организациям, придерживающимся высоких стандартов обеспечения качества закупаемой продукции и следующим четким графикам поставок.
Оба закона приняты на период реформирования законодательства о госзакупках медицинской продукции. Срок их действия ограничен до конца марта 2019 года.
Соавтор текста - Леонид Чернявский, юрист адвокатского объединения "Арцингер"
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.