Українська правда

Росія об'їде Україну

Ми вже років 15 мріємо налагодити коридор від Балтики до Чорного моря, але далі пари поїздів справа не пішла. При цьому шлях "Північ-Південь" через Україну залежить від погоди і черги в Босфорі, а перспективний маршрут РЖД "Середземне море - Балтика" такого недоліку не має. (Рос.)

Мечту русских правителей многих веков о выходе в Средиземное море может осуществить Владимир Путин, купив железнодорожного оператора и крупнейший порт в Греции. Общественность в это время будет обсуждать его развод.

На днях руководство ОАО "Российские железные дороги" - РЖД - попросило Путина выделить госсредства для приобретения греческого железнодорожного перевозчика Trainose, сервисной компании Rosco и порта Thessaloniki.

Примерная сумма сделки - 140 млн евро.

Как известно, Россия около десяти лет ведет борьбу за расширение своего влияния на транспортную инфраструктуру Восточной Европы и Средиземноморья. Причем в данном секторе есть большой прогресс.

В таких странах как Венгрия, Сербия, Болгария, Польша и Румыния россияне уже близки к получению контроля над местными операторами.

Примечательно, что Москве в осуществлении масштабных планов старательно помогает немецкий железнодорожный монстр Deutsche Bahn со всеми его невероятными возможностями по лоббированию на уровне ЕС.

Покупая операторов дорог в этих странах - рельсы остаются государственными, - россияне получают власть над инфраструктурой и перевозками.

Учитывая геополитический вес РФ, вряд ли какая-то страна решится в будущем растворять на своем рынке значимость активов солидного инвестора, хоть как-то помогая операторам - конкурентам россиян.

Однако настоящей изюминкой, без которой охапка восточноевропейских железных дорог будет выглядеть блекло, являются порт и железная дорога в Греции. Именно они могут осуществить заветную мечту двух десятков российских царей, императоров и правителей о свободном доступе в Средиземное море.

Сегодня осуществление этой мечты особо близко. Ведь заторы кораблей в Босфорском проливе не редкость уже с десяток лет.

Одновременно существующее ограничение - 300 метров длинны - не пускает большие суда в Черное море. И подконтрольный железнодорожный логистический маршрут на Грецию может снять для РФ остроту данной проблемы.

Кроме того, в недрах РЖД и правительства РФ более пяти лет назад активно обсуждался вариант серьезной модернизации Транссибирской магистрали, чтобы она смогла стать качественным конкурентом морского пути из Китая в ЕС.

Однако одним из доводов, почему тогда не запустили большую стройку, послужило то, что у РЖД нет возможности контролировать маршрут до самого центра ЕС, что создает риски конфликта с партнерами, участвующими в цепочке.

Фото forum.pravda.com.ua

Теперь же свои средиземноморский порт и цепочка операторов решают эту проблему, открывая путь для инвестиций в проект планетарного масштаба.

При этом у греческого проекта РЖД есть и вторая яркая перспектива - создание транспортного коридора "Север-Юг" от Польши до Греции. Данное логистическое решение представляет большую опасность для Украины.

Мы уже лет 15 мечтаем наладить коридор от Балтики до Черного моря, у которого есть огромный транзитный потенциал, но дальше пары поездов, чья езда вскрывает скандальный характер таможенников, дело не продвинулось.

При этом путь "Север-Юг" через Украину все же зависит от погоды и очереди в Босфоре, а перспективный маршрут РЖД "Средиземное море - Балтика" такого недостатка не имеет.

Однако за греческий порт и железную дорогу россиянам еще предстоит побороться: французские и арабские инвесторы тоже присматриваются к интересному лоту и тоже посещают измотанных кризисом греческих чиновников.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.